Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество
Каждый стих - дитя любви, Нищий незаконнорожденный. Первенец - у колеи На поклон ветрам - положенный.
Сердцу - ад и алтарь, Сердцу - рай и позор. Кто отец? - Может - царь, Может - царь, может - вор.
8 октября 1892 – 31 августа 1941
Детство
«Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов…»
Родилась в Москве
26 сентября (8 октября) 1892 г.
Отец Иван Владимирович Цветаев
Сын бедного сельского попа.
Только своими трудом и талантом добился он того, что стал
известным филологом и искусствоведом,
профессором Московского университета,
директором Румянцевского музея, основателем Музея изящных искусств.
Умер, когда Марине был 21 год.
Мать Мария Александровна Мейн
Пианистка,
ученица Николая Рубинштейна.
Сильно повлияла на свою дочь: «Музыка,
природа,
стихи,
Германия…»
После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца .
Анастасия (слева) и Марина Цветаевы. Ялта , 1905.
… Всё бледней лазурный остров-детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно, грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!
Начальное образование Марина Ивановна
получила в Москве, в частной женской гимназии.
Продолжила образование
в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия).
В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж,
чтобы прослушать в Сорбонне
краткий курс лекций о старофранцузской литературе.
О весенние сны в дортуаре, О блужданье в раздумье средь спящих, Звук шагов, как нарочно, скрипящих, И тоска, и мечты о пожаре. Неспокойны уснувшие лица, Газ заботливо кем-то убавлен, Воздух прян и как будто отравлен, Дортуар - как большая теплица.
В 1911 году Цветаева познакомилась
со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.
27 января 1912 года состоялось венчание
Марины Цветаевой и Сергея Эфрона.
В этом же году у Марины и Сергея
родилась дочь Ариадна (Аля).
Я с вызовом ношу его кольцо
Да, в вечности жена, не на бумаге!-
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге…
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови
… В его лице я рыцарству верна,
Всем тем, кто жил и умирал без страху! -
Такие - в роковые времена -
Слагают стансы- и идут на плаху.
3 июня 1914
В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок.
Их романтические отношения продолжались до 1916 года.
Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга».
Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».
В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево в возрасте 3-х лет.
Ариадна (слева) и Ирина Эфрон. 1919 год
Годы Гражданской войны оказались
для Цветаевой очень тяжелыми.
Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии.
Марина жила в Москве.
В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной
разрешили уехать за границу - к мужу,
который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером,
теперь стал студентом Пражского университета.
Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине,
затем три года в предместьях Праги.
Марина Цветаева, 1924 год
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно всё равно –
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма…
1934 г .
Дом в Борисоглебском переулке, 6,
в котором жила М.Цветаева
с 1914 по 1922 год
В 1925 году после рождения
сына Георгия семья перебралась в Париж.
Мур (Георгий Сергеевич Эфрон), Париж, 1930-е.
15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна,
первой из семьи получив возможность
вернуться на родину.
10 октября того же года из Франции бежал Эфрон,
оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.
В 1939 году Цветаева вернулась в СССР
вслед за мужем и дочерью.
По приезде жила на даче НКВД в Болшево
(ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево).
М.И. Цветаева с мужем и детьми, 1925 г.
Дом-музей Цветаевой в Болшево, город Королёв
27 августа была арестована дочь Ариадна,
10 октября – Эфрон.
В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян. Ариадна после пятнадцати лет репрессий
реабилитирована в 1955 году.
В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.
Сергей Эфрон с дочерью Ариадной (Алей)
31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством,
повесилась в доме, куда вместе с сыном была определена на постой.
Она оставила три предсмертные записки:
тем, кто будет её хоронить («эвакуированным» ), Асеевым и сыну.
Марина Цветаева похоронена
2 сентября 1941 года
на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно.
На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью
«Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».
Посмертная записка сыну
Марина Цветаева Жизнь и поэзия - воедино
Начала писать стихи
на русском, французском и немецком языках
ещё в 6-летнем возрасте..
Огромное влияние на формирование её характера оказывала мать, которая мечтала видеть дочь музыкантом.
