Просмотр содержимого документа
«Массовая культура»
Массовая культура
Решетова Л.Н.
Приморский край.
План урока
- Что такое «Массовая культура».
- Характерные черты массовой культуры
- Причины появления Массовой культуры
- Функции Массовой культуры
- СМИ и Массовая культура
- Общество и Массовая культура
Массовая культура
Культура, распространенная среди широких слоев в данном обществе.
- Массовая культура «делается для всех слоев общества.
- Уровень массовой культуры существенно ниже уровня элитарной культуры, ориентированной на высокообразованных, интеллектуальных людей в данном обществе.
Характерные черты массовой культуры.
- Массовая культура – коммерческая форма производства и распространения культурных ценностей, рассчитанная на большую аудиторию
- Характерные черты массовой культуры:
- Общедоступность
- Занимательность
- Серийность, тиражируемость
- Пассивность восприятия
- Коммерческий характер
Условия возникновения массовой культуры
- Факторы:
- промышленный подъем в условиях индустриального общества (массовое производство и потребление)
- 1) Увеличение числа грамотного населения, увеличения доходов, сокращение продолжительности рабочего времени и появление времени на досуг, люди стали больше зарабатывать
- 2) Многотиражные газеты
- 3) Популярные жанры литературы, танцы, массовые гулянья
- 4) Урбанизация, секуляризация культуры
- 5) Искусство становиться публичным (ориентация на вкусы и предпочтения публики)
Массовая культура – совершенно новый феномен культуры
- Массовая культура проста как народная культура, но поверхностна, так как у неё нет корней
- Массовая культура доступна всем, но не является общечеловеческой
- Массовой культурой не живут, её потребляют
- Массовая культура не только подстраивается под интересы и вкусы масс, но и сама стремится формировать их вкусы
Особенности Массовой культуры
1) Общедоступность (доступность и узнаваемость)
Понятие «массовая культура» неравнозначно понятию «плохая культура».
2.Занимательность ( обращение к эмоциям, которые интересны и понятны большинству людей)
3) Серийность (выпускаются в больших количествах, рассчитаны на потребление массой)
4) Пассивность восприятия (не требуют от зрителя усилий (особенно экранные жанры)
5) Коммерческий характер -предназначены для продажи
Создаются профессионалами
Больше рынок покупателя, чем продавца( но и продавцы стараются формировать спрос)
Показатель спроса-рейтинг (замеры отношения аудитории)
Споры о значении Массовой культуры
- Тиражируя девальвирует народную и элитарную
- Снижает культурный уровень
- Нацеливает на потребительство, пассивное восприятие
- Насаждает ложные ценности
- Идеология коммерческого успеха
- Тиражирование ведет к опошлению
Массовая культура- «За и Против»
«За»
- 1. В массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией, есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.
- 2. В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма.
- 3. Массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение.
- 4. Массовая культура способна знакомить опосредованно с произведениями элитарной культуры
- 5. Массовая культура создает высокую эмоциональную атмосферу
«Против»
- 1. Массовая культура, тиражируя образцы элитарной и народной культуры, девальвирует их истинную ценность.
- 2. Благодаря огромным возможностям СМИ массовая культура агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает культурный уровень развития общества.
- 3. Массовая культура нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта.
- 4. Массовая культура насаждает ложные жизненные ценности. Среди них: приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства.
- 5. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы «человеком массы» такие фильмы, музыка, литература, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности
Проблема Массовой культуры
- МАССОВАЯ КУЛЬТУРА- ВАЖНЕЙШЕЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.
- ШЛЯГЕРЫ, БЛОКБАСТЕРЫ, ХИТЫ, БЕСТСЕЛЛЕРЫ - ВОШЛИ В ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ.
- НО ВОКРУГ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСТОЯННО ИДУТ СПОРЫ И ДИССКУССИИ.
Массовое общество и «Человек массы».
