СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер и Маргарита

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер и Маргарита»

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция.

Роман Булгакова

«Мастер и Маргарита».

История романа.

Жанр и композиция.

Цели урока:  рассказать о значении романа, его судьбе; показать особенности жанра и композиции.

Цели урока: рассказать о значении романа, его судьбе; показать особенности жанра и композиции.

Роман «Мастер и Маргарита» — главный в творчестве Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8(!) редакций, и существует проблема, какую же редакцию считать окончательной. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора. В сороковые годы, по понятным причинам, он не мог быть напечатан.

Роман «Мастер и Маргарита» — главный в творчестве Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8(!) редакций, и существует проблема, какую же редакцию считать окончательной. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора. В сороковые годы, по понятным причинам, он не мог быть напечатан.

Появление романа в журнале «Москва» (№ 11 за 1966 и № 1 за 1967 год), даже в урезанном виде, произвело ошеломляющее действие на читателей и поставило в тупик критиков. Им предстояло оценить не что совершенно необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образам персонажей, ни по стилю. Активно издавать Булгакова, изучать его творчество начали лишь в восьмидесятые годы ХХ века. Роман вызывал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью. «Мастер и Маргарита» не укладывается в традиционные, привычные схемы.  

Появление романа в журнале «Москва» (№ 11 за 1966 и № 1 за 1967 год), даже в урезанном виде, произвело ошеломляющее действие на читателей и поставило в тупик критиков. Им предстояло оценить не что совершенно необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образам персонажей, ни по стилю. Активно издавать Булгакова, изучать его творчество начали лишь в восьмидесятые годы ХХ века. Роман вызывал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью.

«Мастер и Маргарита» не укладывается в традиционные, привычные схемы.

 

Жанр романа. В «Мастере и Маргарите» «соединились весьма органично едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления» Б.В.Соколов Роман – миф Философский роман Роман – мистерия (связано с божественным) Можно назвать его и бытовым (воспроизведены картины московского быта двадцатых-тридцатых годов), и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим. Роман многожанров и многопланов. Всё тесно переплетено, как в жизни.

Жанр романа.

В «Мастере и Маргарите» «соединились весьма органично едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления» Б.В.Соколов

Роман – миф

Философский роман

Роман – мистерия (связано с божественным)

Можно назвать его и бытовым (воспроизведены картины московского быта двадцатых-тридцатых годов), и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим. Роман многожанров и многопланов. Всё тесно переплетено, как в жизни.

Необычна и композиция романа. Это «роман в романе» - 32 главы. Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, судьба Мастера — в судьбе его героя Иешуа. 2 пласта времени библейское современное Булгакову 30 годы I века новой эры 30 годы хх века События происходят перед Пасхой Ряд отражений создает впечатление перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность.

Необычна и композиция романа.

Это «роман в романе» - 32 главы.

Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, судьба Мастера — в судьбе его героя Иешуа.

2 пласта времени

библейское современное Булгакову

30 годы I века новой эры 30 годы хх века

События происходят перед Пасхой

Ряд отражений создает впечатление перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность.

— Какое время охватывают события романа? Московские события со времени встречи и спора Берлиоза и Бездомного с иностранцем и до того, как Воланд со своей свитой вместе с Мастером и его возлюбленной покидают город, происходят всего за четыре дня . За это короткое время происходит множество событий: и фантастических, и трагических, и комических. Герои романа раскрываются с неожиданной стороны, в каждом проявляется то, что было неявным. Шайка Воланда как бы провоцирует людей на поступки, обнажает их сущность (иногда обнажает в прямом смысле, как это случилось в Варьете.

Какое время охватывают события романа?

Московские события со времени встречи и спора Берлиоза и Бездомного с иностранцем и до того, как Воланд со своей свитой вместе с Мастером и его возлюбленной покидают город, происходят всего за четыре дня . За это короткое время происходит множество событий: и фантастических, и трагических, и комических. Герои романа раскрываются с неожиданной стороны, в каждом проявляется то, что было неявным. Шайка Воланда как бы провоцирует людей на поступки, обнажает их сущность (иногда обнажает в прямом смысле, как это случилось в Варьете.

Евангельские главы, действие которых происходит в течение одного дня, переносят нас почти на две тысячи лет назад, в мир, который не ушел безвозвратно, а существует параллельно с современным. И уж, конечно, он более реален. Реалистичность достигается, прежде всего, особым способом рассказа. — Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа?