«Когда я потом, вынужденная необходимостью своей ритмики,
стала разбивать, разрывать слова на слога путем непривычного в стихах тире,
и все меня за это, годами, ругали я вдруг однажды глазами увидела те, младенчества своего, романсные тексты в сплошных законных тире - и почувствовала себя омытой, поддержанной, подтвержденной и узаконенной - как ребенок по тайному знаку рода оказавшийся - родным, в праве на жизнь, наконец!»
Марина Цветаева. «Мать и музыка»
1910 «Вечерний альбом»
ОШИБКА
Когда снежинку, что легко летает, Как звездочка упавшая скользя, Берешь рукой - она слезинкой тает, И возвратить воздушность ей нельзя.
Когда, пленясь прозрачностью медузы, Ее коснемся мы капризом рук, Она, как пленник, заключенный в узы, Вдруг побледнеет и погибнет вдруг. Когда хотим мы в мотыльках-скитальцах Видать не грезу, а земную быль - Где их наряд? От них на наших пальцах Одна зарей раскрашенная пыль! Оставь полет снежинкам с мотыльками И не губи медузу на песках! Нельзя мечту свою хватать руками, Нельзя мечту свою держать в руках! Нельзя тому, что было грустью зыбкой, Сказать: «Будь страсть! Горя безумствуй, рдей!» Твоя любовь была такой ошибкой, - Но без любви мы гибнем, Чародей !
«Эта книга - не только милая книга
девических признаний,
но и книга прекрасных стихотворений».
Н. Гумилёв
«Когда читаешь ее книгу,
минутами становится неловко,
словно заглянул нескромно через полузакрытое окно
в чужую квартиру и подсмотрел сцену,
видеть которую не должны бы посторонние».
В. Брюсов
За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник - «Волшебный фонарь».
В 1913 году выходит третий сборник - «Из двух книг».
Начало творческой деятельности Марины Цветаевой связано с кругом московских символистов.
На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин.
М. И. Цветаева, 1914
«Лебединый стан»
1914 год
Бури-вьюги, вихри-ветры вас взлелеяли,
А останетесь вы в песне - белы лебеди!
Ты миру отдана на травлю, И счета нет твоим врагам! Ну, как же я тебя оставлю, Ну, как же я тебя предам?
И где возьму благоразумье: «За око - око, кровь - за кровь!», - Германия - мое безумье! Германия - моя любовь!
1 декабря 1914 г
Белая гвардия, путь твой высок: Черному дулу - грудь и висок.
Божье да белое твое дело:
Белое тело твое - в песок.
Не лебедей это в небе стая: Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает...
Старого мира - последний сон: Молодость - Доблесть - Вандея - Дон .
24 марта 1918 г
Цикл стихов «Лебединый стан»,
проникнутый сочувствием к белому движению.
Александровское лето
Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила её сестра Анастасия Цветаева.
В Александрове Цветаевой написан цикл стихотворений
«К Ахматовой»,
«Стихи о Москве»
Её пребывание в городе литературоведы назвали «Александровским летом Марины Цветаевой».
О, Муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
И мы шарахаемся и глухое: ох! –
Стотысячное - тебе присягает: Анна
Ахматова! Это имя - огромный вздох,
И в глубь он падает, которая безымянна.
Сёстры Цветаевы с детьми,
С. Эфрон, М. Минц (стоит справа). Александров, 1916 г.
«Я писала под диктовку крыс...»
В городе Гаммельне – ни души.
Но уж тела за это!
Плотные, прочные. Бык, коль дюж,
Дюжины стоит душ .
- Присягай, визжат, главблуду!
- Думал - горсть, смотришь -рать!
- Самого, визжат, на блюде
Бургомистра подать!
Эка крyговерть
Карноусая!
А над кулём-то, а над мешком-то -
Точно над трупом!
И перекатывается круто:
“ Крысы да крупы”.
(Твой зуб,
Главкруп!)
Докраснобайствовались, мессии
Низшего класса!
Так и свистит по живому мясу:
“ Крысы-запасы!”
(Твой всхлёст,
Главхвост!)
Уж и стыд! Уж и страмь!
- Не совсем, с лица, на крыс-то…
- Да уж крысы ли впрямь?
- Лысины!
- Пасмы!- Слыхано ль?
В красном!
Предиковинный сорт!
Коль не бос – кровосос,
Коль не бит – паразит…
У нас: взлом, у них: Ком,
У нас: чернь, у них: терн,
Наркомчёрт, наркомшиш, -
Весь язык занозишь!
