Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук
Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с элементами сопротивления сопровождается стихотворными текстами и хорошо дополняют пальчиковую гимнастику. Чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем тоньше и дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь, следовательно, мышление.
Приемы массажа и самомассажа:
1. Поглаживание
2.Разминание
3. Растирание
4.Похлопывание
Самомассаж фаланг пальцев
Сильно трем ладошки до ощущения тепла
Вытягиваем каждый пальчик (кольцо-пружинка)
Фалангами пальцев одной руки трем по ногтям другой, словно по стиральной доске
Крутим маленький массажный шарик от себя
Крутим маленький массажный шарик к себе
Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем меняем положение рук.
Скручивание и раскручивание гаек двумя руками одновременно большим и указательным пальцем.
Скручивание и раскручивание гаек двумя руками одновременно большим, указательным и средним пальцем.
Собрать со стола пальцами одной руки 10 карандашей.
Разложить на столе пальцами одной руки 10 карандашей.
Самомассаж ладоней делается с внешней и внутренней стороны в различных направлениях:
Соединить ладони пальцами вперед. Карандаш, ручка или массажный шарик находятся между ладонями и выполняют функцию массажера. Катаем один из этих предметов, перемещая ладони вперед-назад в быстром и медленном темпе.
Катаем ребристый карандаш по внешней поверхности ладони.
Двумя руками катаем ребристый карандаш, лежащий на столе.
Упражнение «Орехи».
Перебираем два небольших грецких ореха одной рукой (двумя руками).
«Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех,
Научился два ореха
Между пальцами держать
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать».
«Ты колючий круглый шарик,
Ты катись, катись, катись,
По дорожке, по ладошке,
И ко мне скорей вернись».
«Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами».
Рисуем деревянной палочкой на ладони круг, квадрат, треугольник, солнышко, лесенку, домик и т.д.
Деревянной палочкой имитируем шаги, надавливая и прокачивая мышцы ладони: прыгает зайчик, шагает медведь, топает слон и т.д.
Фалангами пальцев одной руки ударять по ладони другой руки сначала тихонько, потом все сильнее.
Подушечками пальцев одной руки рисуем на ладони другой руки волны, дорожки, ленточки.
Различные виды массажа
Точечный массаж:
Надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек и разветвления нервов: массируем легко, быстро, поверхностно по центробежной спирали (от себя вправо оказывает тонизирующее воздействие).
Игра «Скульптор» - опираясь на опыт работы с пластилином, можно подойти творчески (лепим разных персонажей).
Массаж шеи:
Сидя по-турецки поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку;
Развернули плечи, гордо подняли голову на вытянутой шее;
Ласково похлопать по подбородку тыльной стороной кисти рук;
Представив, что у нас лебединая шея, любуемся своим отражением в воображаемом зеркале;
Расслабление мышц шеи (улучшается кровоснабжение головы, движение спинно-мозговой жидкости).
«Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
А потом опять вперед-тут немножко отдохнет,
Шея не напряжена и расслаблена…
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращение обратно,
Расслабление приятно!
Шея не напряжена и расслаблена.
А теперь смотрит вниз,
Мышцы шеи напряглись,
Возвращаемся обратно,
Расслабление приятно,
Шея не напряжена и расслаблена.
Аурикулярный массаж (ушные раковины)-170 активных точек.
(развиваются и лучше работают все системы организма, усиливается концентрация внимания и улучшаются интеллектуальные возможности).
Лепим ушки для Чебурашки, слоника;
Поглаживаем по краям, по бороздкам, внутри раковин;
Нажимаем на мочки ушей, надеваем сережки;
Лепим уши внутри (7-8 вращательных движений по часовой и против часовой стрелки);
Приглаживаем ушки вокруг ушных раковин;
Массаж головы и лица (воздействуем на биологические активные точки головы, которые улучшают ток крови)
Сильным нажатием пальцев имитируем мытье головы;
Пальцами, как граблями , ведем от затылка, от висков, от лба к середине головы – «сгребаем сено в стог»;
Спиралевидными движениями ведем от висков к затылку;
«Догонялки» - бегаем пальчиками по поверхности головы;
С любовью, с лаской «расчесываем» волосы – «наша прическа красивая»;
Массаж шейных позвонков
Игра «Буратино» - он своим длинным носом рисует морковку, солнышко, дерево (приятные ощущения в области шейного отдела позвоночника);
Плантарный (индийский) массаж
При массаже ноги должны быть максимально расслаблены. Проводится он в положении сидя или лежа. В последнем случае ребенок ложится на живот, под голеностопные суставы ему кладутся валики. Вначале массируется вся стопа (поглаживание, растирание, надавливание) от пятки к пальцам и обратно. Затем нужно потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладонями. Затем вновь поглаживаем стопу, затем проводят вращательные движения пальцев и голеностопного сустава. Массаж большого пальца требует более длительного воздействия (до двух минут). Массаж стоп целесообразно проводить утром и в течение дня, но не на ночь.
Ноги – это распределительный щит организма. Можно воздействовать на любой орган, если знать соответствующую зону. Большой палец отвечает за развитие речи, памяти и интеллекта.