СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Марина Ивановна Цветаева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлены жизнь и творчество Марины Цветаевой.

Просмотр содержимого документа
«Марина Ивановна Цветаева»

Марина Ивановна Цветаева.  Жизнь и творчество Каждый стих - дитя любви,  Нищий незаконнорожденный.  Первенец - у колеи  На поклон ветрам - положенный.  Сердцу - ад и алтарь,  Сердцу - рай и позор.  Кто отец? - Может - царь,  Может - царь, может - вор.  8 октября 1892 – 31 августа 1941

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество

Каждый стих - дитя любви, Нищий незаконнорожденный. Первенец - у колеи На поклон ветрам - положенный.

Сердцу - ад и алтарь, Сердцу - рай и позор. Кто отец? - Может - царь, Может - царь, может - вор.

8 октября 1892 – 31 августа 1941

Детство «Красною кистью  Рябина зажглась.  Падали листья.  Я родилась.   Спорили сотни  Колоколов.  День был субботний:  Иоанн Богослов…» Родилась в Москве 26 сентября (8 октября) 1892 г.

Детство

«Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов…»

Родилась в Москве

26 сентября (8 октября) 1892 г.

Отец  Иван Владимирович Цветаев Сын бедного сельского попа. Только своими трудом и талантом добился он того, что стал известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, директором Румянцевского музея, основателем Музея изящных искусств. Умер, когда Марине был 21 год.

Отец Иван Владимирович Цветаев

Сын бедного сельского попа.

Только своими трудом и талантом добился он того, что стал

известным филологом и искусствоведом,

профессором Московского университета,

директором Румянцевского музея, основателем Музея изящных искусств.

Умер, когда Марине был 21 год.

Мать  Мария Александровна Мейн Пианистка, ученица Николая Рубинштейна.  Сильно повлияла на свою дочь: «Музыка,  природа,  стихи,  Германия…»

Мать Мария Александровна Мейн

Пианистка,

ученица Николая Рубинштейна. 

Сильно повлияла на свою дочь: «Музыка,

природа,

стихи,

Германия…»

После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца . Анастасия (слева) и Марина Цветаевы. Ялта , 1905. … Всё бледней лазурный остров-детство, Мы одни на палубе стоим. Видно, грусть оставила в наследство Ты, о мама, девочкам своим!

После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца .

Анастасия (слева) и Марина Цветаевы. Ялта , 1905.

Всё бледней лазурный остров-детство,

Мы одни на палубе стоим.

Видно, грусть оставила в наследство

Ты, о мама, девочкам своим!

Начальное образование Марина Ивановна получила в Москве, в частной женской гимназии.  Продолжила образование в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе. О весенние сны в дортуаре,  О блужданье в раздумье средь спящих,  Звук шагов, как нарочно, скрипящих,  И тоска, и мечты о пожаре.   Неспокойны уснувшие лица,  Газ заботливо кем-то убавлен,  Воздух прян и как будто отравлен,  Дортуар - как большая теплица.

Начальное образование Марина Ивановна

получила в Москве, в частной женской гимназии.

Продолжила образование

в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия).

В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж,

чтобы прослушать в Сорбонне

краткий курс лекций о старофранцузской литературе.

О весенние сны в дортуаре, О блужданье в раздумье средь спящих, Звук шагов, как нарочно, скрипящих, И тоска, и мечты о пожаре. Неспокойны уснувшие лица, Газ заботливо кем-то убавлен, Воздух прян и как будто отравлен, Дортуар - как большая теплица.

В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. 27 января 1912 года состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля). Я с вызовом ношу его кольцо Да, в вечности жена, не на бумаге!- Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге…  Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови  … В его лице я рыцарству верна, Всем тем, кто жил и умирал без страху! - Такие - в роковые времена - Слагают стансы- и идут на плаху. 3 июня 1914

В 1911 году Цветаева познакомилась

со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.

27 января 1912 года состоялось венчание

Марины Цветаевой и Сергея Эфрона.

В этом же году у Марины и Сергея

родилась дочь Ариадна (Аля).

Я с вызовом ношу его кольцо

Да, в вечности жена, не на бумаге!-

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге…

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови

В его лице я рыцарству верна,

Всем тем, кто жил и умирал без страху! -

Такие - в роковые времена -

Слагают стансы- и идут на плаху.

