Массовая научно практическая работа с детьми
Моя научно практическая деятельность с детьми началась задолго до школы. Будучи инженером – химиком в лаборатории КЦЭМП ЧС (Краевой Экологический Центр Мониторинга и Прогнозирования ЧС), я столкнулась со страшным дефицитом практических знаний у своего сына в области химии и биологии. Будучи практиком мы начали делать работы и выступать. Постепенно к нему присоединились друзья.
Первый этап становления работ
- На базе своего природного любопытства к нам потянулось довольно много детей, но после первых признаков появления систематической трудовой деятельности первый порыв заканчивался и большинство покидало нашу группу.
- Тем не менее группа была довольно многочисленной. Работать в домашних условиях мы уже не могли и нам предоставила помещение 51 школа.
- По мере проведения работ задачи усложнялись, прибавлялось оборудования. В школе стало тесно и мы заключили договор с ТОГУ о создании Центра Инженерно – Промышленной Экологии .
Работа с ВУЗами
- По мере работы мы наладили взаимодействие с ТОГУ, ДВГМУ, КЦЭМП ЧС, ЦЛАТИ Хабаровский….
- Многие организации организовывают совместные занятия, уроки, пратики.
- Например ТОГУ открыл Центр Инженерной и Промышленной Экологии оиентированный на работу с детьми
- Кроме того появление в школьном аттестате оценки за научно практическую деятельность сильно добавило количество детей в нашу группу
Коллективная работа
- Таким образом нам пришлось иметь дело с большим количеством детей. Дети очень разновозрастные, с различными интересами, умениями и разным уровнем знаний.
- И в соотвествии с этими данными пришлось организовывать работу следующим образом:
- Большую часть работ, ту которую делаем руками я распределяю на всех детей. Например, мы едем на пробоотбор воды. Группа 13-15 человек. Предварительно изучаем документ по которому делается пробоотбор. Приезжаем, к примеру, на набережную реки Амур, все дети отбирают воду с разным точек. Когда не было пробоотборников делали их самостоятельно.
- Затем каждый ребенок определяет в каждой отобранной пробе какой то один показатель. Те, кто поменьше и имеют мало опыта делают самые простые определения, постарше сложные.
Наставничество
- С увеличением количество детей пришлось организовывать работу вокруг старших и более опытных ребят.
- Например , в 8-9 классе и в 10-11 классах одна и та же тема: аммиак в питьевой воде. Один или два старших ребенка работают в одной совместной группе двумя – тремя младшими. Младшие пишут работу с нуля, старшие углубляют и переделывают свою работу, направляя при этом младших ребят
- При этом определение происходит в одних пробах, плюс старшие анализируют предыдущие данные, делают побочные определения по подтверждению первичной гипотезы, выведенной ранее. Например, они предположили , что воду попадают какие то фекальные загрязнения, но статистики маловато. Пока младшие отрабатывают методики, старшие делают свои более обобщенные выводы.
Обработка данных
Весь массив собранных данных у ребят я собираю и фиксирую в программе EXEL на разных станицах.
По полученным данным в этой программам ребята строят графики , диаграммах и анализируют их. Каждый анализирует только тот аспект , который исследует.
Обычно к старшим классами количество исполнителей уменьшается и ребятам достается комплексный комплект данных данных
Показатель
Ед
запах
ПДК *
изм
Цветность
балл
Точка отбора №
Градус цветности
(Cr-Co шкала)
3
Мутность
5
Аммонийный азот
3
БН,
ЕМФ
120
З/ 3
26
Водородный показатель
мг/
БН,
6
3.5
1,5
Общие взвешанные
ед. рН
20
дм3
19
БН,
З/ 2
7
4
Общее железо
мг/
6,5-8,5
0,19
8.3
28
А/3
БН,
2
0,07
29
-
дм 3
6
Жесткость общая
мг/
А/3
З,
9.1
И/2
1,8
ж
дм3
БН,
1
19
49
3
Молибден
7.4
1.88
7
6.5
44
бз,
З/3
1,9
Растворенный кислород
24
мг/
2.77
8
0,86
6.5
Марганец
0,05
11
8
мг/
99
10
дм3
0,07
И/2
Бз
9
Не менее 4,0
0,04
Кремний
5
мг/
87
0,88
3
дм3
6
1,3
19
И/2
Бз
6
12,32
0,74
21
5,0
0,1
0,07
0,7
дм3
мг/
Хлориды
10
6.3
И/2
1.0
6
12,5
мг/
0,2
10
0,08
0,97
дм3
Алюминий
18
0,4
1.17
мг/
8,2
0,67
0,1
0,00
4
350
дм3
5.0
Свинец
5
0,08
6
0,2
0,93
4
дм3
мг/
3
60,4
Нитраты
5,3
0,24
0
6
8.2
100,2
0,94
0,21
дм3
0,01
4
мг/
13,1
4
0
1.2
0,85
0
дм3
45
0,07
390,8
4
0,05
0,45
10,5
3
0,67
4
0,30
3,8
11,7
501,8
0,88
0
0
3
0,00
