СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Волошин "Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль". Поход в «Музейный дом». Репродукция картины И.Айвазовского "Девятый вал" ПНШ 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок литературного чтения разработан по новым стандартам  ФГОС  для  4 класса по теме "М.Волошин Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль" УМК "Перспективная начальная школа”

Просмотр содержимого документа
«М.Волошин "Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль". Поход в «Музейный дом». Репродукция картины И.Айвазовского "Девятый вал" ПНШ 4 класс»

Тема: М.Волошин "Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль". Поход в «Музейный дом». Репродукция картины И.Айвазовского "Девятый вал"



Цели: познакомить с творчеством М. Волошина и И. Айвазовского

Предметные: научатся выразительно читать стихотворение, обнаружить, одну из главных особенностей романтического искусства, наличие контраста между реальным и фантастическим мирами, анализировать; получат возможность научиться воспринимать и осмысливать живописное полотно.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Познавательные: строят устные высказывания с учётом учебной задачи.

Регулятивные: выполняют учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.

Коммуникативные: участвуют в диалоге при обсуждении произведений искусства.

Личностные: проявляют интерес к миру чувств и мыслей человека, отражённых в искусстве.


Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация.

  2. Учебник «Литературное чтение» 4 класс Н. Чуракова

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Работа над новым материалом.

Учитель: Ребята, скажите, чем стихи отличаются от обычной речи? Посмотрите на доску, в обоих текстах говорится об одном и том же явлении. Какой отрывок вам больше понравился? Почему?

Зеленый вал отпрянул и пугливо

Умчался вдаль, весь пурпуром горя...

Над морем разлилась широко и лениво

Певучая заря.

Отпрянул пугливо зеленый вал, 

Умчался вдаль, горя пурпуром

Широко и лениво над морем

Разлилась певучая заря.

Ученики: В первом отрывке есть рифма. Рифмы украшают стихи , делают их лекгозапоминающимися. А во втором изменили порядок слов и вместе с ним изменился ритм. 

Учитель: Когда у человека появляется потребность перейти от обычной формы к стихам?

Ученики: Когда человек по-особенному чем-то взволнован, когда хочется поделиться впечатлениями чего-то прекрасного, удивительного, когда чувства переполняют душу.

Как вы думаете, контраст между реальным и фантастическим, красивым и страшным, может быть только в волшебных сказках?

– Где? В каких произведениях мы с этим встречались?

– Многих писателей, поэтов и художников привлекают особые состояния природы и жизненные ситуации, в которых уживается одновременно красивое и страшное, притягивающее и пугающее...

Одним из них и был Максимилиан Волошин.

Слайд портрет М. Волошина

– Максимилиан Волошин родился 28 мая 1877 г. в г. Киеве, в семье юриста , коллежского советника. Он рано лишился отца и воспитывался матерью, с которой у него были трогательные, доверительные отношения в течении все жизни.

Когда мальчику исполнилось 14 лет, он вместе с матерью переехал в Крым, в Коктебель, а гимназия, в которую он поступил учиться, была в Феодосии. Каждый день рано утром он преодолевал путь из Коктебеля в Феодосию длиной 7 км по гористой пустынной местности. Так в его жизни появляются Феодосия с ее генуэзскими крепостями и турецкими развалинами и Коктебель: море, полынь и нагромождения древнего вулкана Карадаг.

Серия слайдов с акварелями М. Волошина (6-7)

– Он занимается живописью. Темперой, а позднее акварелью пишет изысканные по колориту крымские пейзажи, большей частью по памяти. С Коктебелем будет связана вся жизнь поэта – об этом позаботилась сама природа: одна из гор Карадага удивительно похожа на профиль Волошина. Об этом он так написал: «И на скале, замкнувшей зыбь залива, судьбой и ветрами играя, изваян профиль мой» (1918 г.) Это был прекрасный поэт и художник, мыслитель, литературный и художественный критик.

3. Чтение стихотворения учителем.

Учитель: Я прочту вам стихотворение, а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором.

4. Словарная работа.

На доске карточки со словами: вал, стеклярус, пурпур, чёлн, карниз, снасти, зыбь.

– Куда надо обратиться, чтобы определить их смысл? (в толковый словарь)

Один из учеников зачитывает информацию из толкового словаря.

– Кому известно значение выражения «весь пурпуром горя»?

(Пурпур – темно-красный или ярко-красный цвет с фиолетовым оттенком. Краска такого цвета добывалась в древности из пурпурной улитки).

– Как понимаете значение выражения «живая зыбь»?

(Зыбь – легкая рябь на водной поверхности)

– Вернемся снова к толковому словарю. Что такое «голубой стеклярус»?

(Стеклярус – маленькие короткие трубочки из стекла, служащие украшениями: их нанизывают на нитку (бусы) и ими расшивают одежду)

Слайд с изображением стекляруса.

– Как правильно прочитать последнее словосочетание? Что необычного?

5. Беседа по первичному восприятию.

Учитель: Поделитесь своими мыслями о стихотворении. Какая картина представилась? (Морской пейзаж) Какой морской пейзаж предстал перед нами ?

Ученики: Красивый пейзаж – зеленая волна отливает пурпуром, море голубое, лиловые тучи, папоротник красный. Море разлилось ровно, но затишье временное, может произойти что-то ужасное, и это связано с парусом и «зловещей луной».