3 июня 1914

В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок. Их романтические отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни». В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево в возрасте 3-х лет. Ариадна (слева) и Ирина Эфрон. 1919 год

В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок.

Их романтические отношения продолжались до 1916 года.

Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга».

Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».

В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево в возрасте 3-х лет.

Ариадна (слева) и Ирина Эфрон. 1919 год

Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве. В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу - к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. Марина Цветаева, 1924 год Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно всё равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что – мой, Как госпиталь или казарма… 1934 г . Дом в Борисоглебском переулке, 6, в котором жила М.Цветаева с 1914 по 1922 год

Годы Гражданской войны оказались

для Цветаевой очень тяжелыми.

Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии.

Марина жила в Москве.

В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной

разрешили уехать за границу - к мужу,

который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером,

теперь стал студентом Пражского университета.

Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине,

затем три года в предместьях Праги.

Марина Цветаева, 1924 год

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно всё равно –

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что – мой,

Как госпиталь или казарма…

1934 г .

Дом в Борисоглебском переулке, 6,

в котором жила М.Цветаева

с 1914 по 1922 год

В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. Мур (Георгий Сергеевич Эфрон), Париж, 1930-е. 15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве. В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево). М.И. Цветаева с мужем и детьми, 1925 г. Дом-музей Цветаевой в Болшево, город Королёв

В 1925 году после рождения

сына Георгия семья перебралась в Париж.

Мур (Георгий Сергеевич Эфрон), Париж, 1930-е.

15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна,

первой из семьи получив возможность

вернуться на родину.

10 октября того же года из Франции бежал Эфрон,

оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.

В 1939 году Цветаева вернулась в СССР

вслед за мужем и дочерью.

По приезде жила на даче НКВД в Болшево

(ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево).

М.И. Цветаева с мужем и детьми, 1925 г.

Дом-музей Цветаевой в Болшево, город Королёв

27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября – Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян. Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами. Сергей Эфрон с дочерью Ариадной (Алей)

27 августа была арестована дочь Ариадна,

10 октября – Эфрон.

В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян. Ариадна после пятнадцати лет репрессий

реабилитирована в 1955 году.

В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.

Сергей Эфрон с дочерью Ариадной (Алей)

31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесилась в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Она оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным» ), Асеевым и сыну. Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». Посмертная записка сыну

31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством,

повесилась в доме, куда вместе с сыном была определена на постой.

Она оставила три предсмертные записки:

тем, кто будет её хоронить («эвакуированным» ), Асеевым и сыну.

Марина Цветаева похоронена

2 сентября 1941 года

на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно.

На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью

«Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».

Посмертная записка сыну

Марина Цветаева  Жизнь и поэзия - воедино Начала писать стихи  на русском, французском и немецком языках ещё в 6-летнем возрасте.. Огромное влияние на формирование её характера оказывала мать, которая мечтала видеть дочь музыкантом. «Когда я потом, вынужденная необходимостью своей ритмики, стала разбивать, разрывать слова на слога путем непривычного в стихах тире, и все меня за это, годами, ругали  я вдруг однажды глазами увидела те, младенчества своего, романсные тексты в сплошных законных тире - и почувствовала себя  омытой, поддержанной, подтвержденной и узаконенной - как ребенок по тайному знаку рода оказавшийся - родным, в праве на жизнь, наконец!»   Марина Цветаева. «Мать и музыка»

Марина Цветаева Жизнь и поэзия - воедино

Начала писать стихи 

на русском, французском и немецком языках

ещё в 6-летнем возрасте..

Огромное влияние на формирование её характера оказывала мать, которая мечтала видеть дочь музыкантом.

«Когда я потом, вынужденная необходимостью своей ритмики,

стала разбивать, разрывать слова на слога путем непривычного в стихах тире,

и все меня за это, годами, ругали я вдруг однажды глазами увидела те, младенчества своего, романсные тексты в сплошных законных тире - и почувствовала себя омытой, поддержанной, подтвержденной и узаконенной - как ребенок по тайному знаку рода оказавшийся - родным, в праве на жизнь, наконец!»

