СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Малый театр – второй университет в России

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Старейший русский театр -  Московский Малый -  до революции носивший титул «императорский», на протяжении всей своей истории верой и правдой служил и служит народу.

Просмотр содержимого документа
«Малый театр – второй университет в России»

(ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»







ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

По дисциплине:

Литература

Тема: «Малый театр – второй университет в России»



Выполнил:

Финансов Мирослав Юрьевич

Студент 1 курса

группы ОЗ-М-201

Руководитель:

Неженская Валерия Петровна























Г. Ставрополь, 2020

Содержание

Введение 3

Глава I. История Малого театра 5

Глава II. Значимые актёры Малого театра 9

Глава III. Малый театр в современном мире 13

Заключение 15

Интернет-источники и список литературы 16





Введение

Старейший русский театр -  Московский Малый - до революции носивший титул «императорский», на протяжении всей своей истории верой и правдой служил и служит народу.

Малый театр - старейший театр России. Его труппа была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного Указа Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: “Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр...” Известный поэт и драматург М.М.Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии.

На основе университетского был создан драматический Петровский театр. В эти годы его труппа пополнялась актерами крепостных театров. Но здание в 1805 году сгорело, и труппа осталась без сцены. Однако уже в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров. На службу в нее и поступили артисты бывшего Петровского. Новая труппа Императорского Московского театра выступала на разных сценических площадках, пока, наконец, дирекция Императорских театров не приступила к осуществлению идеи архитектора Бове: строительству в Москве театрального центра.

Таким образом, “прародителем” Малого театра явился театр при Московском университете. Но не из-за этого Малый называли “вторым Университетом”, а благодаря тому влиянию, которое он оказывал на русскую культуру, на умы, на настроения в обществе. Малый театр со дня своего основания является одним из самых важных центров духовной жизни России.

Объект исследования: жизнь и история Малого театра.

Гипотеза: Малый театр – центр духовной жизни России.

Цель: доказать, что Малый театр – второй университет России.

Поставленная цель определяет выбор комплекса задач:

  1. Изучить историю создания Малого театра.

  2. Узнать о значимых актёрах и актрисах Малого театра.

  3. Узнать о том, как живёт малый театр в наше время.

Актуальность: Малый театр всегда стремился к тому, чтобы обращаться к наиболее злободневным проблемам современности, ставить пьесы, говорящие о том, что именно сегодня волнует зрителей. Иногда он довольствовался при этом драматургическими произведениями, далекими от подлинной художественности, но в этих случаях часто выручали актеры, умеющие даже на несовершенном драматургическом материале, используя собственные наблюдения, создавать полноценные, правдивые образы. И если обратиться к послереволюционной истории Малого театра, нетрудно обнаружить, что он придерживался тех же стремлений к подлинному и высокому демократизму, к постановке острых и злободневных вопросов. “Прародителем” Малого театра явился театр при Московском университете. Но не из-за этого Малый называли “вторым Университетом”, а благодаря тому влиянию, которое он оказывал на русскую культуру, на умы, на настроения в обществе. Малый театр со дня своего основания является одним из самых важных центров духовной жизни России.




Глава I. История Малого театра

В конце XVIII века появились крепостные театры, которые сыграли большую прогрессивную роль в истории развития рус­ского театра. В них играли многие талантливые, хотя и не полу­чившие профессиональной подготовки, актеры.

Первый профессиональный драматический театр был создан в 1750 году в Ярославле замечательным русским актером Федо­ром Григорьевичем Волковым. Через два года императрица Елизавета Петровна перевела его труппу, состоявшую из четыр­надцати артистов, в Петербург. Официальное учреждение Рос­сийского театра в Петербурге состоялось в 1756 году. Его дирек­тором стал основоположник русской классицистской драматур­гии А. П. Сумароков, автор трагедий «Хорев», «Синав и Трувор», которые первоначально и составили репертуар театра.

В 1756 году при Московском университете был создан сту­денческий театр. Университетский театр по направлению и духу был близок университету, где царили демократические идеи и настроения, завещанные основателем университета великим русским ученым М. В. Ломоносовым. Из театра вышли такие крупные ак­теры, как Я. И. Булгаков, П. А. Плавильщиков и другие.

