СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Максимилиан Волошин. Поэт и художник

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы, цель которого - познакомить учащихся с личностью и творчеством М.А.Волошина,раскрыть философские воззрения  поэта и его художественное мастерство; развивать умение анализировать художественный поэтический текст; содействовать воспитанию гуманистических и эстетических чувств, пониманию и толерантному отношению к истории культуры Украины; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине; развивать связную устную речь и навыки выразительного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Максимилиан Волошин. Поэт и художник»

Бужор Е.М., учитель русского языка и литературы

Харьковской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 22

Харьковского городского совета Харьковской области

11 класс

Тема урока : Максимилиан Волошин. Поэт и художник.

Цели урока : познакомить учащихся с личностью и творчеством М.А.Волошина, раскрыть философские воззрения поэта и его художественное мастерство; развивать умение анализировать художественный поэтический текст; содействовать воспитанию гуманистических и эстетических чувств, пониманию и толерантному отношению к истории культуры Украины; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине; развивать связную устную речь и навыки выразительного чтения.

Оборудование : портрет М.А.Волошина, репродукции акварелей, фотографии мест, связанных с жизнью и творчеством поэта.

Ход урока

I Организационный момент.

Объявление темы и целей урока.

II 1. Вступительное слово учителя.

Неоспоримым является тот факт, что неотъемлемой частью истории любого государства является история искусства и культуры народов, живущих в той или иной стране. Исторически сложилось так, что историю искусства Украины невозможно представить без творчества русских поэтов, художников и композиторов, живших в разные годы на территории Украины. Взаимосвязь и взаимодействие украинской и русской культур можно проиллюстрировать многими примерами. Сегодня мы остановим своё внимание на роли и значении личности и творчества известного русского поэта, представителя «серебряного века» русской поэзии, в освоении и развитии восточного Крыма, страны Киммерии (как сам поэт называл этот край).

М.А.Волошин, написавший первую ободряющую статью о молодой Марине Цветаевой и взявший её под своё покровительство, стал её большим другом. Он назвал Цветаеву «чудом». А мне хотелось, чтобы и вы к конце сегодняшнего урока могли сказать, думая о Волошине : «Да! Чудо есть!»

Нам предстоит с вами «создать» портрет этого замечательного Поэта, Художника, Человека. Конечно, он будет отчасти условным, абстрактным, но в нём, я думаю, непременно будет узнаваема палитра любимых цветов поэта, очертания растений и камней, близких его натуре, символы музыкальных ритмов, которые созвучны его поэзии.

Крым и Волошин нераздельны. Эта нераздельность места и художника символизирует единство человека и земли, на которой он живёт. Есть Крым Пушкина и Мицкевича, Крым Грина и Сельвинского, Крым Айвазовского и Богаевского. И есть, разумеется, Крым Волошина. Это прежде всего Коктебель, некогда небольшой посёлок на восточном побережье, а теперь известный курорт.

Наш рассказ будет состоять из двух частей.

Часть первая. Максимилиан Волошин. Очерк жизни.

2. Выступление учащегося с сообщением.

3. Слово учителя.

Часть вторая. Максимилиан Волошин. Поэт и художник.

Жизнь и смерть Волошина предстают перед нами легендой. Только сейчас приходит, уже пришло время, когда о жизни и творчестве поэта и художника можно говорить во весь голос.

Недооценка роли Волошина в истории нашей культуры, упрощённая, вульгарная трактовка его общественной позиции, стремление записать его в «абстрактные гуманисты» обрекали его творчество на забвение. Наследие его выдержало испытание временем. Произведения поэта сегодня зазвучали по-новому. Вот почему нам с вами, живущим в XXI веке, стремящимся приобщиться к европейскому сообществу, важно знать свою историю, а значит, важно узнать, как жил и работал, как искал и творил Мастер, которому мы посвятили сегодняшний урок. Мастер, чьё имя и творчество широко известны за пределами нашей страны.

Итак, Максимилиан Волошин – художник.

4. Выступления учащихся с сообщениями.

-О художественном мастерстве М.А.Волошина.

-Анализ репродукции акварели М.Волошина.

5. Слово учителя.

Теперь поговорим о Волошине как о поэте и философе.

Личность и творчество поэта в советском литературоведении оценивалось вполне однозначно. В Большой советской энциклопедии мы читаем : « Русский поэт. Представитель упаднической поэзии символизма. Долго жил в Париже…( а о том, что более 30 лет он жил и работал на Украине, в Коктебеле – ни слова ). Поэзия Волошина космополитична по своей сущности. Большинство его стихов посвящено Франции. Изысканная по форме, поэзия Волошина перегружена образами древнегреческой мифологии. Волошин не принял Великую Октябрьскую революцию».

О том же, что большая часть поэтического творчества М.А.Волошина посвящена изображению лика, лица земли, на которой он жил и работал, ни слова.

В другой монографии о творчестве поэта читаем : « Октябрь он воспринял во многом неверно, заняв позицию «над схваткой», призывая «быть человеком, а не гражданином». Такая позиция поэта , на наш взгляд, сродни позиции М.А.Булгакова, А.Платонова и многих других деятелей искусства, не принимавших насилия и крови, которые несла с собой революция. 22 ноября 1919 года Волошин написал стихотворение «Гражданская война».

Одни восстали из подполий,

Из ссылок, фабрик, рудников,

Отравленные тёмной волей

И горьким дымом городов.


Другие из рядов военных,

Дворянских разорённых гнёзд,

Где проводили на погост

Отцов и братьев убиенных.

Одни идут освобождать

Москву и вновь сковать Россию,

Другие, разнуздав стихию,

Хотят весь мир пересоздать.

В тех и в других война вдохнула

Гнев, жадность, мрачный хмель разгула.


А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.


Что это? Равнодушие, инертность? Нет, это неприятие зла, насилия. Это то же, что руководило пером М.Шолохова, изобразившего ужас братоубийственной гражданской войны в «Донских рассказах». Муза Волошина оказалась восприимчивой не только к удивительной природе Крыма, но и к коллизиям истории нового времени. Это была эпоха войн и революций. Но даже в этом мире, раздираемом противоречиями, расколотом, взвихрённом, братоубийственном мире поэт искал гармонию, мужественно противостоял террору, всяческому насилию над личностью, авторитарным режимам, жестокости.

6. Выступление учащегося с сообщением.

-М.А.Волошин. Очерк творчества.

7. Выразительное чтение стихотворений М.А.Волошина.

III. Итоговое слово учителя.

Итак, мы сегодня познакомились с личностью и творчеством Максимилиана Волошина, чьё творческое наследие является неотъемлемой частью сокровищницы мировой культуры. А значит, это то, что достойно нашего уважения и почитания. Маленький клочок крымской земли, где жил и работал поэт, является частью нашего государства. Следовательно, мы с вами должны сохранить и преумножить всё то, что создано до нас. Именно через бережное, любовное отношение ко всему, что связано с нашей историей, воспитывается любовь к Родине, патриотизм.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей