Муниципальное образовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д., с углубленным изучением русского языка, обществознания и права»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» Промышленного района
«Массаж как средство сохранения здоровья школьников и выбора професии»
Выполнила: Мина Ксения, ученица 6 «Г» класса МОАУ «СОШ №56 имени Хана В.Д.»
Научный руководитель:
Мишучков Андрей Александрович,
педагог дополнительного образования
МАУДО «ЦДТ Промышленного
района», к.ф.н., доцент
2021
Содержание:
Введение…………………………………………………………2
История массажа………………………………………………..3
Причины выбрать профессию массажиста……………………6
Массаж в школе…………………………………………………8
Литература…………………………………………………………..10
Ведение.
В течении двух лет у меня наблюдается устойчивый интерес к различным массажным практикам, которые я практикую в своей семье и у одноклассников.
Массаж (от фр. masser - растирать) - совокупность приёмов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или иную среду (гель, крем, масло и т.д.) с целью достижения лечебного, терпевтического или иного эффекта.
Целью работы явилось изучение влияния массажа на организм детей.
Задачи работы:
– Изучить состояние вопроса по литературным источникам.
– Определить роль массажа как метода психофизической реабилитации детей.
Гипотеза: акцентируемое влияние массажа и самомассажа школьников на их организм будет способствовать улучшению состояния здоровья школьников, снижению агрессивного поведения, увеличения успеваемости.
1 История массажа
Практика использования прикосновений в качестве метода исцеления восходит к обычаям и техникам, уходящим корнями в древнюю историю. Цивилизации на Востоке и Западе обнаружили, что естественное исцеление и массаж могут излечивать травмы, снимать боль, а также предотвращать и лечить болезни. Более того, это помогло снизить стресс и произвести глубокое расслабление у людей.
Первые письменные упоминания о массажной терапии находятся в Китае и Египте. Первый известный китайский текст называется «Классическая книга внутренних болезней Желтого императора» (2700 г. до н. э.), впервые опубликована на английском языке в 1949 году. Китайская традиция лечебного массажа была разработана на основе сочетания опыта и методов врачей традиционной китайской медицины, практиков боевых искусств, буддистов и даосов, которые считали прикосновение важным элементом своего обучения духовной йоге, и мирян, предлагавших расслабляющий массаж. Китайские методы массажа основаны на том принципе, что болезни и недуги возникают из-за дефицита или дисбаланса энергии в определенных проводящих путях или меридианах, которые представляют физиологические системы. Благодаря массажу и другим специальным техникам работы с телом энергия будет течь по этим путям более гармонично, позволяя телу восстанавливаться естественным путем.
Лечебный массаж зародился как священная система естественного исцеления. Исходя из мифов Индии, считается, что массаж имеет божественное происхождение и передается из поколения в поколение. Тексты, подробно описывающие аюрведические принципы и практики, были написаны где-то между 1500 и 500 годами до нашей эры. Аюрведа считает, что люди заболевают, когда они живут не в гармонии с окружающей средой. Чтобы вылечить свое состояние, люди должны восстановить свой естественный умственный и физический баланс, восстанавливая гармонию между собой и окружающим миром. Лечение в Аюрведе включает диету и лечение травами, ароматерапию, цветотерапию, звуковую терапию и сенсорную терапию.
Самые ранние письменные упоминания о массажной терапии были обнаружены в Египте и Китае. Картины гробниц в Египте изображают людей, которых массажируют других людей. Кроме того, египтянам приписывают создание рефлексологии примерно в 2500 году до нашей эры. В этой системе практикующий оказывает давление на определенные точки или рефлекторные зоны на ступнях и руках.
Заимствованный из восточных философий и практик, массаж распространился на западную цивилизацию примерно в восьмом веке до нашей эры.
Атлеты в Древней Греции использовали массаж, чтобы поддерживать свое тело в отличной форме перед соревнованиями. Врачи того времени использовали травы и масла в сочетании с техниками массажа для лечения многих заболеваний. Греческие женщины признавали преимущества этих ароматических масел и использовали их в качестве косметических средств для ухода за кожей.
