Максимилиан волошин (1877 – 1932)
Русский и советский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик.
Биография
- Родился 16 мая 1877 года в Киеве в семье юриста, коллежского советника. Вскоре после рождения сына у родителей Волошина произошёл разрыв отношений, Максимилиан остался с матерью.
Родители М.Волошина
Настоящая фамилия — Кириенко-Волошин. По отцу предки Волошины — запорожские казаки. Отец – Александр Максимович Кириенко-Волошин, служил юристом в чине коллежского советника.
Мать — Елена Оттобальдовна, урожденная Глазер. После смерти мужа Е. О. Волошина с сыном переезжает в Москву, а в 1893 — в Крым. С матерью же до конца ее жизни Волошин поддерживал не только сыновние, но и творческие отношения.
Коктебель
- В 1893 г. мать поэта приобрела земельный участок в Коктебеле. Пустынный суровый берег Восточного Крыма, хранящий множество культурных напластований, легендарная Киммерия древних — все это оформилось в своеобразную неповторимую киммерийскую тему в поэзии и живописи Волошина.
- Построенный в 1903 г. в Коктебеле дом постепенно превратился в один из уникальных культурных центров — колонию для людей искусства.
Коктебель
М.Волошин в своем доме в Коктебеле
- Свое среднее образование Волошин начал в Московской Поливановской гимназии. Когда они с матерью переехали в Крым в Коктебель, Максимилиан пошёл в Феодосийскую гимназию (здание сохранилось).
- «Тоска и отвращение ко всему, что в гимназии и от гимназии. Мечтаю о юге и молюсь о том, чтобы стать поэтом . То и другое кажется немыслимым. Но вскоре начинаю писать скверные стихи, и судьба приводит меня в Коктебель»
- «И товарищи талантливого гимназиста, и учителя в один голос твердили, что это будущий стихотворец, поэт “божией милостью”»
- Михаил Алексеевич Дьяконов (1885—1938) — писатель и переводчик
Здание Московского государственного университета, где учился М.Волошин
- По семейной традиции в 1897 г. Волошин поступил на юридический факультет Московского университета, хотя мечтал об историко-филологическом. Учеба не раз прерывалась. В феврале 1899 г. Волошин был исключен из университета на год за участие в "студенческих беспорядках" и выслан в Феодосию. После восстановления окончательно бросил университет и занялся самообразованием. Он писал: "Ни гимназии, ни университету я не обязан ни единым знанием, ни единой мыслью".
Поездка в Европу
- В культурной ориентации Волошина важное место занимает Франция. Весной 1901 г. он отправился в Европу учиться "художественной форме — у Франции, чувству красок — у Парижа, логике — у готических соборов, средневековой латыни — у Гастона Париса, строю мысли — у Бергсона, скептицизму — у Анатоля Франса, прозе — у Флобера, стиху — у Готье и у Эредиа". В Париже он входит в литературные и удожественные круги, знакомится с европейскими представителями нового искусства (Р. Гилем, Э. Верхарном, О. Мирбо, О. Роденом, М. Метерлинком, А. Дункан, О. Рэдоном
- Волошин поставил перед собой задачу- познать европейскую культуру в её первоисточниках, а затем учиться у цивилизаций Индии, Японии, Китая.
- 1898-1905 гг. – «годы странствий»
Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.
«Сквозь сеть алмазную зазеленел восток», 1903-4
- В 1903 году приезжает в Россию, знакомится с символистами.
- Начинает активно печататься.
- Знакомится с будущей женой М. В. Сабашниковой.
- «Входит во все тонкости наших кружков, рассуждая, читая, миря, дебатируя»
- «В Москве был москвич, парижанин – в Париже». «Свой» многим»
- «Проходит через строй чужих мнений собою самим, не толкаясь»
Андрей Белый
«Громады дымных облаков»
Сабашникова Маргарита Васильевна – жена М.Волошина
- В апреле 1906 женится на художнице М. В. Сабашниковой и поселяется с ней в Петербурге, в том же доме, где была знаменитая «башня»-салон Вячеслава Иванова (их сложные отношения отразились во многих произведениях Волошина); летом 1907, после разрыва с женой, в Коктебеле пишет цикл «Киммерийские сумерки».
Маргарите Васильевне Сабашниковой
Я ждал страданья столько лет
Всей цельностью несознанного счастья.
И боль пришла, как тихий синий свет,
И обвилась вкруг сердца, как запястье.
Желанный луч с собой принес
Такие жгучие, мучительные ласки.
Сквозь влажную лучистость слез
По миру разлились невиданные краски.
И сердце стало из стекла,
И в нем так тонко пела рана:
"О, боль, когда бы ни пришла,
Всегда приходит слишком рано ".
Отношение к революции
- Революцию Волошин принял с открытыми глазами, без иллюзий: как тяжкую неизбежность, как расплату за грехи прогнившей монархии (а, по слову Достоевского, «каждый за все, Пред всеми виноват»). «Революция наша оказалась не переворотом, а распадом, она открыла период нового Смутного времени», — определил он летом 1919 г.