В 1776 году на основе бывшей университетской труппы был создан драматический театр М. Е. Медокса, получивший впо­следствии (в 1780 году) название Петровского. На репертуар и художественное направление этого театра большое влияние ока­зывала прогрессивная интеллигенция, группировавшаяся вокруг крупнейшего русского просветителя XVIII века — писателя и из­дателя Н. И. Новикова. Здесь впервые в Москве были сыграны пьесы Д. И. Фонвизина, А. О. Аблесимова, Л. Б. Княжнина, И. А. Крылова, а также западноевропейских драматургов Молье­ра, Вольтера, Дидро, Бомарше, Лессинга и других.

Когда же Петровский театр сгорел, московская труппа оста­лась фактически без сцены, без своего зрителя. Но в таком по­ложении актеры находились недолго. В 1806 году последовал указ об учреждении императорских театров. Новая труппа была сформирована главным образом из актеров Петровского театра и крепостных актеров Столыпина; последний пожелал продать свою труппу государству, на что была составлена следующая куп­чая: «Г. Столыпин находящуюся при Московском Вашего Им­ператорского Величества театре труппу актеров и оркестр музы­кантов, состоящих с детьми их из 74 человек, продает за 42000 рублей». Но император Александр I посчитал такую цену «слишком высокой», посему стороны сторговались на 32 тысячах рублях.

Для театра по проекту архитектора К. Росси было выстроено деревянное здание у Арбатских ворот, но и оно сгорело в 1812 го­ду. Снова московская труппа осталась без постоянного помеще­ния. Спектакли ставились в различных частных домах. И только лишь в 1822 году было принято решение об оформлении и за­стройке театрального центра в Москве.

Но прежде чем перейти непосредственно к рассказу о Малом театре, давайте вспомним, что же происходило в первой четверти XIX века в общественно-политической и культурной жизни России, вспомним, поскольку мы не можем изолировать Малый театр от тех событий, которые происходили в стране.

Вступивший на престол в начале XIX века император Александр I в условиях разложения феодально-крепостнического строя в целях сохранения абсолютизма и предотвращения революционного взрыва проводил либеральную политику. Однако победа реакции в европейском масштабе после поражения наполеоновской Франции дала возможность императору во внутренней политике покончить с игрой в либерализм.

Отечественная война 1812 года вызвала грандиозный подъем национального и гражданского самосознания. Мощное патриотическое движение, охватившее Россию, обнаружило огромные силы народа, защитившего своим героизмом страну, помогло ему осознать свое значение. Война 1812 года, участниками которой оказались почти все основатели и многие члены будущего движения декабристов, последующие заграничные походы 1813—1814 годов явились для декабристов известной политической школой.

Послевоенные настроения, царившие в среде передовой общественности, тревожили Александра I. Император встал на путь открытой реакции. Начались гонения на передовую науку и культуру.

Те события, о которых мы говорили, не могли не оказать воздействия на общественные и творческие позиции Московского театра, театра, утверждавшего с рождения своего принципы народности. В его репертуаре с 1808 года были возобновлены постановки «Бригадира» и «Недоросля» Д. И. Фонвизина, комедии и комические оперы И. А. Крылова. В эти годы в театре ставятся трагедии Шекспира и Шиллера.

В период развития декабристского движения, в пору ожесточенных боев в русской литературе представителей прогрессивного направления с защитниками реакционно-охранительной идеологии, Московский театр выражал антикрепостнические настроения, демократические, гуманистические тенденции в искусстве.

Следует отметить, что процесс демократизации русского театрального искусства проходил медленно, в борьбе с искусством придворным, императорским. Лишь с появлением в литературе таких гениев, как А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. С. Грибоедов, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, в русском театральном искусстве возобладали темы истинно национальные, истинно народные, глубоко волнующие все слои населения.

Репертуар театров был пестрым. Он включал классицистские произведения Корнеля, Расина, Мольера; из отечественных драматургов большим успехом пользовались трагедии В. А. Озерова и М. В. Крюковского, комедии А. А. Шаховского, И. А. Крылова; ставилось очень много переводных комедий.

Стиль актерской игры в трагедии разительно отличался от манеры исполнения в комедии. В смысле упрощения актерского языка комедия была популярнее, ибо она допускала для актеров большую свободу и раскованность действий. В трагедии еще очень долго держались традиции классицизма.

