19.05.17 г.
Литературное чтение
1 класс
Тема: М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка».
Цель:
познакомить с произведениями М. Пляцковского «Цап Царапыч», Г.Сапгира «Кошка».
Задачи:
развивать умение прогнозировать текст;
обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания;
учить понимать характер героев;
развивать воображение, речь, память;
прививать любовь к животным.
Планируемые результаты:
обучающиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения;
сравнивать и различать художественные и научно — популярные тексты;
характеризовать героев и их поступки;
рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации;
участвовать в обсуждении проблемных ситуаций.
В процессе обучения формировать следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия
( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, группе, учитывать позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-оценка.
Тип урока: открытие нового знания.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Ресурсы: учебник, интерактивная доска, ноутбук, презентация, иллюстрации различных пород кошек, книги о кошках, художественная литература для выставки книг, плакат с заданиями, светофоры, проектор.
ХОД УРОКА.
1.Орг.момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ну-ка, проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать.
На уроке ты сидишь
Тихо-тихо, словно мышь.
Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
3.Речевая разминка.
Работа в парах.
Карточки:
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет,
А рыбы читают весёлые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки...
Учитель:
- Понравилось вам стихотворение? Чем оно вам понравилось? Почему было весело?
- Прочитайте чётко, проговаривая каждое слово и каждый слог.
- Прочитаем теперь шёпотом, громко.
- А теперь прочитаем меняя голос в каждой строке: громко — тихо, весело — сердито.
- Ну а теперь прочитаем выразительно.
Актуализация знаний.
Выразительное чтение стихотворения И. Токмаковой «Купите собаку».
Определение темы урока. Постановка целей урока.
- Отгадайте загадки.
Вся мохнатенькая,
Четыре лапки,
Сама усатенька,
Два яхонта под шапкой. (КОШКА)
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапы коготки. (КОТЁНОК)
Стихотворение о кошке (Слайд 1)
- Как вы думаете о ком мы будем читать сегодня на уроке? (Ответы детей.)
- Верно. Сегодня на уроке мы будем читать произведения о кошках. (Слайд 2)
- Определите цель и задачи урока.
Упражнение «Доскажи словечко» (по опорной схеме).
Разминка. Скороговорка о кошках (Слайд3)
6. Работа по теме урока.
- Откройте учебник на странице 65. Прочитайте, кто автор первого произведения, с которым мы познакомимся. (Слайд 4)
- Прочитайте название произведения.
- Кого так называют?
- Рассмотрите иллюстрацию, предположите о чём расскажет автор.
- А теперь я прочту вам это стихотворение, а вы внимательно послушаете его.
- Кто такой Цап Царапыч?
- Где он живёт? (в квартире)
- Какой характер у кота? (игривый, весёлый)
- Почему его называют Цап Царапычем?
- Эта кличка ласковая или нет?
- Любит ли мальчик Цап Царапыча?
Учитель: А теперь прочитаем это стихотворение. Читаем по одной строке по цепочке.
Учитель: Молодцы. Кто желает прочитать выразительно всё стихотворение?
Физкультминутка (аудио).
7.Продолжение работы по теме урока.
- Открываем страницу 66 учебника. Прочитайте название стихотворения, автора.(Слайд 6)
- В какой форме написано стихотворение (в форме диалога)
- Как вы думаете, кто с кем разговаривает?
Давайте прочитаем стихотворение.
- Понравилось ли вам стихотворение?
Беседа по содержанию.
- А теперь поработаем по вопросам после произведения. (Разбираем 2 вопроса)
Работа в парах.
- А теперь давайте почитаем по ролям.
- Сколько действующих лиц в произведении?
- С какой интонацией прочтём слова кошки? (вопросительная)
- Ребята. А теперь ребята расскажут немного интересного о кошках и мы посмотрим презентацию.(Выступают подготовленные дети).
№1
Держать в доме кошек – любимцев миллионов людей – начали еще древние египтяне почти 4 тысячи лет назад. Они так высоко ценили этих потомков дикой степной кошки, что даже почитали их как священных и поклонялись богине с кошачьей головой. (Слайд 7-8)
Все кошки – хищники.