В пятом веке до нашей эры Гиппократ прописал «трение» для лечения физических травм и наставил своих коллег-врачей о пользе растирания, которое помогает телу самовосстанавливаться. Более того, он пропагандировал сочетание массажа, правильной диеты, физических упражнений, отдыха, свежего воздуха и музыки, чтобы вернуть тело в здоровое состояние.
В Риме в первом веке до нашей эры Гален, врач многих императоров, начал использовать массажную терапию для лечения различных видов физических травм и заболеваний. Следуя принципам Гиппократа, Гален считал упражнения, здоровое питание, отдых и массаж неотъемлемыми элементами восстановления и поддержания здоровья тела.
В то время как богатые получали массаж у себя дома у личных врачей, многие римляне лечились в общественных банях, где инструктора и врачи проводили массаж. Получатели сначала купались, а затем получали массаж всего тела, чтобы стимулировать кровообращение и расслабить суставы. В массаж обычно включали масла, полезные для кожи. В эпоху средневековья массаж был маловостребован в силу потери в Европе массажных медицинских традиций и религиозных ограничений.
В начале 1800-х годов шведский врач Пер Хенрик Линг разработал шведскую систему гимнастических движений. Эта система объединила массаж с лечебной гимнастикой и физиологией. Техники включали поглаживание, надавливание и сжатие, а также удары для ручного лечения физических проблем.
В начале 20-го века все большее количество новых и заново открытых техник массажа было задокументировано и практиковалось. В частности, массаж применялся для лечения пациентов Первой мировой войны, пострадавших от нервных травм или шока. Однако в течение многих лет массаж оставался вне мэйнстрима как вид лечения. Это воспринималось как роскошь, предназначенная для богатых.
Во второй половине 20 века растущий интерес к естественным методам исцеления оживил массаж. В результате массаж заработал себе место в качестве законной и респектабельной формы альтернативной и дополнительной медицины, а также благодаря общественному буму оздоровления - акцент на профилактике заболеваний путем поддержания хорошего самочувствия. Сегодняшние массажисты практикуют множество техник, восходящих к древним методам. Исходя из этих корней, они остаются вдохновленными целью, взращенной много веков назад, - помочь другим исцелить свое физическое и эмоциональное благополучие и достичь более высокого качества жизни.
В профилактических целях лечебный массаж используется в санаториях, спортзалах и на рабочих местах на производстве. Использование массажа для поддержания баланса и поддержания внутреннего и внешнего здоровья - это то, что сейчас является стандартной частью здорового образа жизни.
В сфере здравоохранения массаж обычно используется в больницах, домах престарелых и родильных домах. Он также используется в физиотерапии и в клиниках хиропрактики для снятия боли, улучшения кровообращения и ускорения заживления травмированных мышц.
2 Причины выбрать профессию массажиста
Выбрав профессию массажиста, я предлагаю своим друзьям в школе подумать тоже о получении навыков профессии массажиста после окончания школы. Массажная терапия - это полезная карьера, направленная на помощь людям, и она может идеально соответствовать карьерным целям молодых людей. Причины выбрать профессию массажиста могут быть следующими:
2.1 Рост отрасли
Массажная терапия - это стремительно развивающаяся индустрия. В 2020 году она составил более 17 миллиардов долларов в мире. Около четверти людей в Европе по опросу потребителей Zogby Analytics в январе 2017 года показали, что получали услугу массажа.
2.2 Радость помощи людям
Карьера, направленная на помощь другим, может принести невероятное моральное удовлетворение. Благодаря силе прикосновений массажисты снимают хроническую боль, восстанавливают травмы, улучшают кровообращение, снимают стресс и способствуют расслаблению. Сегодня массажисты работают в спа-салонах, оздоровительных центрах, медицинских и мануальных кабинетах, круизных лайнерах и фитнес-центрах .
2.3 - Отличная оплата и гибкий график
У массажистов гибкий график и очень хорошая начальная зарплата. По данным American Massage Therapy Association, массажист берет в среднем 71,64 доллара за часовой массаж, в России средний чек составляет полторы тысячи за час.
2.4 – Предпрофессиональное образование.
