СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Максимилиан Волошин

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский и советский поэт, переводчик,  художник-пейзажист, художественный и литературный критик.

Просмотр содержимого документа
«Максимилиан Волошин»

Максимилиан волошин  (1877 – 1932) Русский и советский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик.

Максимилиан волошин (1877 – 1932)

Русский и советский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик.

Биография Родился 16 мая 1877 года в Киеве в семье юриста, коллежского советника. Вскоре после рождения сына у родителей Волошина произошёл разрыв отношений, Максимилиан остался с матерью.

Биография

  • Родился 16 мая 1877 года в Киеве в семье юриста, коллежского советника. Вскоре после рождения сына у родителей Волошина произошёл разрыв отношений, Максимилиан остался с матерью.
Родители М.Волошина  Настоящая фамилия — Кириенко-Волошин. По отцу предки Волошины — запорожские казаки. Отец – Александр Максимович Кириенко-Волошин, служил юристом в чине коллежского советника. Мать — Елена Оттобальдовна, урожденная Глазер. После смерти мужа Е. О. Волошина с сыном переезжает в Москву, а в 1893 — в Крым.  С матерью же до конца ее жизни Волошин поддерживал не только сыновние, но и творческие отношения.

Родители М.Волошина

Настоящая фамилия — Кириенко-Волошин. По отцу предки Волошины — запорожские казаки. Отец – Александр Максимович Кириенко-Волошин, служил юристом в чине коллежского советника.

Мать — Елена Оттобальдовна, урожденная Глазер. После смерти мужа Е. О. Волошина с сыном переезжает в Москву, а в 1893 — в Крым. С матерью же до конца ее жизни Волошин поддерживал не только сыновние, но и творческие отношения.

Коктебель В 1893 г. мать поэта приобрела земельный участок в Коктебеле. Пустынный суровый берег Восточного Крыма, хранящий множество культурных напластований, легендарная Киммерия древних — все это оформилось в своеобразную неповторимую киммерийскую тему в поэзии и живописи Волошина. Построенный в 1903 г. в Коктебеле дом постепенно превратился в один из уникальных культурных центров — колонию для людей искусства.

Коктебель

  • В 1893 г. мать поэта приобрела земельный участок в Коктебеле. Пустынный суровый берег Восточного Крыма, хранящий множество культурных напластований, легендарная Киммерия древних — все это оформилось в своеобразную неповторимую киммерийскую тему в поэзии и живописи Волошина.
  • Построенный в 1903 г. в Коктебеле дом постепенно превратился в один из уникальных культурных центров — колонию для людей искусства.
Коктебель

Коктебель

М.Волошин в своем доме в Коктебеле

М.Волошин в своем доме в Коктебеле

Свое среднее образование Волошин начал в Московской Поливановской гимназии. Когда они с матерью переехали в Крым в Коктебель, Максимилиан пошёл в Феодосийскую гимназию (здание сохранилось). «Тоска и отвращение ко всему, что в гимназии и от гимназии. Мечтаю о юге и молюсь о том, чтобы стать поэтом . То и другое кажется немыслимым. Но вскоре начинаю писать скверные стихи, и судьба приводит меня в Коктебель» «И товарищи талантливого гимназиста, и учителя в один голос твердили, что это будущий стихотворец, поэт “божией милостью”» Михаил Алексеевич Дьяконов (1885—1938) — писатель и переводчик
  • Свое среднее образование Волошин начал в Московской Поливановской гимназии. Когда они с матерью переехали в Крым в Коктебель, Максимилиан пошёл в Феодосийскую гимназию (здание сохранилось).
  • «Тоска и отвращение ко всему, что в гимназии и от гимназии. Мечтаю о юге и молюсь о том, чтобы стать поэтом . То и другое кажется немыслимым. Но вскоре начинаю писать скверные стихи, и судьба приводит меня в Коктебель»
  • «И товарищи талантливого гимназиста, и учителя в один голос твердили, что это будущий стихотворец, поэт “божией милостью”»
  • Михаил Алексеевич Дьяконов (1885—1938) — писатель и переводчик
Здание Московского государственного университета,  где учился М.Волошин   По семейной традиции в 1897 г. Волошин поступил на юридический факультет Московского университета, хотя мечтал об историко-филологическом. Учеба не раз прерывалась. В феврале 1899 г. Волошин был исключен из университета на год за участие в