Кошки очень прыгучи и грациозны. Прыгнув, они приземляются на все четыре лапы в нужное место. (Слайд 9)
№2
Слух. (Слайд 10)
№3
Усы, или вибриссы, – не украшение. Это органы осязания, чувствительные, как кончики наших пальцев. В темноте вибриссы «подсказывают» кошке, как обойти препятствия, помогают определить расстояние
и найти дорогу. (Слайд 11)
№4
Глаза никогда не подводят кошку на охоте. Ее ночное зрение просто поразительно – в шесть раз острее, чем у человека. В темноте, чтобы пропустить больше света, кошачьи зрачки расширяются так, что почти целиком заполняют глаза. (Слайд 12)
Дифференцированная работа.
1 уровень – стр. 67 в учебнике.
2 уровень – работа по карточкам.
3 уровень – энциклопедия.
Выступления детей.
Породы кошек.
Кошки – экзотические животные. Они величественны и загадочны, непостоянны и непредсказуемы. В кошачьем царстве немало замечательных, поразительных, очаровательных созданий. Вот некоторые из них.
Сфинкс – кошка домашняя, иначе и быть не может. Ему, лишенному шерсти, просто необходимо жить в помещении – на природе без мехового покрова погибнешь. (слайд 13)
Оказаться на месте южноафриканской кошки жоффруа не пожелаешь никому. Её экзотичный мех любят во всем мире. Он высоко ценится и действительно прекрасен: на фоне, переливающемся от пепельно-серого до рыжевато-коричневого, разбросаны черные пятна. (слайд 14)
Камышовый кот (хаус) любит забираться в курятники, оттого-то жители окрестных деревень встречают его отнюдь не как желанного гостя. Но котят хауса легко можно приручить – пусть это послужит нам напоминанием о том, что разница между дикими и домашними кошками весьма условна. (слайд 15)
Кот-рыболов (или рыбья кошка) получил свое имя, конечно же, за пристрастие к рыбе. Он сидит на берегу и выжидает. Увидев проплывающую неподалёку, ни о чем не подозревающую рыбу, кот лапой выбрасывает ее на берег и съедает. Между пальцами «рыболова» есть перепонки, похожие на утиные, поэтому он хорошо плавает и может охотиться там, где большинство кошек не рискуют, – в воде. (слайд 16)
Из-за длинных ушей сервал больше похож на кролика, чем на кошку. Уши верно служат ему. Услышав возню прячущихся в траве мелких животных, сервал прыгает на них со скоростью удирающего кролика. (слайд 17)
Подведение итогов урока.
- Какие произведения мы читали на уроке?
- Кто их авторы?
- Что нового вы узнали на уроке о кошках?
Рефлексия.
Самооценка.
Упражнение «Настроение».
Оценивание работы учителем.
Приложение.
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет,
А рыбы читают весёлые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки...
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет,
А рыбы читают весёлые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки...
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет,
А рыбы читают весёлые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки...
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет,
А рыбы читают весёлые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки...
№1
Держать в доме кошек – любимцев миллионов людей – начали еще древние египтяне почти 4 тысячи лет назад. Они так высоко ценили этих потомков дикой степной кошки, что даже почитали их как священных и поклонялись богине с кошачьей головой. (Слайд 7-8)
Все кошки – хищники.
Кошки очень прыгучи и грациозны. Прыгнув, они приземляются на все четыре лапы в нужное место. (Слайд 9)
№2
Слух. (Слайд 10)
Кошки обладают направленным слухом, т. е. могут двигать ушной раковиной в сторону источника звука. Ушные раковины у кошки двигаются независимо друг от друга, поэтому кошка может следить одновременно за двумя источниками звука.
№3
Осязание.
Усы, или вибриссы, – не украшение. Это органы осязания, чувствительные, как кончики наших пальцев. В темноте вибриссы «подсказывают» кошке, как обойти препятствия, помогают определить расстояние
и найти дорогу. (Слайд 11)
№4
Зрение.
Глаза никогда не подводят кошку на охоте. Ее ночное зрение просто поразительно – в шесть раз острее, чем у человека. В темноте, чтобы пропустить больше света, кошачьи зрачки расширяются так, что почти целиком заполняют глаза. (Слайд 12)