Тема мероприятия: Малая родина ̶ частица России.
Цели мероприятия:
- формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному городу, стране, семье;
- развивать чувства собственного достоинства, положительные качества личности, речь, кругозор, память, внимание.
- воспитывать чувства патриотизма, любви и гордости за свою малую родину.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, уважение к своему народу, принятие ценностей; воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.
Коммуникативные: развивать умения аргументировать свою точку зрения, навыки сотрудничества со сверстниками в групповой работе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществлять контроль деятельности; оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные: выявлять особенности объектов в процессе их рассматривания; выявлять сходства и различия объектов.
Форма мероприятия: классный час
Форма организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы: слово учителя, выразительное чтение, устный ответ, словарная работа, работа с однокоренными словами, самостоятельная работа; репродуктивный, проблемный подводящий диалог.
Материально-дидактическое оснащение:
1. оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран;
2. программное обеспечение: MS PowerPoint;
3. демонстрационный материал: «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, творческие работы (рисунки), карточки с пословицами, разноцветные ладошки, музыкальный фрагмент, презентация, слайд-шоу.
Ход мероприятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Голосистый наш звонок пригласил всех на классный час. Этот чудо-колокольчик будит нас и зовёт в новый день. Пусть его звон звучит в наших сердцах, пробуждает в нас нежность и любовь друг к другу.
Желаю всем хорошего настроения, успеха, познать для себя что-то новое.
II. Мотивационно-ориентировочный момент
1. Звучит песня «С чего начинается Родина» (музыка В. Баснера, слова М. Матусовского, исполняет детский хор)
- Ребята, прослушав песню, вы догадались, о чём мы будем сегодня вести разговор?
- Правильно, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, а точнее, о малой родине, о родном крае.
- Почему мы должны говорить о родине? (Родина ̶ это место, где мы родились и живём. Родина ̶ это святое для человека.)
- Зачем нам нужно говорить о родине? (чтобы помнить её историю, прошлое)
- Что такое «родина»? Попробуйте дать определение этому слову (ответы учащихся).
2. Лексическая работа (сообщение учащегося)
- А какое толкование имеет слово «родина» в словаре русского языка нам расскажет ...
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дано два лексических значения слову «родина»: 1. Отечество, родная страна. Защита Родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-нибудь. Приехать на родину.
- Этимология слова «родина»: общеславянское слово, образовано от слова «род» ̶ происхождение, семья, «родиться», место рождения.
III. Операционно-исполнительский момент
Учащийся: Мы родились в стране, которая называется Россией. Мы – россияне! Россия – огромная страна.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до тёплых рек
Раскинулась она.
Слайд (карта России)
- Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. На территории нашей страны могли бы целиком поместиться такие материки, как Австралия и Антарктида.
Учащийся: Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые берёзовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её талантливыми людьми.
Чтение стихотворения «Что мы Родиной зовём?» В. Степанова
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Слайд
- Россия – это наша большая Родина. А у каждого из нас есть своя малая родина – тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом.
Учащийся: «Ощущение» Родины приходит к каждому из нас именно в детстве. Это и сугроб, в который ты падаешь со смехом, и ручей, в который пускаешь бумажные кораблики, и берёза под окном, и аллея в парке с деревьями-великанами, как из сказки. Это и смех счастливой мамы, и рассказы бабушки, это и друзья, ожидание и настроение.
- Родина – это то место, где тебя любят и ждут, это и сказки детства.
Чтение стихотворения «Бабушкины сказки» С.А. Есенина
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредём домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идёт.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовёт.
Сказки все. Пора в постели...
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.
Чтение авторского стихотворения «Детство» (Мартынцова Надежда)
Я хочу снова услышать шелест листвы,
Почувствовать запах свежей травы,
Увидеть, как птицы летят в небесах,
Почувствовать ветер в своих волосах.
Детство летит, как стрела.
Летит сквозь время и года.
Но оно не уходит от нас никогда.
Детство в памяти нашей всегда.
Работа с однокоренными словами (по цепочке)
- Подберите однокоренные слова к слову «родина» (родители, родня, родительский, родной, родство, родословная, родной, родич, родимый, родить...)