Здание Московского государственного университета, где учился М.Волошин

  • По семейной традиции в 1897 г. Волошин поступил на юридический факультет Московского университета, хотя мечтал об историко-филологическом. Учеба не раз прерывалась. В феврале 1899 г. Волошин был исключен из университета на год за участие в "студенческих беспорядках" и выслан в Феодосию. После восстановления окончательно бросил университет и занялся самообразованием. Он писал: "Ни гимназии, ни университету я не обязан ни единым знанием, ни единой мыслью".
Поездка в Европу  В культурной ориентации Волошина важное место занимает Франция. Весной 1901 г. он отправился в Европу учиться

Поездка в Европу

  • В культурной ориентации Волошина важное место занимает Франция. Весной 1901 г. он отправился в Европу учиться "художественной форме — у Франции, чувству красок — у Парижа, логике — у готических соборов, средневековой латыни — у Гастона Париса, строю мысли — у Бергсона, скептицизму — у Анатоля Франса, прозе — у Флобера, стиху — у Готье и у Эредиа". В Париже он входит в литературные и удожественные круги, знакомится с европейскими представителями нового искусства (Р. Гилем, Э. Верхарном, О. Мирбо, О. Роденом, М. Метерлинком, А. Дункан, О. Рэдоном
Волошин поставил перед собой задачу- познать европейскую культуру в её первоисточниках, а затем учиться у цивилизаций Индии, Японии, Китая. 1898-1905 гг. – «годы странствий» Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить, Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, Пройти по всей земле горящими ступнями, Всё воспринять и снова воплотить. «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток», 1903-4
  • Волошин поставил перед собой задачу- познать европейскую культуру в её первоисточниках, а затем учиться у цивилизаций Индии, Японии, Китая.
  • 1898-1905 гг. – «годы странствий»

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Всё воспринять и снова воплотить.

«Сквозь сеть алмазную зазеленел восток», 1903-4

В 1903 году приезжает в Россию, знакомится с символистами. Начинает активно печататься. Знакомится с будущей женой М. В. Сабашниковой. «Входит во все тонкости наших кружков, рассуждая, читая, миря, дебатируя» «В Москве был москвич, парижанин – в Париже». «Свой» многим» «Проходит через строй чужих мнений собою самим, не толкаясь»  Андрей Белый «Громады дымных облаков»
  • В 1903 году приезжает в Россию, знакомится с символистами.
  • Начинает активно печататься.
  • Знакомится с будущей женой М. В. Сабашниковой.
  • «Входит во все тонкости наших кружков, рассуждая, читая, миря, дебатируя»
  • «В Москве был москвич, парижанин – в Париже». «Свой» многим»
  • «Проходит через строй чужих мнений собою самим, не толкаясь»

Андрей Белый

«Громады дымных облаков»

Сабашникова Маргарита Васильевна – жена М.Волошина В апреле 1906 женится на художнице М. В. Сабашниковой и поселяется с ней в Петербурге, в том же доме, где была знаменитая «башня»-салон Вячеслава Иванова (их сложные отношения отразились во многих произведениях Волошина); летом 1907, после разрыва с женой, в Коктебеле пишет цикл «Киммерийские сумерки».

Сабашникова Маргарита Васильевна – жена М.Волошина

  • В апреле 1906 женится на художнице М. В. Сабашниковой и поселяется с ней в Петербурге, в том же доме, где была знаменитая «башня»-салон Вячеслава Иванова (их сложные отношения отразились во многих произведениях Волошина); летом 1907, после разрыва с женой, в Коктебеле пишет цикл «Киммерийские сумерки».
Маргарите Васильевне Сабашниковой  Я ждал страданья столько лет Всей цельностью несознанного счастья. И боль пришла, как тихий синий свет, И обвилась вкруг сердца, как запястье. Желанный луч с собой принес Такие жгучие, мучительные ласки. Сквозь влажную лучистость слез По миру разлились невиданные краски. И сердце стало из стекла, И в нем так тонко пела рана:

Маргарите Васильевне Сабашниковой

Я ждал страданья столько лет

Всей цельностью несознанного счастья.