Революция
- В событиях революции и Гражданской войны он видел не просто политическое противоборство, но мировую, даже космическую драму. Волошин верил, что не случайно пришёл в мир именно в этом столетии и в этой стране: “Я не сам ли выбрал час рожденья, век и царство, область и народ…” . В эти годы Волошин бедствовал не менее других. Он недоедал, его мучили ревматизм и астма. Однако он не только не оставил поэзию, но писал не меньше, чем в самые благополучные периоды своей биографии; в стихах пытался осмыслить происходящее в России с исторической, философской, религиозной точек зрения.
Революция
- Годы после окончания Гражданской войны были для Волошина немногим легче. Хлопоты о хлебе насущном, смерть матери — человека очень близкого и дорогого, невозможность печататься… В 1929 г., ко всему прочему, у поэта попытались отобрать его коктебельский дом. Отстоять дом удалось, но после пережитых волнений у Волошина произошло кровоизлияние в мозг, от которого он так полностью и не оправился.
Фотографии
1896 1900 г 1903 г 1913 г 1920 г
Могила М. Волошина в Коктебеле
- Поэт скончался, в результате осложнения своего давнего заболевания – астмы в возрасте 54 лет. Похоронен на холме Кучук-Енишар близ Коктебеля.
Волошин-художник
- В 1927 Выставка волошинских пейзажей, организованная Государственной Академией художественных наук (с печатным каталогом), которая стала последним выходом Волошина на общественную сцену.
Творчество
- Первые стихи Волошина, написанные во время учебы в гимназии, носят отпечаток увлечения Пушкиным, Некрасовым, Гейне. В живописи он признавал только передвижников, считая Репина «величайшим живописцем всех веков и народов». Однако уже в 1899 г. происходит открытие импрессионистов, в 1900-м юноша видит в символизме «шаг вперед» по сравнению с реализмом. А в январе 1902 г., в лекции «Опыт переоценки художественного значения Некрасова и Алексея Толстого», Волошин уже выступает как горячий приверженец «нового искусства», презираемого «публикой» как декадентство.
- 22 ноября 1909 г. между Волошиным и Н. Гумилевым состоялась дуэль на Чёрной речке. Секундантом Волошина был граф Алексей Николаевич Толстой. Причиной дуэли была поэтесса Елизавета Дмитриева, с которой Волошин сочинил весьма успешную литературную мистификацию — Черубину де Габриак.
- Первый сборник «Стихотворения. 1900—1910» вышел в Москве в 1910 году, когда Волошин стал заметной фигурой в литературном процессе: влиятельным критиком и сложившимся поэтом с репутацией «строгого парнассца».
- «Стихи Волошина сделаны рукой настоящего мастера, любящего стих и слово, иногда их безжалостно ломающего, но именно так, как не знает к алмазу жалости гранящий его ювелир»
Валерий Брюсов
В неверный час тебя я встретил
- В 1914 году Волошин пишет письмо военному министру России с отказом от военной службы и участия в «кровавой бойне» Первой мировой войны.
- В 1915 выходит книга страстных стихотворений об ужасе войны «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915»). В это время он все больше внимания уделяет занятиям живописью, пишет акварельные пейзажи Крыма, выставляет свои работы на выставках «Мира искусства».
«Настороженная земля»
- Февральская революция застаёт Волошина в Москве. Он переезжает в Коктебель.
МИР
С Россией кончено... На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.
О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, Монгол с востока,
Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!
1917
- Ни война, ни революция не испугали меня и ни в чём не разочаровали: я их ожидал давно и в формах, ещё более жестоких. Напротив: я чувствовал себя очень приспособленным к условиям революционного бытия и действия. Принципы коммунистической экономики как нельзя лучше отвечали моему отвращению к заработной плате и к купле-продаже.
- 19-й год толкнул меня к общественной деятельности в единственной форме, возможной при моём отрицательном отношении ко всякой политике и ко всякой государственности, утвердившемся и обосновавшемся за эти годы, - к борьбе с террором, независимо от его окраски. Это ставит меня в эти годы (1919 - 1923) лицом к лицу со всеми ликами и личинами русской усобицы и даёт мне обширный и драгоценнейший революционный опыт.
«Шторм у Топрак-Кая»
Из самых глубоких кругов преисподней Террора и Голода я вынес свою веру в человека (стихотворение "Потомкам"). Эти же годы являются более плодотворными в моей поэзии, как в смысле качества, так и количества написанного .
- Приобщение к судьбе революционной России изменяет многое в натуре Волошина. Иным становится образ лирического героя, сосредоточенного ранее на «блужданиях» собственного духа.
- Для поэзии Волошина становится характерной тяга к эпичности, монументальности и торжественности.
- Поэт обращается к памятникам древнерусской литературы, Библии, Евангелию.
- При этом он нарочито ломает плавность стиха, достигая большей свободы, «раскованности».
Стал человек – один другому – дьявол;
Кровь – спайкой душ; борьба за жизнь – законом;
И долгом – месть. Но мы не покорились:
Ослушники законов естества,
В себе самих укрыли наше солнце.
«Потомкам», 1921
«Заливы гулкие земли глухой и древней»
Спасибо за внимание!