- МАТЕРИАЛЬНОЙ ОСНОВОЙ ПЕРЕХОДА К МАССОВОМУ ОБЩЕСТВУ СТАЛО МАШИННОЕ ПРОИЗВОДСТВО , ПРИ КОТОРОМ УВЕЛИЧИЛОСЬ ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ И УМЕНЬШИЛАСЬ ИХ ЦЕНА. ПРОИСХОДИТ СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ТАКЖЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
- ОБОЗНАЧИЛИСЬ ДВЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ РАБОТАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА: РАБОТА И ДОСУГ.
- ВОЗНИКАЕТ СПРОС НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЛИ ПРОВЕСТИ ДОСУГ. РЫНОК ОТВЕТИЛ ТИПОВЫМ КУЛЬТУРНЫМ ПРОДУКТОМ
- НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОТРЕБОВАЛИ ПОВЫШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ. В ОЕЗУЛЬТАТЕ ПОЯВИЛАСЬ ШИРОКАЯ ЧИТЕТЕЛЬСКАЯ АУДИТОРИЯ И ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ ЖАНРОВ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА
- СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ЗАМЕНИЛИ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ТРАДИЦИОННОГО К ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ.
ЧЕЛОВЕК МАССЫ- ГЛАВНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
- ФИЛОСОФЫ НАЧАЛА 20 ВЕКА НАДЕЛЯЛИ ЕГО ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ- «ЧЕЛОВЕК БЕЗ ЛИЦА» , «ЧЕЛОВЕК КАК ВСЕ»
- ОРТЕГА-И ГАССЕТ ДАЛ КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТОГО НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА- МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА.
- ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ: РОСТ ЖИЗНЕНЫХ ЗАПРОСОВ И НЕБЛОГОДАРНОСТЬ К ТЕМ, КТО ЕЁ УДОВЛЕТВОРЯЕТ- ПОСРЕДСТВЕННОСТИ, ВАРВАРЫ.
- ИМЕННО С НИМИ ФИЛОСОФ СВЯЗЫВАЕТ КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ.
- В СЕРЕДИНЕ 20 ВЕКА « МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА» СТАЛИ СООТНОСИТЬ С С БЛАГОНАМЕРЕННЫМ СРЕДНИМ КЛАССОМ. ИХСТАНДАРТЫ, ПРИВЫЧКИ, ЗАПРОСЫ СТАЛИ СЧИТАТЬСЯ НОРМОЙ.
Массовая культура в России
- Последние десятилетия 19 века-З АРОЖДЕНИЕ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ –МАССОВОЕ ФАБРИЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И МАССОВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ:
- «КУЗНЕЦОВСКИЙ ФАРФОР» , МЕБЕЛЬ,
- ДИЗАЙН, МНОГОТИРАЖКИ, КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ, МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- САЛОННОЕ ИСКУССТВО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПУБЛИЧНОЕ.
- 1920-1930-е годы- В 1920- 1930 ПРОЦЕСС « ОМАССОВЛЕНИЯ» НА ОСНОВЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЩЕСТВ. ПОЛИТ. СТРОЯ, ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ:
- МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО «МОБИЛИЗАЦИОННОГО ТИПА»
- 60-80-е годы 20 века-В 1960 ГОДУ В СССР СРАВНЯЛАСЬ ЧИСЛЕННОСТЬ СЕЛЬСКОГО И ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ, МАССОВОЕ
- ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ:
- СНИЖАЕТСЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОММУНАЛЬНО- КОЛЛЕКТИВИСТСКОЙ СФЕРЫ, НО УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ РЫНКА ТОВАРОВ МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ. ВСЕ ЭТО НА ФОНЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭФФЕКТА ЗАПАДНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
- УРАВНИТЕЛЬНО- АСКЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ТЕРЯЕТ СВОЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ.
- В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ: противоположные ценности-С ОДНОЙ СТОРОНЫ СОХРАНЯЮТСЯ СОВЕТСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ, А С ДРУГОЙ ВНЕДРЯЮТСЯ ОБРАЗЦЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ РЫНОЧНОЙ КУЛЬТУРЫ.
- 1.ВНЕДРЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.
- 2.СЛАБОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ КОМПЬЮТЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ.
- 3 МАССОВАЯ КУЛЬТУРА – СЛАБОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ МАССОВЫМ ПОТРЕБИТЕЛЕМ.