Учитель: Здесь видно противоречие одновременно и очень красиво и страшно. Красивый пейзаж, но для парусника – угроза.

6. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

Учитель: Перечитайте стихотворение и отметьте те строки, которые подтверждают, что М. Волошин был не просто поэтом, но и художником.

– К каким цветам он обращается?

(Волошин создает в стихотворении живописную картину бушующего моря, необыкновенно красивую по цветовым отношениям: зеленая волна отливается пурпуром, тогда как сама поверхность моря голубая; тучи – лилового цвета, луна – красного, парус – серый)

Учащиеся зачитывают строчки из стихотворения.

На экране возникают цвета по мере называния их учащимися.

– Какое состояние природы описал поэт? (шторм отступил, началось затишье)

– Как такой прием называется в поэзии? (Это контраст)

– Перечитайте текст и найдите в тексте слова и выражения подтверждающие, что шторм отступил, (что началось затишье.)

Учащиеся перечитывают стихотворение.

– Какие слова и выражения подтверждают, что шторм отступил, что началось затишье?

(Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль;
разлилась широко и лениво певучая заря;
пустыня вод)

– Какие ассоциации вызывают эти слова?

  • «разлилась широко и лениво» – распространилось ровно, равномерно, спокойствие, затишье, благодушие

  • «певучая заря» – равномерно длящаяся, непрерываемая, окрашивающая небо

  • «пустыня вод» – ровная, бесконечная поверхность)

– Все это подтверждает созданную картину начавшегося затишья. Но почему так неспокойно на душе?

– Найдите слова и выражения, подтверждающие, что затишье носит временный характер.

  • «С тревогою неясной» (Здесь рождается ощущение смутной тревоги).

  • «Папоротник красный, зловещая луна» (На фоне затишья и необыкновенно спокойного моря должно произойти что-то ужасное, непоправимая и эта катастрофа – будет связана с парусником, который воспринимается былинкой и в этой безграничной пустыне вод.)

– Перечитайте это стихотворение и подумайте, какие чувства к этому пейзажу автор хочет вызвать у читателя.

Самостоятельное чтение, подготовка к выразительному чтению вслух.

– Прочитайте так, чтобы мы смогли представить всю картину, и прочувствовать все то , что хотел передать нам автор.

Выразительное чтение стихотворения.

– Можно ли назвать эту картину красивой? (Да, красивый пейзаж, контрастные насыщенные краски, луна и море…)

– Какое драматическое противоречие в ней содержится? (Противоречие красивого и ужасного, прекрасного и драматического составляет смысл этого стихотворения: красивый пейзаж содержит угрозу людям, пассажирам маленького и беспомощного парусника; это и есть драматическое противоречие.)

– Что представилось, и какую картину можно было бы нарисовать? (Какую картину рисует ваше воображение?)


7. Работа с репродукцией картины И.Айвазовского «Девятый вал»

Учитель: Кто еще, кроме поэтов, может выражать свои чувства так же красочно, кроме поэтов.

Ученики: Художники при помощи красок.

Учитель: Отправимся в Русский музей, отыщем репродукцию картины И.Айвазовского « Девятый вал». И.Айвазовский – известный художник – маринист. Написал свыше 6 тысяч картин, является непревзойдённым мастером морского пейзажа. Как и М.Волошин жил в Феодосии.

На экране картина Ивана Айвазовского «Девятый вал».

– Что захотелось сказать? (Удивительно красивый пейзаж с изумрудно прозрачной зеленой волной, с жемчужными брызгами пены, с розовато-золотым рассветным небом. Необыкновенно красивая величественная картина моря, с одной стороны, и бедственное положение, в которое попали люди в результате бури и шторма).

– Что вы можете сказать о людях, которые там изображены?

– Кто эти несчастные, как попали они сюда?

Свободные высказывания детей.

– Они могут любоваться красотой разгорающегося рассвета на море? (Эта красота не может быть воспринята и оценена людьми, изображенными на картине. Красота и величие моря оборачиваются непоправимой трагедией для горстки людей, потерпевших катастрофу, у которых очень мало надежды остаться в живых.)

– Подумайте, почему картина названа «Девятый вал»? (По поверью, девятый вал наибольший роковой, последний, и каждый девятый вал, во время шторма, превосходит по силе все предыдущие. Огромные волны, подобные горам. Поднимаются и бушуют на безграничном просторе, сливающемся с небом, по которому мчатся гонимые бешеным ветром облака.)

– Какое чувство возникает у вас глядя на эту картину?

– Почему возникает надежда, надежда на спасение людей? (Благодаря мастерству Айвазовского, краскам и передаче света море выглядит естественным и лучезарным… Картина полна света, воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей оптимистический характер. Художник заставил нас любоваться красотой бушующего моря, несмотря на драматизм происходящего.)

– Опять Контраст!!!

3. Итог:

– Романтический контраст красивого и ужасного, радующего взор и страшного одновременно. В каких произведениях мы встречаемся с ним? (В стихах М. Волошина, в сказочной повести Гофмана «Щелкунчик» и др.)

– Что произвело на вас наибольшее впечатление? (Поэт и художник способны разглядеть все чудеса окружающего мира, увидеть красивое и страшное, умиротворенное и пугающее и совершено неожиданное.)

4. Д/з:

Дома прочитайте родителям это стихотворение так, что бы они тоже почувствовали тревогу, даже в успокаивавшемся море. Можно выучить наизусть.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!