В среднем, получив образование на массажных курсах (около 500 учебных часов) вы получаете важные профессиональные навыки.
– Возможность карьеры.
Навыки массажной терапии - это также путь к карьере. На массажных курсах изучается: анатомия и физиология, кинезиология, патология, теорию и техника массажа, обучение основам сердечно-легочной реанимации / оказанию первой помощи, ведение клиники. Эти знания открывают возможности карьеры в медицинской сфере.
2.6 Массажисты также должны обладать следующими специфическими качествами:
Навыки коммуникации. Массажистам необходимо внимательно слушать клиентов, чтобы понимать, чего они хотят достичь с помощью сеансов массажа.
Навыки принятия решений. Массажисты должны оценить потребности каждого клиента и рекомендовать лучшее лечение на основе потребностей этого человека.
Сочувствие. Массажисты должны давать клиентам положительный опыт, что требует укрепления доверия между терапевтом и клиентом. Чтобы клиенты чувствовали себя комфортно, терапевты должны расширять свою клиентскую базу.
Физическая выносливость. Массажисты могут проводить несколько процедур в течение рабочего дня и должны оставаться на ногах во время сеансов массажа.
Физическая сила и ловкость. Массажисты должны быть сильными и уметь оказывать давление с помощью различных движений рук и кистей при манипуляциях с мышцами клиента.
Массаж в школе
Изучая литературу я увидела пользу от массажных действий для школьников в условиях постоянного стресса.
Прикосновение - это фундаментальная потребность человека, такая же как зрительный контакт и движение. Прикосновение - это проприоцептивное чувство, означающее, что оно дает нам ощущение собственного тела. На самом деле он уникален тем, что дает нам ощущение себя и другого одновременно. В этом свете это также «социальный смысл». Другие проприоцептивные чувства - это самодвижение, равновесие и «жизнь». Это жизненные процессы, которые вы чувствуете внутри себя. Один из способов охарактеризовать это - хорошее или плохое самочувствие. Можно сказать, что чувство благополучия - это ощущение жизни: мы чувствуем жизнь внутри нашего собственного тела. Это тесно связано с осязанием, потому что заботливое прикосновение увеличивает наше чувство благополучия. Вы, вероятно, сами это почувствовали, когда были расстроены, а затем кто-то взял вас за руку или обнял.
Это чувство благополучия является отличительной чертой гормона и нейромедиатора, называемого окситоцином. Окситоцин называют гормоном связи, гормоном любви, молекулой морали, и он связан с расслаблением и сотрудничеством. Он вырабатывается гипофизом, и когда он наполняет кровоток, это похоже на вздох. Очень хороший способ повысить уровень окситоцина - это прикоснуться или получить заботливое прикосновение.
«Когда люди касаются друг друга простыми дружескими жестами, электромагнитные поля, создаваемые их мозгом, синхронно согласовываются с электромагнитными полями их сердец. Наложение двух таких согласованных полей усиливает согласованную упорядоченность систем сердце-мозг обоих людей, двигая их к единству разума, сердца и тела, неотъемлемой части обучения и творчества, и является самой тканью социальных связей ». -Джозеф Чилтон Пирс
Исследования показали, что массаж может помочь снизить стресс и уровень гормонов стресса как у детей, так и у взрослых. Исследования также показали, что детский массаж может уменьшить беспокойство, депрессию и хроническую боль. Снижение стресса, в свою очередь, может помочь улучшить сон.
Рассмотрев практики массажа и самомассажа в средней школе, я увидела следующие его преимущества:
Поддерживает эмоциональный интеллект, здоровье и благополучие детей;
Позволяет детям делать выбор и выражать свои чувства;
Помогает детям стать спокойнее и улучшить их концентрацию;
Позволяет детям чувствовать себя хорошо, повышает самооценку и уверенность в себе;
Создает атмосферу заботы, уважения и социальной интеграции;
Улучшает сотрудничество, поскольку они работают вместе в парах и группах и учатся друг у друга в процессе;
Помогает детям давать и получать заботливые прикосновения и приносит связанные с ними преимущества массажа;
Учит различать позитивное, здоровое прикосновение и несоответствующее прикосновение;
Улучшает моторику детей;
Поощряет визуализацию и кинестетическое обучение;
Поощряет и поддерживает творческие и увлекательные подходы к обучению;
Поддерживает изучение предметов по всей учебной программе;
Предоставляет эффективный инструмент снятия стресса, агрессии в школе, создает атмосферу безопасной среды;
Увеличение успеваемости.