И боль пришла, как тихий синий свет,

И обвилась вкруг сердца, как запястье.

Желанный луч с собой принес

Такие жгучие, мучительные ласки.

Сквозь влажную лучистость слез

По миру разлились невиданные краски.

И сердце стало из стекла,

И в нем так тонко пела рана:

"О, боль, когда бы ни пришла,

Всегда приходит слишком рано ".

Отношение к революции Революцию Волошин принял с открытыми глазами, без иллюзий: как тяжкую неизбежность, как расплату за грехи прогнившей монархии (а, по слову Достоевского, «каждый за все, Пред всеми виноват»). «Революция наша оказалась не переворотом, а распадом, она открыла период нового Смутного времени», — определил он летом 1919 г.

Отношение к революции

  • Революцию Волошин принял с открытыми глазами, без иллюзий: как тяжкую неизбежность, как расплату за грехи прогнившей монархии (а, по слову Достоевского, «каждый за все, Пред всеми виноват»). «Революция наша оказалась не переворотом, а распадом, она открыла период нового Смутного времени», — определил он летом 1919 г.
Революция В событиях революции и Гражданской войны он видел не просто политическое противоборство, но мировую, даже космическую драму. Волошин верил, что не случайно пришёл в мир именно в этом столетии и в этой стране: “Я не сам ли выбрал час рожденья, век и царство, область и народ…” . В эти годы Волошин бедствовал не менее других. Он недоедал, его мучили ревматизм и астма. Однако он не только не оставил поэзию, но писал не меньше, чем в самые благополучные периоды своей биографии; в стихах пытался осмыслить происходящее в России с исторической, философской, религиозной точек зрения.

Революция

  • В событиях революции и Гражданской войны он видел не просто политическое противоборство, но мировую, даже космическую драму. Волошин верил, что не случайно пришёл в мир именно в этом столетии и в этой стране: “Я не сам ли выбрал час рожденья, век и царство, область и народ…” . В эти годы Волошин бедствовал не менее других. Он недоедал, его мучили ревматизм и астма. Однако он не только не оставил поэзию, но писал не меньше, чем в самые благополучные периоды своей биографии; в стихах пытался осмыслить происходящее в России с исторической, философской, религиозной точек зрения.
 Революция Годы после окончания Гражданской войны были для Волошина немногим легче. Хлопоты о хлебе насущном, смерть матери — человека очень близкого и дорогого, невозможность печататься… В 1929 г., ко всему прочему, у поэта попытались отобрать его коктебельский дом. Отстоять дом удалось, но после пережитых волнений у Волошина произошло кровоизлияние в мозг, от которого он так полностью и не оправился.

Революция

  • Годы после окончания Гражданской войны были для Волошина немногим легче. Хлопоты о хлебе насущном, смерть матери — человека очень близкого и дорогого, невозможность печататься… В 1929 г., ко всему прочему, у поэта попытались отобрать его коктебельский дом. Отстоять дом удалось, но после пережитых волнений у Волошина произошло кровоизлияние в мозг, от которого он так полностью и не оправился.
Фотографии  1896 1900 г 1903 г 1913 г 1920 г  1930 г 1930 г

Фотографии

1896 1900 г 1903 г 1913 г 1920 г

  • 1930 г 1930 г
Могила М. Волошина в Коктебеле Поэт скончался, в результате осложнения своего давнего заболевания – астмы в возрасте 54 лет. Похоронен на холме Кучук-Енишар близ Коктебеля.

Могила М. Волошина в Коктебеле

  • Поэт скончался, в результате осложнения своего давнего заболевания – астмы в возрасте 54 лет. Похоронен на холме Кучук-Енишар близ Коктебеля.
Волошин-художник  В 1927 Выставка волошинских пейзажей, организованная Государственной Академией художественных наук (с печатным каталогом), которая стала последним выходом Волошина на общественную сцену.