Март-ноябрь 1925
Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным.
В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы –
«После России», включивший в себя стихотворения 1922-1925 годов .
«Моя неудача в эмиграции - в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху –
там, туда, оттуда…».
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно всё равно –
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма…
1934 г.
«Маяковскому»
В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому»
(на смерть Владимира Маяковского), чьё самоубийство потрясло Цветаеву.
Выстрел - в самую душу,
Как только что по врагам.
Богоборцем разрушен
Сегодня последний храм.
Еще раз не осекся,
И, в точку попав - усоп.
Было стало быть сердце,
Коль выстрелу следом - стоп.
Много храмов разрушил,
А этот - ценней всего.
Упокой, Господи, душу усопшего врага твоего.
Как смерть - на свадебный обед, Я - жизнь, пришедшая на ужин.
Уединение: уйди В себя, как прадеды в феоды. Уединение: в груди Ищи и находи свободу.
Чтоб ни души, чтоб ни ноги - На свете нет такого саду Уединению. В груди Ищи и находи прохладу.
Кто́ победил на площади́ - Про то не думай и не ведай. В уединении груди - Справляй и погребай победу
Уединения в груди. Уединение: уйди,
Жизнь!
Сентябрь 1934
О поэте не подумал Век - и мне не до него. Бог с ним, с громом. Бог с ним, с шумом Времени не моего!
Если веку не до предков - Не до правнуков мне: стад. Век мой - яд мой, век мой - вред мой, Век мой - враг мой, век мой - ад.
Сентябрь 1934
«Безмерность моих слов –
только слабая тень безмерности моих чувств»
Любить, несмотря ни на что, любить, отдавая себя и не требуя ничего взамен, любить искренне и красиво, нежно, любить своей странной, сумасшедшей, всепоглощающею любовью.
Ее стихи о любви самые тонкие, самые точные, искренние, правдивые, в которых обнажалась, плакала и переживала ее огромная любящая душа.
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной - Распущенной - и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами.
Любовь - как огненная пещь: А все ж и кольцо - большая вещь, А все ж и алтарь - великий свет. - Бог - не благословил!
Поэзия Марины Цветаевой
- Поэзия монументальная, трагическая, мужественная.
- Писала только о самом дорогом и многозначительном – о любви и искусстве, о жизни и смерти.
- Устраивала самые смелые эксперименты со стихом.
- Поэзия- это ее напасть, ее богатство, ее святое ремесло.
- Удивительная энергия поэтического выражения тем.
Мой день беспутен и нелеп:
У нищего прошу на хлеб, Богатому даю на бедность,
В иголку продеваю - луч, Грабителю вручаю- ключ, Белилами румяню бледность.
Мне нищий хлеба не дает,
Богатый денег не берет,
Луч не вдевается в иголку,
Грабитель входит без ключа,
А дура плачет в три ручья -
Над днем без славы и без толку.
Черты стихотворного стиля Марины Цветаевой
- Резкая экспрессия стихотворной речи.
- Молниеносные темпы.
- Легкая игра со словом.
- Затаенная страсть и энергия.
- Скупость стихотворной речи, её афористичность .
Лежат они - написанные наспех, Горячие от горечи и нег. Между любовью и любовью распят Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.
Как правая и левая рука - Твоя душа моей душе близка.
Мы смежны, блаженно и тепло, Как правое и левое крыло.
Но вихрь встаёт - и бездна пролегла От правого - до левого крыла!
Послесловие…
Своего мужа она встретила случайно, отдыхая у моря.
Марина всегда считала, что полюбит человека,
который подарит ей понравившийся камень.
Ее будущий муж, не подозревая об этом,
подарил Цветаевой в первый же день их знакомства сердолик,
который нашел на пляже.
Во время второй мировой войны Цветаеву вместе с сыном эвакуируют в Елабугу. Помогая Марине собирать чемодан, ее друг, Борис Пастернак, пошутил про взятую им веревку для перевязки чемодана (что она крепкая, хоть вешайся).
Именно на этой веревке и повесилась поэтесса.
В 1992 году стихотворение Марины Цветаевой «Моим стихам»,
написанное на стене одного из зданий в центре Лейдена (Нидерланды),
открыло культурный проект «Wall poems».