Схема массажа как школьной физкультминутки (5-7 минут):
Настройте настроение - включите музыку, закройте глаза, представьте положительный образ, откройте глаза.
Дети разделяются на пары (любым способом, который они выбрали).
Каждый ребенок, который будет делать массаж, спросит другого ребенка, можно ли его трогать.
Выполняются массажные упражнения.
Ребенок, получивший массаж, благодарит другого.
Проводя постоянно практику самомассажа в своем классе 6 «Г» в школе №56 я в опросе одноклассников выявила устойчивую тенденцию увеличения интереса к практике массажа, увеличение успеваемости после массажных практик перед уроком, снижение агрессивного поведения у одноклассников.
Литература:
Невзоров А.В. Методика коррекции нарушений осанки младших школьников средствами физических упражнений и массажа : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04. - Москва, 1999. - 144 с.
Сергеева Н. В. Функциональное состояние кардиореспираторной системы и уровней регуляции кровообращения у детей 8-14 лет под воздействием оздоровительного массажа : автореферат дис. ... кандидата биологических наук : 03.00.13 / Сергеева Наталья Васильевна; [Место защиты: Челяб. гос. пед. ун-т]. - Челябинск, 2007. - 26 с.
Булатова, Г. А. Инновационные подходы к организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе на основе здоровьесберегающей деятельности : учебно-методическое пособие / Булатова Г. А. [и др.] ; - Тюмень : Аксиома, 2013. - 140 с.
Открытие тела [Текст] : путеводитель по методам телесно-ориентированной терапии / под редакцией Римского С. А. - Москва : ИОИ, 2017. - 264 с.
Доминов, Эдуард. Полная энциклопедия массажа. - Санкт-Петербург : Лениздат, 2005 – 445 с.
Мохнач, Н. Н. Валеология : конспект лекций / Мохнач Н. Н. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 253 с.
Вейцман В.В. Детский массаж / В.В. Вейцман. - М.: Наука, 2001. - 152 с.
Фон Кнорринг А.-Л., Седерберг А., Остин Л., Увнес-Моберг К. Массаж снижает агрессию у дошкольников: долгосрочное исследование. Acta Paediatrica . 2008; 97 (9): 1265–1269.
Брандукова Е. С. Игровой самомассаж для школьников. Методическая разработка: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/06/02/igrovoy-samomassazh-0
Приложения:
Приложение №1
Для начала делаем разогревающий массаж.
1. «Рисуем головой». И. п. -ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения головой 4 раза в одну и 4 раза в другую сторону.
2. «Рисуем локтями».И. п. -ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1-2 круговые движения локтями вперед 4раза, 3-4 назад.
3. «Рисуем туловищем».И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения в левую сторону 3 раза, правую.
4. «Рисуем коленом».И. п. - одна нога согнута в колене и отведена в сторону, руки на поясе. 1-3 круговые движения коленом левой ноги 3 раза, потом правой.
5. «Рисуем стопой».И. п- одна нога согнута в колене, руки на поясе. Вращательные движения стопой в одну и другую стороны, тоже другой ногой.
«Массаж головы» - воздействие на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.
Массаж как лечебное средство был известен еще в глубокой древности. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследования В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.К. Анохина доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Одним из видов развивающего массажа является самомассаж лица Ф.Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике специальный массаж, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интеллектом), а значит и на развитие речи. Ф.Р. Ауглин считает, что положительные результаты достигаются вследствие влияния внешних импульсов на кору головного мозга.