1,02
40,9
1,99
0,03
3
11,4
0
50
0,01
3
0,78
100
12,0
0,00
48
80,1
0,45
0,02
4
0,00
0,99
2,2
0
30,5
4
0
2,1
0,58
60,8
1,99
0,87
0
1,94
0
2,0
Показатель
Ед
изм
запах
ПДК *
балл
Цветность
Точка отбора №
(Cr-Co шкала)
5
Градус цветности
3
Мутность
Аммонийный азот
120
3
ЕМФ
БН,
мг/
26
6
З/ 3
Водородный показатель
БН,
3.5
дм3
Общие взвешанные
7
1,5
ед. рН
20
БН,
З/ 2
19
0,19
4
мг/
28
А/3
Общее железо
БН,
8.3
6,5-8,5
дм 3
2
А/3
0,07
мг/
6
9.1
-
29
З,
Жесткость общая
И/2
49
1,8
1
19
дм3
3
7.4
БН,
Молибден
ж
6.5
44
1.88
мг/
8
1,9
2.77
З/3
24
бз,
Растворенный кислород
7
И/2
дм3
11
0,05
9
99
мг/
Марганец
8
0,07
6.5
10
0,86
Бз
0,88
87
6
1,3
5
0,04
19
Бз
дм3
И/2
мг/
3
Кремний
Не менее 4,0
И/2
5,0
0,7
10
дм3
6.3
Хлориды
12,32
0,07
6
мг/
21
0,74
0,1
6
1.17
мг/
0,2
0,97
0,4
0,08
дм3
1.0
Алюминий
18
10
12,5
5.0
0,08
дм3
0,1
5
6
8,2
Свинец
0,67
0,00
мг/
4
350
мг/
0,93
дм3
8.2
0
60,4
6
0,24
Нитраты
3
4
0,2
5,3
1.2
дм3
100,2
4
0,94
мг/
0,21
0,85
0,01
4
0
13,1
дм3
0,07
390,8
0
0,05
0,67
0,45
10,5
45
3
4
0
3,8
4
0,30
11,7
0,88
0
501,8
3
40,9
0
0,03
0,00
11,4
3
1,99
1,02
3
0,00
12,0
50
0,78
0,01
100
0,02
80,1
0,00
4
48
0,45
4
0,99
0
2,2
30,5
0
60,8
2,1
0,58
0,87
0
1,99
0
1,94
2,0
Сбор официальных данных
- Кроме данных полученных своими руками мы стараемся найти официальные данные, которые публикуют на своих сайтах различные официальные организации.
- Например мы регулярно собираем данные МУП «Водоканал г.Хабаровска»
- Организация регулярно выкладывает на официальный сайт данные о воде, которую производит.
- Вода проверяется ежедневно и на странице Водоканала можно найти эти данные.
- Но т.к. Они их не сохраняют, поэтому мы делаем скриншот и сохраняем данные, а потом анализируем их так же ак свои
Такие данные можно обнаружить на сайте МУП «Водоканал Хабаровсий»
Привкус
Запах
Единица измерения
Единица измерения
балл
балл
Норматив питьевой воды
Норматив питьевой воды
Головные очистные сооружения водопровода (ГОСВ)
Головные очистные сооружения водопровода (ГОСВ)
Не более 2
Не более 2
1
1
Очистные сооружения горячего водоснабжения (ОСГВ)
Очистные сооружения горячего водоснабжения (ОСГВ)
1
Северная насосная станция(СНС)
Северная насосная станция(СНС)
1
1
2
Тунгусский водозабор, насосная станция 3 подъема
Тунгусский водозабор, насосная станция 3 подъема
1
п. Красная речка
п. Красная речка
2
2
1
Мутность
Единица измерения
Норматив питьевой воды
ЕМФ
Головные очистные сооружения водопровода (ГОСВ)
Не более 2,6(3,5)
Очистные сооружения горячего водоснабжения (ОСГВ)
Северная насосная станция(СНС)
Тунгусский водозабор, насосная станция 3 подъема
Цветность по шкале (Cr-Co)
Единица измерения
Норматив питьевой воды
Градус цветности
Головные очистные сооружения водопровода (ГОСВ)
Не более 20(35)
Очистные сооружения горячего водоснабжения (ОСГВ)
4
Северная насосная станция(СНС)
5
Тунгусский водозабор, насосная станция 3 подъема
4
п. Красная речка
7
Хлор остаточный активный.
Окисляемость перманганатная
Единица измерения
Единица измерения
мг/О дм 3
Норматив питьевой воды, не более
мг/дм 3
Норматив питьевой воды, не более
Головные очистные сооружения водопровода (ГОСВ)
0.8-1.2
5
Головные очистные сооружения водопровода (ГОСВ)
Очистные сооружения горячего водоснабжения (ОСГВ)
1.00
2.11
Очистные сооружения горячего водоснабжения (ОСГВ)
Северная насосная станция(СНС)
1.02
1.60
Северная насосная станция(СНС)
1.09
Тунгусский водозабор, насосная станция 3 подъема
Тунгусский водозабор, насосная станция 3 подъема
0.81
0.40
п. Красная речка
п. Красная речка
0.95
0.99
1.58
Водородный показатель (рН)
Жесткость общая
Единица измерения
Единица измерения
Норматив питьевой воды
Норматив питьевой воды, не более
°Ж
един.рН
Головные очистные сооружения водопровода (ГОСВ)
6.0-9.0
7
Головные очистные сооружения водопровода (ГОСВ)
Очистные сооружения горячего водоснабжения (ОСГВ)
Очистные сооружения горячего водоснабжения (ОСГВ)
0.95
6.9
Северная насосная станция(СНС)
Северная насосная станция(СНС)
0.99
6.9
Тунгусский водозабор, насосная станция 3 подъема
Тунгусский водозабор, насосная станция 3 подъема
6.7
0.97
7.3
п. Красная речка
п. Красная речка
1.01
6.7
0.82
Заключение
- Таким образом каждая наша работа-это не только индивидуальный проект конкретного ребенка, а работа целого коллектива