Манифест гуманной педагогики
Как появилась гуманная педагогика:
Трудно представить, что всемирно признанный учёный, удостоенный высоких научных степеней и правительственных наград, до седьмого класса был двоечником и не любил учиться.
Причину, которая объясняет это обстоятельство, я бы назвал законом взаимности: я недолюбливал своих учителей, потому что чувствовал — они тоже недолюбливали меня, слабого.
Шалва Амонашвили
Всё изменилось, когда в школу пришла новая учительница грузинского. Она не стала ставить на Шалве клеймо отстающего и не стыдила его перед классом. Вместо этого она отнеслась к нему с теплотой и уважением и проявила искренний интерес к его стихам. Через три года Амонашвили закончил школу с золотой медалью.
В институте Шалва Александрович устроился вожатым в пионерлагерь. Ставил с детьми спектакли, организовывал походы и в со временем понял, что его призвание — преподавание. В 1955 году он с отличием закончил университет и устроился в НИИ педагогики Грузии. Параллельно преподавал в школе историю, литературу и даже труд.
В 1960-м Амонашвили защитил диссертацию по педагогике... и отказался от неё спустя несколько лет, признав, что ошибался.
Его сын Паата Амонашвили продолжает дело отца: будучи президентом Международного центра гуманной педагогики, он координирует работу 200 лабораторий в России и за рубежом.
Как появилась гуманная педагогика:
Тогда я был уверен, что всё образование можно отреформировать через приказы министерства или постановления правительства. Здесь я допустил ту же самую ошибку, что сейчас допускают специалисты так называемых педагогических технологий: я не отдавал должного свободной творческой воле учителя.
Шалва Амонашвили
Как бы гениально ни была составлена учебная программа, её эффективность зависит исключительно от учителя — от его манеры преподавания и отношения к детям. Это открытие вдохновило Амонашвили на поиск нового подхода. В своих поисках учёный обсуждал с учениками идеи великих педагогов прошлого — Песталоцци, Ушинского, Выготского, Макаренко и талантливых современников — Занкова, Эльконина и Давыдова. Изучал психологию, философию Рерихов и основы мировых религий. Эти идеи и собственные исследования Амонашвили легли в основу гуманно-личностной педагогики.
Принципы гуманно-личностной педагогики:
Суть подхода бесконечно проста и сложна одновременно: ребёнка надо любить, во всех его проявлениях.
Надо одинаково любить и шалуна и послушного, и сообразительного и тугодума, и ленивого и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство.
Шалва Амонашвили
Традиционное обучение основано на простой схеме кнута и пряника. Решил задачу — молодец, пять. Не решил — двойка и унижение. Можно ли научить ребёнка чему-нибудь таким способом? Определённо, да. Можно ли привить ему любовь знанию, а не к оценкам? Едва ли. Поэтому в концепции гуманной педагогики Амонашвили главную роль играют отношения между учеником и учителем.
Понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьёзные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимая движения души и переживания сердца ребёнка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием.
Шалва Амонашвили
Искренний интерес и уважение к ребёнку — движущая сила воспитания.
Принципы гуманно-личностной педагогики:
- Амонашвили убеждён, что воспитание всегда должно предшествовать обучению. Но вырастить достойного человека при помощи отвлечённых нравоучений невозможно. Вечные ценности усваиваются в том случае, если учитель искренне верит в них и может рассказать о них ребёнку на его языке. И показать на своём примере.
- Амонашвили уверен, что каждый ребёнок рождается на Земле с определённой задачей. Работа учителя — помочь детям найти призвание и раскрыть таланты. Для этого нужно быть оптимистом — уметь видеть в них лучшее.
- Речь идёт не о филантропическом оптимизме, когда педагог с надеждой ожидает, когда ребёнок поумнеет, чтобы потом приступить к развитию его сознания. Речь идёт о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребёнка — и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
- Шалва Амонашвили
При обучении важно учитывать три силы, которые вдохновляют ребёнка расти:
- Страсть к развитию;
- Страсть к взрослению;
- Страсть к свободе.
Гуманно-личностная педагогика — это не учебная программа и даже не набор методических рекомендаций. Это система взглядов на образование и воспитание, на отношения взрослых и детей в целом. Амонашвили уверен, что воспитание не может ограничиваться школой. Необходимо создать вокруг ребёнка человечную, принимающую и вдохновляющую среду. Для этого учителя, родители и другие старшие родственники должны: понимать свою ответственность (достойный ли я воспитатель?); осознавать цель воспитания (чему я могу научить?); выполнять одни и те же правила в отношении ребёнка; вести достойный образ жизни. Только в таком случае ребёнок получит гармоничное воспитание, которое позволит ему стать достойным человеком и с удовольствием познавать себя и мир .
Заключение
Закончим статью несколькими высказываниями Шалвы Александровича, адресованными учителям. В них отражена вся суть гуманно-личностной педагогики.
Любите детей. Хотя бы мысленно.
Учителя — это спасательный отряд судеб детей.
Раздражённый учитель не имеет права соприкасаться с детьми.
Войди в класс с благоговением. Перед тобой посланники в будущее.
Нет ничего важнее, чем святая душа ребёнка. Думайте о себе с позиции детей — как они на вас смотрят, что они о вас думают.
В каждом ребёнке надо видеть явление. Хороший учитель не будет растить детей, которые требуют выравнивания.
Мудрость учителя — направить величайшую энергию шалости на познание и позитивное взросление.
Главное — не знания, умения и навыки, а отношение ребёнка к ним.
Раз стал учителем — будь героем. Все равно трудишься.
Шалва Аманашвили