СМИ и Массовая культура
- СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение, кино, интернет) проникают в самые отдаленные уголки планеты, в самые широкие слои общества. СМИ выполняют не только информационные, но и другие значимые социальные функции.
СМИ и Массовая культура
- В XVII в. во многих европейских странах появились первые газеты и журналы. 2 января 1703 г. по указу Петра I в России начала выходить газета «Ведомости». В XIX веке пресса разделилась на качественную и массовую.
В ХХ веке появилась «жёлтая пресса» - издания делающие ставку на дутые сенсации, скандальные материалы, не связывающие себя этическими нормами и ограничениями. Одна из разновидностей таких изданий получила название «таблоид».
СМИ и массовая культура
- В ХХ веке появились радио, телевидение, в конце века – Интернет. Неуклонно возрастает влияние СМИ на массовое сознание (первое выступление «Битлз» в США смотрели по телевидению 73 млн.чел (1964 г.), высадка американских астронавтов на Луну в 1969 г. транслировалась в прямом эфире на весь мир (кроме СССР и КНР).
- В XXI веке Интернет охватил практически весь мир. Спутниковое телевидение доступно в самых отдаленных точках мира.
СМИ и массовая культура
Массовая культура-вырождение общества?
- Благодаря возможностям СМИ низкопробная массовая культура проникает во все слои общества, снижает аудиторию «качественной» культуры и общий культурный уровень общества;
- - массовая культура нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта;
- - массовая культура насаждает приоритет материального благополучия, надежду на случайное обогащение (шоу с денежными призами), оценивает человека по размеру его богатства;
- - В ее основе – идеология коммерческого успеха, пробуждает примитивные желания, низменные чувства, порочные наклонности.
- Произведения массовой культуры могут быть и великолепными, и средними и совсем убогими.
- Среди творцов массовой культуры есть выдающиеся деятели искусства
- В основе культуры лежит свободный выбор.
- Каждый выбирает приоритеты сам.
- Природа дает нам нашу биологическую сущность и «оболочку», сделать из нас ЧЕЛОВЕКА можем только мы сами!
Оценки Массовой культуры
- ПРОТИВНИКИ МК ГОВОРЯТ ЧТО ОНА СНИЖАЕТ КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ , НАСАЖДАЕТ ЛОЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ. В ОСНОВЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЕЖИТ ИДЕОЛОГИЯ КОММЕРЧЕСКОГО УСПЕХА. А ВОСТРЕБОВАННЫЕ «ЧЕЛОВЕКОМ МАССЫ» ФИЛЬМЫ, МУЗЫКА ПРОБУЖДАЮТ НИЗМЕННЫЕ ЧУВСТВА, ПОРОЧНЫЕ ЖЕЛАНИЯ
- МЕЖДУ ТЕМ, В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ ЕСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ОТВЕЧАЮЩИЕ ВСЕМ КРИТЕРИЯМ ИСКУССТВА. ОНА ДЕМОКРАТИЧНА
- Кич культура, или низшая культура. Один из признаков: низкопробность, доходящая до вульгарности. По мнению некоторых исследователей, слово «кич» произошло от немецкого слова КИзоН, в музыкальном жаргоне и в переводе означавшего «халтура». Это не только примитивизация, отход от этических, эстетических и других ценностей. Кич-культура предлагает продукт, не требующий ни размышлений, ни исканий. Кроме того, экспансия этой разновидности массовой культуры связана с предельно упрощённой подачей проблем, встающих перед человеком, опорой на стереотипы. Главное в киче -это зрелищность, привлекающая не слишком образованного обывателя, чья жизнь протекает скучно и однообразно;
Мид-культура, или культура «средней руки», иногда её ещё называют
посредственной культурой. Она не приносит особого вреда человеку, её потребляющему, но и не зовет в «будущее».
Арт-кулътура, приближающаяся к высокой культуре, не лишённая художественного содержания, эстетического вкуса. Этот уровень рассчитан на людей с достаточно высоким образованием, чурающихся абсолютного примитива. Стоит указать на то, что потребителями массовой культуры в наши дни являются практически все жители планеты. Отмечая демократичность массовой культуры, американский филолог М. Белл писал, что она «адресована всем людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства».
Спасибо за внимание!