Марина Цветаева. «Мать и музыка»

1910 «Вечерний альбом» ОШИБКА  Когда снежинку, что легко летает,  Как звездочка упавшая скользя,  Берешь рукой - она слезинкой тает,  И возвратить воздушность ей нельзя.  Когда, пленясь прозрачностью медузы,  Ее коснемся мы капризом рук,  Она, как пленник, заключенный в узы,  Вдруг побледнеет и погибнет вдруг.   Когда хотим мы в мотыльках-скитальцах  Видать не грезу, а земную быль -  Где их наряд? От них на наших пальцах  Одна зарей раскрашенная пыль!   Оставь полет снежинкам с мотыльками  И не губи медузу на песках!  Нельзя мечту свою хватать руками,  Нельзя мечту свою держать в руках!   Нельзя тому, что было грустью зыбкой,  Сказать: «Будь страсть! Горя безумствуй, рдей!»  Твоя любовь была такой ошибкой, -  Но без любви мы гибнем, Чародей ! «Эта книга - не только милая книга  девических признаний, но и книга прекрасных стихотворений».  Н. Гумилёв «Когда читаешь ее книгу, минутами становится неловко, словно заглянул нескромно через полузакрытое окно в чужую квартиру и подсмотрел сцену, видеть которую не должны бы посторонние».  В. Брюсов

1910 «Вечерний альбом»

ОШИБКА

Когда снежинку, что легко летает, Как звездочка упавшая скользя, Берешь рукой - она слезинкой тает, И возвратить воздушность ей нельзя.

Когда, пленясь прозрачностью медузы, Ее коснемся мы капризом рук, Она, как пленник, заключенный в узы, Вдруг побледнеет и погибнет вдруг. Когда хотим мы в мотыльках-скитальцах Видать не грезу, а земную быль - Где их наряд? От них на наших пальцах Одна зарей раскрашенная пыль! Оставь полет снежинкам с мотыльками И не губи медузу на песках! Нельзя мечту свою хватать руками, Нельзя мечту свою держать в руках! Нельзя тому, что было грустью зыбкой, Сказать: «Будь страсть! Горя безумствуй, рдей!» Твоя любовь была такой ошибкой, - Но без любви мы гибнем, Чародей !

«Эта книга - не только милая книга

девических признаний,

но и книга прекрасных стихотворений».

Н. Гумилёв

«Когда читаешь ее книгу,

минутами становится неловко,

словно заглянул нескромно через полузакрытое окно

в чужую квартиру и подсмотрел сцену,

видеть которую не должны бы посторонние».

В. Брюсов

За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник - «Волшебный фонарь». В 1913 году выходит третий сборник - «Из двух книг». Начало творческой деятельности Марины Цветаевой связано с кругом московских символистов. На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали  Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин. М. И. Цветаева, 1914

За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник - «Волшебный фонарь».

В 1913 году выходит третий сборник - «Из двух книг».

Начало творческой деятельности Марины Цветаевой связано с кругом московских символистов.

На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали  Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин.

М. И. Цветаева, 1914

«Лебединый стан» 1914 год Бури-вьюги, вихри-ветры вас взлелеяли, А останетесь вы в песне - белы лебеди! Ты миру отдана на травлю,  И счета нет твоим врагам!  Ну, как же я тебя оставлю,  Ну, как же я тебя предам?   И где возьму благоразумье:  «За око - око, кровь - за кровь!», -  Германия - мое безумье!  Германия - моя любовь!  1 декабря 1914 г Белая гвардия, путь твой высок: Черному дулу - грудь и висок.  Божье да белое твое дело: Белое тело твое - в песок.  Не лебедей это в небе стая: Белогвардейская рать святая Белым видением тает, тает... Старого мира - последний сон: Молодость - Доблесть - Вандея - Дон . 24 марта 1918 г Цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.

«Лебединый стан»

1914 год

Бури-вьюги, вихри-ветры вас взлелеяли,

А останетесь вы в песне - белы лебеди!

Ты миру отдана на травлю, И счета нет твоим врагам! Ну, как же я тебя оставлю, Ну, как же я тебя предам?

И где возьму благоразумье: «За око - око, кровь - за кровь!», - Германия - мое безумье! Германия - моя любовь!