Знаменитые русские актеры А. Яковлев, Е. Семенова, С. Мочалов (отец великого русского трагика П. С. Мочалова), Я. Шушерин, В. Каратыгин, А. Колосова уже понимали, что растет интерес к актеру переживающему, и в их творчестве просматривались новые черты, отражавшие эстетические принципы сентиментализма и романтизма. Сентиментализм, с его повышенным интересом к чувствам человека, и романтизм, в центре внимания которого — сложный мир жизни человеческого духа, анализ переживаний и поступков человека,— эти направления в то время имели прогрессивное значение для искусства именно потому, что уводили искусство от отвлеченных идей классицизма к миру внутренней жизни человека, к осознанию человеком себя как личности.

Сравнивая актерские школы Москвы и Петербурга, В. Г. Белинский писал: «В Москве развитие театра было гораздо свободнее, чем в Петербурге. Там классицизм не мог пустить глубоких корней; он царил на сцене потому только, что нечему было заменить его. Зато, лишь только слово романтизм начало печататься русскими буквами, как классицизм сейчас же пал на московской сцене. Надо сказать, что певучая декламация и менуэтная выступка даже и во времена классицизма в Москве не были строго соблюдаемы. Мочалов, дебютировавший на сцене еще в 1818 году в классической роли Полиника, играл ее натурально, т. е. совсем не классически. В этом отношении Москва далеко опередила Петербург».

Малый театр открылся 14 октября 1824 года и поначалу его труппа составляла одно целое с труппой Большого театра (его здание на Театральной площади было открыто 6 января 1825 года), находясь под управлением общей дирекции Императорских театров Российской империи с головной конторой в Санкт-Петербурге. Музыкальные и драматические представления шли вместе, неразрывно, дополняя друг друга, на обеих сценах.

Первые годы спектакли предназначались для аристократической публики, и в один вечер обычно давали по два, три, а то и по четыре разных представлений. Репертуар менялся очень быстро, поскольку ограниченный круг зрителей предпочитали новые постановки, чем смотреть много раз одно и то же.





Глава II. Значимые актёры Малого театра

Михаил Семенович Щепкин до смерти (1863) оставался ведущим артистом труппы Малого театра (см. ст. «М. С. Щепкин»). К его прежним ролям прибавились в это время новые — не менее значительные: старый барон в «Скупом рыцаре» Пушкина, тургеневские Мошкин и Кузовкин («Холостяк» и «Нахлебник»), не­сколько ролей в пьесах А. Н. Островского, среди них Любим Торцов («Бедность не по­рок») и Большов («Свои люди — сочтемся»). Но в исполнении ролей Островского у Щепкина и его непосредственных учеников — С. В. Шумского, И. В. Самарина, Н. В. Медведевой пона­чалу проявилось недостаточное знание быто­вого уклада тех слоев городского населения, которые писатель впервые вывел на сцену.

Впоследствии, в 60-х и 70-х годах, Шумский, Самарин и Медведева создали на сцене Малого театра ряд совершенных по мастерству образов в пьесах Островского.

Однако в 50-е годы главными пропагандис­тами и несравненными воплотителями ролей Островского были актеры другой группы. Она сплотилась в тот знаменательный день, когда зрители Малого театра — на премьере пьесы «Не в свои сани не садись» (1853) — впервые приветствовали драматургию Островского.

Во главе этой группы стоял великий ар­тист, один из создателей сценического реализма в России — Пров Михайлович Садовский (1818— 1872; см. ст. «П. М. Садовский»).

Рядом с ним творили другие талантливые актеры — Сергей Васильевич Васильев (1827 — 1862) и Любовь Павловна Никулина-Косицкая (1827—1868), прозванная за пламенный арти­стический темперамент «Мочаловым в юбке». Их главные актерские достижения связаны с первой постановкой «Грозы» на сцене Ма­лого театра (1859). Васильев создал в этой луч­шей пьесе Островского глубоко трагический образ Тихона. Косицкая же была первой в Москве выдающейся исполнительницей роли Катерины — сильной духом, не покорившейся «темному царству» русской женщины.