Ручки растираем и разогреваем (растирают и хлопают в ладоши)
И лицо теплом своим нежно умываем (руки умывают лицо)
Пальчики сгребают все плохие мысли, (пальчиками- граблями проводят по голове)
Ушки растираем сверху вниз мы быстро (пальчиками точечными движениями проводим по ушкам)
И вперед сгибаем, (ушки сгибаем вперед)
А потом руками трогаем за щечки. (по тексту)
Массаж рук «Рукавицы».
Вяжет бабушка Лисица (имитация вязания)
Всем лисятам рукавицы:(поочередное растирание пальчиков начиная с большого)
Для лисички Оли, для лисенка Коли
Для лисички Маши, для лисенка Саши,
А для Катеньки лисички (заканчиваем мизинцем)
маленькие рукавички
В руковичках да-да-да (растирание ладоней)
Не замерзнем никогда (хлопки руками).
Массаж спины «Дождик».
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам (хлопки ладонями по спине)
Гром! Гром! Как из пушек
Нынче праздник у лягушек (поколачивание кулачками)
Град! Град! Сыплет град,
Все под крышами сидят. (постукивание пальчиками)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин (поглаживание спины ладошками)
Дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж заново
Оздоровительный массаж всего тела «Хлопки».
Вот игра у нас какая: хлоп ладошка, хлоп другая!
Правой, правою ладошкой (шлепки по левой руке от плеча к кисти)
Мы пошлепаем немножко.
А потом ладошкой левой (шлепки по правой руке)
Ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом (легкое похлопывание по щечкам)
Даже щечки мы побьем.
Вверх ладошки! Хлоп, хлоп (хлопки над головой)
По коленкам-шлеп, шлеп (хлопки по коленям)
По плечикам теперь похлопай! (хлопки по плечам)
По бокам себя пошлепай! (шлепки по бокам)
Можем хлопнуть за спиной (шлепки по спине)
Хлопаем перед собой (шлепки по груди)
Справа-можем, слева-можем!
И крест накрест руки сложим (похлопывание по груди)
И погладим мы себя. Вот какая красота!
(поглаживание по рукам, груди, бокам, ногам)
Массаж лица для профилактики простудных заболеваний «Белый мельник»
Точечный самомассаж биологически активных точек, предупреждающих простуду.
Белый-белый мельник (провести пальцами по лбу от середины к вискам)
Сел на облака.
Из мешка посыпалась (легко постучать пальцами по лбу и вискам)
Белая мука.
Радуются дети, (сжав руки в кулаки, большими пальцами быстро растереть крылья носа.)
Лепят колобки.
Заплясали санки, (указательным пальцем, массировать точки около ушных раковин)
Лыжи и коньки.
Таким образом, игровой массаж влияет на физическую подготовленность детей и способствует воспитанию у школьников основ здорового образа жизни. Значительное улучшение показателей будет происходить только в том случае, если игровой массаж будет носить не случайный характер, а прочно войдет в систему, будет осуществляться целеустремленно.
Приложение 2.
Самомассаж мышц головы и шеи
1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.
2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.
Самомассаж мышц лица
1. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.
2. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к
вискам. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.
3. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
4. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
5. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки Удержать в течение 3 — 5 с.
6. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта .
7. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
8. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.
9. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
10. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
11. «Расческа». Поглаживание губ зубами.
12. «Молоточек». Постукивание губ зубами.
13. Всасывание верхней и нижней губы попеременно.
14. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.
15. «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
16. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
17. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.
18. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
19. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».
20. «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.
21. «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.
22. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Самомассаж мышц языка
Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики.
1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта.
3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.
5. «Пожуем грушу». Использовать для упражнения спринцовку №1. Сложить ее в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребенка так, чтобы кончик остался снаружи. Предложить пожевать. Это упражнение используется не только для массажирования языка, но и для активизации движении жевательных мышц и стимуляции кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта.
Самомассаж ушных раковин
1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их
вниз 3 — 5 раз
3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями 2 — 3 с.
Приложение №2
Самомассаж лица «Мои друзья»
Здесь живет Хмурилка, Потереть брови
Здесь живет Дразнилка, Потереть нос
Здесь живет Смешилка, Потереть уголки губ
Здесь живет Страшилка. Потереть щеки
Это носик Бибка! Потереть крылья носа
А где твоя улыбка? Приподнять пальцами уголки губ
Самомассаж «Путешествие по телу»
Педагог рассказывает стихотворение, а дети показывают на себе и массажируют всё, что названо.
Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь и животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп, голень и голеностоп.
Есть колени и спина, но она всего одна!
Есть у нас на голове уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски, и глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри, губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой, вот что знаем мы с тобой!
Самомассаж с помощью колючих резиновых мячиков
Слова | Действия |
Наш волшебный мудрый ёжик Не нашёл в лесу дорожек. | (Прокатываем по левой руке) (прокатываем по правой руке) |
Ежик колет нам ладошки, Поиграем с ним немножко. | (Катаем между ладоней вертикально) |
Если будем с ним играть, Ручки будем развивать. | (Катаем между ладоней горизонтально) |
Ловкими станут пальчики, Умными — девочки и мальчики. | (Катаем между ладоней по кругу, правая рука вверху) |
Ежик нам ладошки колет, Руки нам готовит к школе. | (Катаем между ладоней по кругу, левая рука вверху) |
Уходи, колючий ёж, В тёмный лес, где ты живёшь! | (Убирают ёжика на край стола) |
Ёж ушёл к себе домой, Отдохнём и мы с тобой! | (Пальчики "шагают" по столу, дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на свои ладони, а в это время колючий шарик или ёжик «исчезает» и появляются что-то другое) |
Самомассаж прищепками
Слова | Действия |
Мы весёлые прищепки, Коль поймам держим крепко! Раз, два, три, четыре, пять! Прищепки будем мы катать! | (Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями) |
Большой пальчик мы поймаем И немного покачаем! | (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой) |
Указательный поймаем И немного покачаем! | (Ловим указательный палец левой руки и качаем) |
Средний пальчик мы поймаем И немного покачаем! | (Ловим средний палец левой руки и качаем) |
Безымянный мы поймаем И немного покачаем! | (Ловим безымянный палец левой руки и качаем) |
И мизинец мы поймаем И немного покачаем! | (Ловим мизинец левой руки и качаем) |
Раз, два, три, четыре, пять! Прищепки будем мы катать! | (Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на правой руке) |
Пальчики свои встряхнём И немного отдохнём! | (Встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем) |
Самомассаж шишками ели
Слова | Действия |
Мишка по лесу ходил, Много шишек находил, Много шишек находил, В детский сад нам приносил. | (Пальчики шагают по столу) (Удары кулачки-ладошки поочерёдно) (Удары кулачки-ладошки поочерёдно) (Удары кулачок о кулачок поочерёдно) |
Раз, два, три, четыре, пять! Будем с шишкой мы играть! | (Загибают пальчики на обеих руках) (Разгибают пальчики на обеих руках) |
Будем с шишкой мы играть, Между ручками катать! | (Прокатывание шишки между ладонями) |
В ручку правую возьмём И сильней её сожмём! Руку быстро разжимаем, На столе её катаем. | (Сильно сжимаем шишку в правой руке) (Прокатываем шишку по столу правой рукой |
В ручку левую возьмём И сильней её сожмём! Руку быстро разжимаем, На столе её катаем. | (Сильно сжимаем шишку в левой руке) (Прокатываем шишку по столу левой рукой |
1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. Пальцы мы не потеряли, Очень весело играли! Пальчики свои встряхнём И немного отдохнём! | (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук (Хлопаем в ладоши на каждое слово) ( Встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем) |
Самомассаж шишками сосны
Слова | Действия |
Сосновую шишку возьму я в ладошку, В ладошке ее покатаю немножко. | Катаем шишку между ладоней прямыми движениями. |
Кручу и катаю, катаю - кручу, Ладошки и пальчики ей щекочу. | Катаем шишку между ладоней круговыми движениями. |
Я шишкой своей проведу по ладошке, И сразу на ней появились дорожки. | Проводим шишкой вдоль ладони. |
Я шишку легонько сжимаю, сжимаю – Так пальчики я свои разминаю! (а затем другой рукой) | Аккуратно сжимаем шишку одной рукой, |
15