1 декабря 1914 г

Белая гвардия, путь твой высок: Черному дулу - грудь и висок.

Божье да белое твое дело:

Белое тело твое - в песок.

Не лебедей это в небе стая: Белогвардейская рать святая

Белым видением тает, тает...

Старого мира - последний сон: Молодость - Доблесть - Вандея - Дон .

24 марта 1918 г

Цикл стихов «Лебединый стан»,

проникнутый сочувствием к белому движению.

Александровское лето Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила её сестра Анастасия Цветаева. В Александрове Цветаевой написан цикл стихотворений  «К Ахматовой»,  «Стихи о Москве» Её пребывание в городе литературоведы назвали «Александровским летом Марины Цветаевой». О, Муза плача, прекраснейшая из муз! О ты, шальное исчадие ночи белой! Ты черную насылаешь метель на Русь, И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.  И мы шарахаемся и глухое: ох! – Стотысячное - тебе присягает: Анна Ахматова! Это имя - огромный вздох, И в глубь он падает, которая безымянна. Сёстры Цветаевы с детьми, С. Эфрон, М. Минц (стоит справа). Александров, 1916 г.

Александровское лето

Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила её сестра Анастасия Цветаева.

В Александрове Цветаевой написан цикл стихотворений

«К Ахматовой»,

«Стихи о Москве»

Её пребывание в городе литературоведы назвали «Александровским летом Марины Цветаевой».

О, Муза плача, прекраснейшая из муз!

О ты, шальное исчадие ночи белой!

Ты черную насылаешь метель на Русь,

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

И мы шарахаемся и глухое: ох! –

Стотысячное - тебе присягает: Анна

Ахматова! Это имя - огромный вздох,

И в глубь он падает, которая безымянна.

Сёстры Цветаевы с детьми,

С. Эфрон, М. Минц (стоит справа). Александров, 1916 г.

  «Я писала под диктовку крыс...» В городе Гаммельне – ни души. Но уж тела за это! Плотные, прочные. Бык, коль дюж, Дюжины стоит душ . - Присягай, визжат, главблуду! - Думал - горсть, смотришь -рать! - Самого, визжат, на блюде Бургомистра подать! Эка крyговерть Карноусая! А над кулём-то, а над мешком-то - Точно над трупом! И перекатывается круто: “ Крысы да крупы”. (Твой зуб, Главкруп!) Докраснобайствовались, мессии Низшего класса! Так и свистит по живому мясу: “ Крысы-запасы!” (Твой всхлёст, Главхвост!) Уж и стыд! Уж и страмь! - Не совсем, с лица, на крыс-то… - Да уж крысы ли впрямь? - Лысины! - Пасмы!- Слыхано ль? В красном! Предиковинный сорт! Коль не бос – кровосос, Коль не бит – паразит…  У нас: взлом, у них: Ком, У нас: чернь, у них: терн, Наркомчёрт, наркомшиш, - Весь язык занозишь!  Март-ноябрь 1925

  «Я писала под диктовку крыс...»

В городе Гаммельне – ни души.

Но уж тела за это!

Плотные, прочные. Бык, коль дюж,

Дюжины стоит душ .

- Присягай, визжат, главблуду!

- Думал - горсть, смотришь -рать!

- Самого, визжат, на блюде

Бургомистра подать!

Эка крyговерть

Карноусая!

А над кулём-то, а над мешком-то -

Точно над трупом!

И перекатывается круто:

Крысы да крупы”.

(Твой зуб,

Главкруп!)

Докраснобайствовались, мессии

Низшего класса!

Так и свистит по живому мясу:

Крысы-запасы!”

(Твой всхлёст,

Главхвост!)

Уж и стыд! Уж и страмь!

- Не совсем, с лица, на крыс-то…

- Да уж крысы ли впрямь?

- Лысины!

- Пасмы!- Слыхано ль?

В красном!

Предиковинный сорт!

Коль не бос – кровосос,

Коль не бит – паразит…

У нас: взлом, у них: Ком,

У нас: чернь, у них: терн,

Наркомчёрт, наркомшиш, -

Весь язык занозишь!

Март-ноябрь 1925

Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы – «После России», включивший в себя стихотворения 1922-1925 годов . «Моя неудача в эмиграции - в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху – там, туда, оттуда…». Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно всё равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что – мой, Как госпиталь или казарма… 1934 г.

Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным.

В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы –

«После России», включивший в себя стихотворения 1922-1925 годов .

«Моя неудача в эмиграции - в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху –

там, туда, оттуда…».

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно всё равно –

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что – мой,

Как госпиталь или казарма…

1934 г.

  «Маяковскому» В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому» (на смерть Владимира Маяковского), чьё самоубийство потрясло Цветаеву. Выстрел - в самую душу, Как только что по врагам. Богоборцем разрушен Сегодня последний храм.  Еще раз не осекся, И, в точку попав - усоп. Было стало быть сердце, Коль выстрелу следом - стоп. Много храмов разрушил, А этот - ценней всего. Упокой, Господи, душу усопшего врага твоего.

  «Маяковскому»

В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому»

(на смерть Владимира Маяковского), чьё самоубийство потрясло Цветаеву.

Выстрел - в самую душу,

Как только что по врагам.

Богоборцем разрушен

Сегодня последний храм.

Еще раз не осекся,

И, в точку попав - усоп.

Было стало быть сердце,

Коль выстрелу следом - стоп.

Много храмов разрушил,

А этот - ценней всего.

Упокой, Господи, душу усопшего врага твоего.

  Как смерть - на свадебный обед,  Я - жизнь, пришедшая на ужин. Уединение: уйди  В себя, как прадеды в феоды.  Уединение: в груди  Ищи и находи свободу.  Чтоб ни души, чтоб ни ноги -  На свете нет такого саду  Уединению. В груди  Ищи и находи прохладу.  Кто́ победил на площади́ -  Про то не думай и не ведай.  В уединении груди -  Справляй и погребай победу  Уединения в груди.  Уединение: уйди,  Жизнь! Сентябрь 1934   О поэте не подумал  Век - и мне не до него.  Бог с ним, с громом. Бог с ним, с шумом  Времени не моего!  Если веку не до предков -  Не до правнуков мне: стад.  Век мой - яд мой, век мой - вред мой,  Век мой - враг мой, век мой - ад. Сентябрь 1934

  Как смерть - на свадебный обед, Я - жизнь, пришедшая на ужин.

Уединение: уйди В себя, как прадеды в феоды. Уединение: в груди Ищи и находи свободу.

Чтоб ни души, чтоб ни ноги - На свете нет такого саду Уединению. В груди Ищи и находи прохладу.

Кто́ победил на площади́ - Про то не думай и не ведай. В уединении груди - Справляй и погребай победу

Уединения в груди. Уединение: уйди,

Жизнь!

Сентябрь 1934

О поэте не подумал Век - и мне не до него. Бог с ним, с громом. Бог с ним, с шумом Времени не моего!

Если веку не до предков - Не до правнуков мне: стад. Век мой - яд мой, век мой - вред мой, Век мой - враг мой, век мой - ад.

Сентябрь 1934

«Безмерность моих слов – только слабая тень безмерности моих чувств» Любить, несмотря ни на что, любить, отдавая себя и не требуя ничего взамен, любить искренне и красиво, нежно, любить своей странной, сумасшедшей, всепоглощающею любовью. Ее стихи о любви самые тонкие, самые точные, искренние, правдивые, в которых обнажалась, плакала и переживала ее огромная любящая душа. Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами,  Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами.   Мне нравится, что можно быть смешной -  Распущенной - и не играть словами,  И не краснеть удушливой волной,  Слегка соприкоснувшись рукавами.  Любовь - как огненная пещь:  А все ж и кольцо - большая вещь,  А все ж и алтарь - великий свет.  - Бог - не благословил!

«Безмерность моих слов –

только слабая тень безмерности моих чувств»

Любить, несмотря ни на что, любить, отдавая себя и не требуя ничего взамен, любить искренне и красиво, нежно, любить своей странной, сумасшедшей, всепоглощающею любовью.

Ее стихи о любви самые тонкие, самые точные, искренние, правдивые, в которых обнажалась, плакала и переживала ее огромная любящая душа.

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной - Распущенной - и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами.

Любовь - как огненная пещь: А все ж и кольцо - большая вещь, А все ж и алтарь - великий свет. - Бог - не благословил!