Волошин-художник

  • В 1927 Выставка волошинских пейзажей, организованная Государственной Академией художественных наук (с печатным каталогом), которая стала последним выходом Волошина на общественную сцену.
Творчество Первые стихи Волошина, написанные во время учебы в гимназии, носят отпечаток увлечения Пушкиным, Некрасовым, Гейне. В живописи он признавал только передвижников, считая Репина «величайшим живописцем всех веков и народов». Однако уже в 1899 г. происходит открытие импрессионистов, в 1900-м юноша видит в символизме «шаг вперед» по сравнению с реализмом. А в январе 1902 г., в лекции «Опыт переоценки художественного значения Некрасова и Алексея Толстого», Волошин уже выступает как горячий приверженец «нового искусства», презираемого «публикой» как декадентство.

Творчество

  • Первые стихи Волошина, написанные во время учебы в гимназии, носят отпечаток увлечения Пушкиным, Некрасовым, Гейне. В живописи он признавал только передвижников, считая Репина «величайшим живописцем всех веков и народов». Однако уже в 1899 г. происходит открытие импрессионистов, в 1900-м юноша видит в символизме «шаг вперед» по сравнению с реализмом. А в январе 1902 г., в лекции «Опыт переоценки художественного значения Некрасова и Алексея Толстого», Волошин уже выступает как горячий приверженец «нового искусства», презираемого «публикой» как декадентство.
22 ноября 1909 г. между Волошиным и Н. Гумилевым состоялась дуэль на Чёрной речке. Секундантом Волошина был граф Алексей Николаевич Толстой. Причиной дуэли была поэтесса Елизавета Дмитриева, с которой Волошин сочинил весьма успешную литературную мистификацию — Черубину де Габриак. Первый сборник «Стихотворения. 1900—1910» вышел в Москве в 1910 году, когда Волошин стал заметной фигурой в литературном процессе: влиятельным критиком и сложившимся поэтом с репутацией «строгого парнассца». «Стихи Волошина сделаны рукой настоящего мастера, любящего стих и слово, иногда их безжалостно ломающего, но именно так, как не знает к алмазу жалости гранящий его ювелир»  Валерий Брюсов
  • 22 ноября 1909 г. между Волошиным и Н. Гумилевым состоялась дуэль на Чёрной речке. Секундантом Волошина был граф Алексей Николаевич Толстой. Причиной дуэли была поэтесса Елизавета Дмитриева, с которой Волошин сочинил весьма успешную литературную мистификацию — Черубину де Габриак.
  • Первый сборник «Стихотворения. 1900—1910» вышел в Москве в 1910 году, когда Волошин стал заметной фигурой в литературном процессе: влиятельным критиком и сложившимся поэтом с репутацией «строгого парнассца».
  • «Стихи Волошина сделаны рукой настоящего мастера, любящего стих и слово, иногда их безжалостно ломающего, но именно так, как не знает к алмазу жалости гранящий его ювелир»

Валерий Брюсов

В неверный час тебя я встретил 

В неверный час тебя я встретил 

В 1914 году Волошин пишет письмо военному министру России с отказом от военной службы и участия в «кровавой бойне» Первой мировой войны. В 1915 выходит книга страстных стихотворений об ужасе войны «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915»). В это время он все больше внимания уделяет занятиям живописью, пишет акварельные пейзажи Крыма, выставляет свои работы на выставках «Мира искусства». «Настороженная земля»
  • В 1914 году Волошин пишет письмо военному министру России с отказом от военной службы и участия в «кровавой бойне» Первой мировой войны.
  • В 1915 выходит книга страстных стихотворений об ужасе войны «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915»). В это время он все больше внимания уделяет занятиям живописью, пишет акварельные пейзажи Крыма, выставляет свои работы на выставках «Мира искусства».

