Бужор Е.М., учитель русского языка и литературы
Харьковской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 22
Харьковского городского совета Харьковской области
11 класс
Тема урока : Максимилиан Волошин. Поэт и художник.
Цели урока : познакомить учащихся с личностью и творчеством М.А.Волошина, раскрыть философские воззрения поэта и его художественное мастерство; развивать умение анализировать художественный поэтический текст; содействовать воспитанию гуманистических и эстетических чувств, пониманию и толерантному отношению к истории культуры Украины; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине; развивать связную устную речь и навыки выразительного чтения.
Оборудование : портрет М.А.Волошина, репродукции акварелей, фотографии мест, связанных с жизнью и творчеством поэта.
Ход урока
I Организационный момент.
Объявление темы и целей урока.
II 1. Вступительное слово учителя.
Неоспоримым является тот факт, что неотъемлемой частью истории любого государства является история искусства и культуры народов, живущих в той или иной стране. Исторически сложилось так, что историю искусства Украины невозможно представить без творчества русских поэтов, художников и композиторов, живших в разные годы на территории Украины. Взаимосвязь и взаимодействие украинской и русской культур можно проиллюстрировать многими примерами. Сегодня мы остановим своё внимание на роли и значении личности и творчества известного русского поэта, представителя «серебряного века» русской поэзии, в освоении и развитии восточного Крыма, страны Киммерии (как сам поэт называл этот край).
М.А.Волошин, написавший первую ободряющую статью о молодой Марине Цветаевой и взявший её под своё покровительство, стал её большим другом. Он назвал Цветаеву «чудом». А мне хотелось, чтобы и вы к конце сегодняшнего урока могли сказать, думая о Волошине : «Да! Чудо есть!»
Нам предстоит с вами «создать» портрет этого замечательного Поэта, Художника, Человека. Конечно, он будет отчасти условным, абстрактным, но в нём, я думаю, непременно будет узнаваема палитра любимых цветов поэта, очертания растений и камней, близких его натуре, символы музыкальных ритмов, которые созвучны его поэзии.
Крым и Волошин нераздельны. Эта нераздельность места и художника символизирует единство человека и земли, на которой он живёт. Есть Крым Пушкина и Мицкевича, Крым Грина и Сельвинского, Крым Айвазовского и Богаевского. И есть, разумеется, Крым Волошина. Это прежде всего Коктебель, некогда небольшой посёлок на восточном побережье, а теперь известный курорт.
Наш рассказ будет состоять из двух частей.
Часть первая. Максимилиан Волошин. Очерк жизни.
2. Выступление учащегося с сообщением.
3. Слово учителя.
Часть вторая. Максимилиан Волошин. Поэт и художник.
Жизнь и смерть Волошина предстают перед нами легендой. Только сейчас приходит, уже пришло время, когда о жизни и творчестве поэта и художника можно говорить во весь голос.
Недооценка роли Волошина в истории нашей культуры, упрощённая, вульгарная трактовка его общественной позиции, стремление записать его в «абстрактные гуманисты» обрекали его творчество на забвение. Наследие его выдержало испытание временем. Произведения поэта сегодня зазвучали по-новому. Вот почему нам с вами, живущим в XXI веке, стремящимся приобщиться к европейскому сообществу, важно знать свою историю, а значит, важно узнать, как жил и работал, как искал и творил Мастер, которому мы посвятили сегодняшний урок. Мастер, чьё имя и творчество широко известны за пределами нашей страны.
Итак, Максимилиан Волошин – художник.
4. Выступления учащихся с сообщениями.
-О художественном мастерстве М.А.Волошина.
-Анализ репродукции акварели М.Волошина.
5. Слово учителя.
Теперь поговорим о Волошине как о поэте и философе.
Личность и творчество поэта в советском литературоведении оценивалось вполне однозначно. В Большой советской энциклопедии мы читаем : « Русский поэт. Представитель упаднической поэзии символизма. Долго жил в Париже…( а о том, что более 30 лет он жил и работал на Украине, в Коктебеле – ни слова ). Поэзия Волошина космополитична по своей сущности. Большинство его стихов посвящено Франции. Изысканная по форме, поэзия Волошина перегружена образами древнегреческой мифологии. Волошин не принял Великую Октябрьскую революцию».
О том же, что большая часть поэтического творчества М.А.Волошина посвящена изображению лика, лица земли, на которой он жил и работал, ни слова.
В другой монографии о творчестве поэта читаем : « Октябрь он воспринял во многом неверно, заняв позицию «над схваткой», призывая «быть человеком, а не гражданином». Такая позиция поэта , на наш взгляд, сродни позиции М.А.Булгакова, А.Платонова и многих других деятелей искусства, не принимавших насилия и крови, которые несла с собой революция. 22 ноября 1919 года Волошин написал стихотворение «Гражданская война».
Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные тёмной волей
И горьким дымом городов.
Другие из рядов военных,
Дворянских разорённых гнёзд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
В тех и в других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула.
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Что это? Равнодушие, инертность? Нет, это неприятие зла, насилия. Это то же, что руководило пером М.Шолохова, изобразившего ужас братоубийственной гражданской войны в «Донских рассказах». Муза Волошина оказалась восприимчивой не только к удивительной природе Крыма, но и к коллизиям истории нового времени. Это была эпоха войн и революций. Но даже в этом мире, раздираемом противоречиями, расколотом, взвихрённом, братоубийственном мире поэт искал гармонию, мужественно противостоял террору, всяческому насилию над личностью, авторитарным режимам, жестокости.
6. Выступление учащегося с сообщением.
-М.А.Волошин. Очерк творчества.
7. Выразительное чтение стихотворений М.А.Волошина.
III. Итоговое слово учителя.
Итак, мы сегодня познакомились с личностью и творчеством Максимилиана Волошина, чьё творческое наследие является неотъемлемой частью сокровищницы мировой культуры. А значит, это то, что достойно нашего уважения и почитания. Маленький клочок крымской земли, где жил и работал поэт, является частью нашего государства. Следовательно, мы с вами должны сохранить и преумножить всё то, что создано до нас. Именно через бережное, любовное отношение ко всему, что связано с нашей историей, воспитывается любовь к Родине, патриотизм.