Верными продолжателями Прова Садов­ского в искусстве были его сын Михаил Провович Садовский (1847—1910) и жена сына Ольга Осиповна Садовская (1849—1919) — ак­теры удивительно точного бытового и социаль­ного рисунка. «Архигениальная актриса», как называл Садовскую Шаляпин, всю жизнь игра­ла роли старух, но ни в одной роли она не повто­рилась. Ее художественное перевоплощение происходило не при помощи ухищрений грима и костюмировки. Актриса обладала даром ду­шевного слияния с воплощаемым характером. Всех трех Садовских отличала особенно бога­тая и разнообразная сценическая речь.

Рядом с актерами школы Садовских, в ан­самбле с ними, играли и артисты, в чьем искусстве преобладало героико-романтическое начало. Гликерия Николаевна Федотова (1846—1925), Федор Петрович Горев (1850—1910), Алек­сандр Иванович Южин (1857—1927), при всем своеобразии их дарований, во многих тра­гедийных и драматических ролях развивали героико-романтическую линию в искусстве Ма­лого театра. Величайшей представительницей этого направления была трагическая артистка Мария Николаевна Ермолова (1853—1928), создательница образов героинь, сильных духом,

преисполненных порывом к свободе (см. ст. «М. Н. Ермолова»). Она была любимой арти­сткой революционно и демократически настроен­ных зрителей (особенно студентов), чувствовав­ших в ее творчестве призыв к революции.

Одним из наиболее прославленных мастеров Александринского театра был Василий Василье­вич Самойлов (1813—1887). Современники про­звали его «Протеем» — по имени мифологиче­ского божества, способного принимать любой облик. Самойлов играл роли самого разного плана — комические и трагические, героиче­ские и бытовые. В новой роли зрители порой не узнавали актера. Талантливый рисоваль­щик, он умел гримом и костюмом до неузнавае­мости преобразить свою внешность, менял вы­говор, походку. Играя, как тогда говорили, «костюмные» роли в исторических пьесах, он проявлял большой интерес к достоверности внешнего облика своих героев. В современных ролях он стремился к бытовой точности дета­лей. Все это — реалистические тенденции. Но строить сложные характеры, проникать глу­боко в душу героя Самойлов не умел.

В этом непревзойденным мастером был дру­гой артист Александринского театра — Алек­сандр Евстафьевич Мартынов (см. ст. «А. Е. Мартынов»). Вызывая чувство глубокого сострадания к своим героям — «маленьким лю­дям», Мартынов вместе с тем умел быть беспо­щадным обличителем тогда, когда рисовал обра­зы самодуров и притеснителей. Комическое в даровании Мартынова было неотделимо от драматического, трагического. Щепкинская школа и школа Садовского сливались в его искусстве в единый и прочный сплав.

Артист Павел Васильевич Васильев (1832— 1879) долго играл в провинциальных театрах. Художник большого дарования, он унаследо­вал не только роли Мартынова, но и многие особенности его игры, например умение вы­звать глубокое сочувствие зрителей к жертвам общественного строя и косного жизненного уклада. Линию Мартынова — Васильева в послед­ней четверти XIX в. продолжили два акте­ра. Первый — Владимир Николаевич Давыдов (1849—1925), соединявший великолепный ар­тистический талант с неповторимым мастерством; он воплотил на сцене образы Фамусова, Город­ничего, Расплюева, многих героев Островского. Второй — Константин Александрович Варла­мов (1848—1915) — актер могучего, стихийного дарования, способный подчас в одной и той же роли вызывать гомерический смех и горячие слезы публики.

Значительное место в истории русского теат­ра конца XIX в. принадлежит актрисам, игравшим в Александринском театре, — Ма­рии Гавриловне Савиной (1854—1915) и Пелагее Антипьеве Стрепетовой (1850—1903). Их даро­вания и судьбы были очень различны. Савина, вступившая в труппу Александринского театра в 1874 г., вскоре стала играть первые роли юных героинь, за внешней хрупкостью таящих силь­ную волю и оригинальный характер. Искус­ство актрисы всегда отличалось тонкостью, изысканностью мастерства, филигранной отдел­кой деталей. Савину называли «артисткой Тур­генева», ее лучшими ролями были Верочка и Наталия Петровна («Месяц в деревне»).

Великолепную характеристику Стрепетовой дал ее любимый драматург Островский: «Как природный талант это явление редкое, феноме­нальное... Ее среда — женщины низшего и среднего классов; ее пафос — простые, сильные страсти». Лучшие роля Стрепетовой — Кате­рина в «Грозе» Островского и крестьянка Лизавета в «Горькой судьбине» А. Ф. Писемского. Демократические позиции артистки привели ее к резкому конфликту с дирекцией, и она покинула сцену Александринского театра.