Родители – отец и мать.
Родич – родственник, член рода.
Родня – родственники.
Родословная – перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.
Родимый ̶ свой, родной.
Родство ̶ связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого или разных лиц от общего предка.
«Мозговой штурм»
- Ребята, что у вас ассоциируется с понятием «малая родина»? (родной край, дом, семья, родственники, двор, улица, школа, друзья, уголок природы...)
Обращение к выставке творческих работ (рисунки и стихотворения о берёзе)
Чтение стихотворения «Берёза» С.А. Есенина
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
- Берёза ̶ символ Родины. Вы никогда не задумывались, почему именно берёза стала символом России? Наверное, сказатели и поэты видели в берёзе ту нежность, женственность, ту милую и задушевную красоту, ту светлую гордость, которая звучала для них в имени Россия.
Поэт О.Н. Шестинский писал:
Без берёзы не мыслю России, ̶
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы вся Русь рождена...
«Собери пословицу» (групповая работа)
- А теперь поработаем с пословицами.
- Какие пословицы вы составили?
- Как вы понимает их смысл?
- Какой темой объединены пословицы?
- Все ли пословицы содержат понятие «малая родина»? Назовите их (ответы учащихся)
Слайд
1 группа: Родная землица и во сне снится.
Всякому мила своя сторона.
2 группа: Каждому свой край сладок.
Родина краше солнца, дороже золота.
3 группа: На родной стороне и камешек знаком.
Человек без Родины, что птица без крыльев.
Знаменитые люди нашей малой родины, Смоленской области
Слайд
Учащийся: 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома «Байконур».
После 108 минут полёта Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Начиная с 12 апреля 1962 года, день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.
- 23 апреля 1968 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Гжатск переименован в город Гагарин в честь Ю.А. Гагарина, родившегося в деревне Клушино Гжатского района (ныне Гагаринского) Смоленской области.
Учащийся: Михаил Васильевич Исаковский ̶ русский советский поэт и прозаик, переводчик, автор многих известных стихотворений, любимых русским народом, которые были переложены на музыку.
Михаил Исаковский родился в деревне Глотовке Ельнинского уезда Смоленской губернии Российской империи (ныне Угранского района Смоленской области).
- Многие поэты писали об исключительности Родины, которая лучше всех других стран на свете. М. Исаковский выразил свои чувства такими строчками:
А я остаюся с тобою,
Родная моя сторона!
Не нужно мне солнце чужое,
Чужая земля не нужна.
Учащийся: В 2012 году в нашем городе установили памятник выдающемуся советскому актёру театра и кино Анатолию Дмитриевичу Папанову, когда отмечалось 90-летие со дня его рождения.
Скульптор Игорь Чумаков изобразил А. Папанова, уроженца города Вязьмы Смоленской губернии, сидящим на скамейке со спинкой в виде развевающейся киноплёнки.
IV. Рефлексивно-оценочный момент
Слайд
- Ребята, что вы видите на слайде? (разноцветные ладошки)
- Как ладошки связаны с темой нашего классного часа? (мы дети, наше детство, наша малая родина)
- А почему ладошки разные, разноцветные? (каждый из нас должен что-то сделать для своей родины)
- Напишите на ладошках, что мы с вами должны делать для родного края. (учащиеся пишут на ладошках своё «доброе дело»)
Слайд
- Объединив свои усилия, мы можем сделать многое. (учащиеся называют свои «добрые дела»)
V. Подведение итогов
- О чём мы сегодня вели с вами беседу?
- Как вы думаете, а что нужно для того, чтобы родина процветала? (надо любить и беречь её)
- Мне очень хочется, чтобы вы гордились своей родиной. Я предлагаю вам закончить предложения:
Слайд
Моя малая родина – это…
Я люблю свою малую родину за…
Я хочу пожелать ей…
- У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь. Пусть в сердце каждого из вас живёт любовь к родной земле, родному краю, родному городу. Любите свою малую родину, не забывайте и приносите ей только пользу!
На свете всё не бесконечно –
От океана до ручья,
Но если что-то в мире вечно,
То это Родина моя.
Слайд-шоу «Что зовём мы Родиной...»