Поэзия  Марины Цветаевой Поэзия монументальная, трагическая, мужественная. Писала только о самом дорогом и многозначительном – о любви и искусстве, о жизни и смерти. Устраивала самые смелые эксперименты со стихом. Поэзия- это ее напасть, ее богатство, ее святое ремесло. Удивительная энергия поэтического выражения тем.  Мой день беспутен и нелеп: У нищего прошу на хлеб, Богатому даю на бедность,  В иголку продеваю - луч, Грабителю вручаю- ключ, Белилами румяню бледность. Мне нищий хлеба не дает, Богатый денег не берет, Луч не вдевается в иголку,  Грабитель входит без ключа, А дура плачет в три ручья - Над днем без славы и без толку.

Поэзия Марины Цветаевой

  • Поэзия монументальная, трагическая, мужественная.
  • Писала только о самом дорогом и многозначительном – о любви и искусстве, о жизни и смерти.
  • Устраивала самые смелые эксперименты со стихом.
  • Поэзия- это ее напасть, ее богатство, ее святое ремесло.
  • Удивительная энергия поэтического выражения тем.

Мой день беспутен и нелеп:

У нищего прошу на хлеб, Богатому даю на бедность,

В иголку продеваю - луч, Грабителю вручаю- ключ, Белилами румяню бледность.

Мне нищий хлеба не дает,

Богатый денег не берет,

Луч не вдевается в иголку,

Грабитель входит без ключа,

А дура плачет в три ручья -

Над днем без славы и без толку.

Черты стихотворного стиля  Марины Цветаевой Резкая экспрессия стихотворной речи. Молниеносные темпы. Легкая игра со словом. Затаенная страсть и энергия. Скупость стихотворной речи, её афористичность .  Лежат они - написанные наспех,  Горячие от горечи и нег.  Между любовью и любовью распят  Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век. Как правая и левая рука -  Твоя душа моей душе близка. Мы смежны, блаженно и тепло,  Как правое и левое крыло. Но вихрь встаёт - и бездна пролегла  От правого - до левого крыла!

Черты стихотворного стиля Марины Цветаевой

  • Резкая экспрессия стихотворной речи.
  • Молниеносные темпы.
  • Легкая игра со словом.
  • Затаенная страсть и энергия.
  • Скупость стихотворной речи, её афористичность .

Лежат они - написанные наспех, Горячие от горечи и нег. Между любовью и любовью распят Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.

Как правая и левая рука - Твоя душа моей душе близка.

Мы смежны, блаженно и тепло, Как правое и левое крыло.

Но вихрь встаёт - и бездна пролегла От правого - до левого крыла!

Послесловие… Своего мужа она встретила случайно, отдыхая у моря. Марина всегда считала, что полюбит человека, который подарит ей понравившийся камень. Ее будущий муж, не подозревая об этом, подарил Цветаевой в первый же день их знакомства сердолик, который нашел на пляже. Во время второй мировой войны Цветаеву вместе с сыном эвакуируют в Елабугу. Помогая Марине собирать чемодан, ее друг, Борис Пастернак, пошутил про взятую им веревку для перевязки чемодана (что она крепкая, хоть вешайся). Именно на этой веревке и повесилась поэтесса.  В 1992 году стихотворение Марины Цветаевой «Моим стихам», написанное на стене одного из зданий в центре Лейдена (Нидерланды), открыло культурный проект «Wall poems».

Послесловие…

Своего мужа она встретила случайно, отдыхая у моря.

Марина всегда считала, что полюбит человека,

который подарит ей понравившийся камень.

Ее будущий муж, не подозревая об этом,

подарил Цветаевой в первый же день их знакомства сердолик,

который нашел на пляже.

Во время второй мировой войны Цветаеву вместе с сыном эвакуируют в Елабугу. Помогая Марине собирать чемодан, ее друг, Борис Пастернак, пошутил про взятую им веревку для перевязки чемодана (что она крепкая, хоть вешайся).

Именно на этой веревке и повесилась поэтесса.

В 1992 году стихотворение Марины Цветаевой «Моим стихам»,

написанное на стене одного из зданий в центре Лейдена (Нидерланды),

открыло культурный проект «Wall poems».