Из-за монополии императорских театров столичные зрители не имели возможности зна­комиться со многими талантливыми артистами провинции.



Глава III. Малый театр в современном мире

Современное поколение артистов и режиссёров Малого театра отличается приверженностью его богатым традициям и опирается на опыт предшественников. Сегодня, как и всегда, основу репертуара театра составляют пьесы А. Н. Островского: «Волки и овцы», «Таланты и поклонники», «Лес», «Бешеные деньги», «Правда - хорошо, а счастье лучше», «Свои люди — сочтемся!» и др. В былые времена театр не мог найти общего языка с А. П. Чеховым — при жизни писателя на сцене Малого театра появлялись только его смешные водевили. Однако сегодня спектакли по великим пьесам Чехова занимают значительное место в жизни театра ("Вишнёвый сад", «Три сестры»). Также в Малом театре идёт много пьес других русских классиков:Л. Толстого ("Власть тьмы"), Д. Фонвизина ("Недоросль"), Н. Гоголя ("Ревизор", "Женитьба"), А. Грибоедова ("Горе от ума") и др. Не обделяет своим вниманием театр и зарубежную классику — в его репертуаре пьесы Ф. Дюрренматта, У. Шекспира, Э. Скриба.

Творческая жизнь театра чрезвычайно активна и плодотворна. В каждом сезоне Малый выпускает 4-5 новых спектаклей и снимает что-либо из старых названий из своего репертуара. Обширна и гастрольная география театра — за последние годы он побывал в Германии, Франции, Японии, Израиле, Греции, Кипре, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Монголии, Южной Корее и других странах. Малый театр является инициатором и регулярно проводит Всероссийской фестиваль «Островский в Доме Островского». Этот фестиваль осуществляет благородную миссию поддержки русской театральной провинции, всегда богатой талантами. Театры из разных городов и областей России представляют свои постановки по пьесам великого драматурга на сцене Малого театра. Недавно родился ещё один театральный форум — Международный фестиваль национальных театров. Идея его проведения вновь принадлежала Малому. В рамках этого фестиваля театры из разных стран мира привозят на старейшую московскую драматическую сцену свои традиционные постановки, созданные в русле национального искусства.

Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.


Реконструкция

В 2014 году здание театра реконструируется «с сохранением облика памятника XIX века» (генеральный подрядчик — ЗАО «БалтСтрой»).

23 июня 2017 года глава департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин объявил об окончании реконструкции здания Малого театра. Общая стоимость проведённых работ была оценена в 7,1 миллиарда рублей.

Заключение

Творческая жизнь театра чрезвычайно активна и плодотворна. В каждом сезоне Малый выпускает 4-5 новых спектаклей и снимает что-либо из старых названий из своего репертуара. Обширна и гастрольная география театра - за последние годы он побывал в Германии, Франции, Японии, Израиле, Греции, Кипре, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Монголии, Южной Корее и других странах. Малый театр является инициатором и регулярно проводит Всероссийский фестиваль “Островский в Доме Островского”. Этот фестиваль осуществляет благородную миссию поддержки русской театральной провинции, всегда богатой талантами. Театры из разных городов и областей России представляют свои постановки по пьесам великого драматурга на сцене Малого театра. Недавно родился еще один театральный форум - Международный фестиваль национальных театров. Идея его проведения вновь принадлежала Малому. В рамках этого фестиваля театры из разных стран мира привозят на старейшую московскую драматическую сцену свои традиционные постановки, созданные в русле национального искусства.

В ходе работы на данным проектом были решены все задачи, а именно:

-изучена история создания Малого театра;

-названы значимые и известные актёры и актрисы Малого театра;

-установлено, как живёт малый театр в наше время.

Поскольку были решены все задачи исследовательского проекта, можно утверждать, что поставленная цель «доказать, что Малый театр – второй университет России» достигнута.


Интернет-источники и список литературы



  1. http://www.maly.ru/history/history.html

  2. https://www.maly.ru/news/1145

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Малый_театр

4. Звезды Малого театра, редактор: Поюровский Борис Михайлович, издательство: АСТ-Пресс, 2002 г. 336 стр.