«Настороженная земля»

Февральская революция застаёт Волошина в Москве. Он переезжает в Коктебель. МИР С Россией кончено... На последях Ее мы прогалдели, проболтали, Пролузгали, пропили, проплевали, Замызгали на грязных площадях, Распродали на улицах: не надо ль Кому земли, республик да свобод, Гражданских прав? И родину народ Сам выволок на гноище, как падаль. О, Господи, разверзни, расточи, Пошли на нас огнь, язвы и бичи, Германцев с запада, Монгол с востока, Отдай нас в рабство вновь и навсегда, Чтоб искупить смиренно и глубоко Иудин грех до Страшного Суда! 1917
  • Февральская революция застаёт Волошина в Москве. Он переезжает в Коктебель.

МИР

С Россией кончено... На последях

Ее мы прогалдели, проболтали,

Пролузгали, пропили, проплевали,

Замызгали на грязных площадях,

Распродали на улицах: не надо ль

Кому земли, республик да свобод,

Гражданских прав? И родину народ

Сам выволок на гноище, как падаль.

О, Господи, разверзни, расточи,

Пошли на нас огнь, язвы и бичи,

Германцев с запада, Монгол с востока,

Отдай нас в рабство вновь и навсегда,

Чтоб искупить смиренно и глубоко

Иудин грех до Страшного Суда!

1917

Ни война, ни революция не испугали меня и ни в чём не разочаровали: я их ожидал давно и в формах, ещё более жестоких. Напротив: я чувствовал себя очень приспособленным к условиям революционного бытия и действия. Принципы коммунистической экономики как нельзя лучше отвечали моему отвращению к заработной плате и к купле-продаже. 19-й год толкнул меня к общественной деятельности в единственной форме, возможной при моём отрицательном отношении ко всякой политике и ко всякой государственности, утвердившемся и обосновавшемся за эти годы, - к борьбе с террором, независимо от его окраски. Это ставит меня в эти годы (1919 - 1923) лицом к лицу со всеми ликами и личинами русской усобицы и даёт мне обширный и драгоценнейший революционный опыт. «Шторм у Топрак-Кая»
  • Ни война, ни революция не испугали меня и ни в чём не разочаровали: я их ожидал давно и в формах, ещё более жестоких. Напротив: я чувствовал себя очень приспособленным к условиям революционного бытия и действия. Принципы коммунистической экономики как нельзя лучше отвечали моему отвращению к заработной плате и к купле-продаже.
  • 19-й год толкнул меня к общественной деятельности в единственной форме, возможной при моём отрицательном отношении ко всякой политике и ко всякой государственности, утвердившемся и обосновавшемся за эти годы, - к борьбе с террором, независимо от его окраски. Это ставит меня в эти годы (1919 - 1923) лицом к лицу со всеми ликами и личинами русской усобицы и даёт мне обширный и драгоценнейший революционный опыт.

«Шторм у Топрак-Кая»

Из самых глубоких кругов преисподней Террора и Голода я вынес свою веру в человека (стихотворение

Из самых глубоких кругов преисподней Террора и Голода я вынес свою веру в человека (стихотворение "Потомкам"). Эти же годы являются более плодотворными в моей поэзии, как в смысле качества, так и количества написанного .

  • Приобщение к судьбе революционной России изменяет многое в натуре Волошина. Иным становится образ лирического героя, сосредоточенного ранее на «блужданиях» собственного духа.
  • Для поэзии Волошина становится характерной тяга к эпичности, монументальности и торжественности.
Поэт обращается к памятникам древнерусской литературы, Библии, Евангелию. При этом он нарочито ломает плавность стиха, достигая большей свободы, «раскованности». Стал человек – один другому – дьявол; Кровь – спайкой душ; борьба за жизнь – законом; И долгом – месть. Но мы не покорились: Ослушники законов естества, В себе самих укрыли наше солнце. «Потомкам», 1921 «Заливы гулкие земли глухой и древней»
  • Поэт обращается к памятникам древнерусской литературы, Библии, Евангелию.
  • При этом он нарочито ломает плавность стиха, достигая большей свободы, «раскованности».

Стал человек – один другому – дьявол;

Кровь – спайкой душ; борьба за жизнь – законом;

И долгом – месть. Но мы не покорились:

Ослушники законов естества,

В себе самих укрыли наше солнце.

«Потомкам», 1921

«Заливы гулкие земли глухой и древней»

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!