Евангельские главы, действие которых происходит в течение одного дня, переносят нас почти на две тысячи лет назад, в мир, который не ушел безвозвратно, а существует параллельно с современным. И уж, конечно, он более реален. Реалистичность достигается, прежде всего, особым способом рассказа.

Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа?

История эта даётся с нескольких точек зрения, что придаёт достоверность происходящему. Глава 2 «Понтий Пилат» рассказана атеистам Берлиозу и Бездомному Воландом. События главы 16 «Казнь» Иван Бездомный увидел во сне, в сумасшедшем доме. В главе 19 Азазелло приводит недоверчивой Маргарите отрывок из рукописи Мастера: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город...». В главе 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» Маргарита читает воскресшие рукописи в подвале Мастера, продолжает чтение (глава 26 «Погребение» и заканчивает его уже в начале 27 главы. Объективность происходящего подчёркивается скрепами — повторяющимися предложениями, завершающими одну главу и начинающими следующую.)

История эта даётся с нескольких точек зрения, что придаёт достоверность происходящему. Глава 2 «Понтий Пилат» рассказана атеистам Берлиозу и Бездомному Воландом. События главы 16 «Казнь» Иван Бездомный увидел во сне, в сумасшедшем доме. В главе 19 Азазелло приводит недоверчивой Маргарите отрывок из рукописи Мастера: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город...». В главе 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» Маргарита читает воскресшие рукописи в подвале Мастера, продолжает чтение (глава 26 «Погребение» и заканчивает его уже в начале 27 главы. Объективность происходящего подчёркивается скрепами — повторяющимися предложениями, завершающими одну главу и начинающими следующую.)

С точки зрения композиции необычно и то, что герой, Мастер, появляется лишь в 13 главе («Явление героя»). Это одна из многих загадок Булгакова, к разрешению которых мы попытаемся приблизиться. Булгаков сознательно, порой демонстративно подчёркивает автобиографичность образа Мастера. Обстановка травли, полное отрешение от литературной и общественной жизни, отсутствие средств к существованию, постоянное ожидание ареста, статьи-доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины — всё это пережили и сам Булгаков, и его герой. Судьба Мастера-Булгакова закономерна. В стране «победившего социализма» нет места свободе творчества, есть лишь запланированный «социальный заказ». Мастеру нет места в этом мире — ни как писателю, ни как мыслителю, ни как человеку. Булгаков ставит диагноз обществу, где определяют, является ли тот или иной человек писателем, по клочку картона.

С точки зрения композиции необычно и то, что герой, Мастер, появляется лишь в 13 главе («Явление героя»). Это одна из многих загадок Булгакова, к разрешению которых мы попытаемся приблизиться.

Булгаков сознательно, порой демонстративно подчёркивает автобиографичность образа Мастера. Обстановка травли, полное отрешение от литературной и общественной жизни, отсутствие средств к существованию, постоянное ожидание ареста, статьи-доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины — всё это пережили и сам Булгаков, и его герой. Судьба Мастера-Булгакова закономерна. В стране «победившего социализма» нет места свободе творчества, есть лишь запланированный «социальный заказ». Мастеру нет места в этом мире — ни как писателю, ни как мыслителю, ни как человеку. Булгаков ставит диагноз обществу, где определяют, является ли тот или иной человек писателем, по клочку картона.

 Сюжетные линии романа философская любовная мистическая сатирическая  Понтий Пилат Мастер Воланд, его свита москвичи  и и  Иешуа Маргарита    Связующее звено   Завязка романа- сцена на Патриарших прудах: спор Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога. Воланд

Сюжетные линии романа

философская любовная мистическая сатирическая

Понтий Пилат Мастер Воланд, его свита москвичи

и и

Иешуа Маргарита

Связующее звено

Завязка романа- сцена на Патриарших прудах: спор Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога.

Воланд

Три мира в романе Современный Булгакову мир Москвы 30-х годов ХХ века Древний Ершалаимский мир Вечный, потусторонний мир

Три мира в романе

Современный Булгакову мир Москвы 30-х годов ХХ века

Древний Ершалаимский мир

Вечный, потусторонний мир

Внутренние соответствия в романе Мастер - Иешуа Берлиоз - Каифа Иван Бездомный – Левий Матвей Алоизий – Иуда Переулки Арбата – Нижний Город Ресторан «Грибоедов» - дворец Ирода Великого Москва - Ершалаим  Над обоими городами сгущается Тьма и надвигается гроза

Внутренние соответствия в романе

Мастер - Иешуа

Берлиоз - Каифа

Иван Бездомный – Левий Матвей

Алоизий – Иуда

Переулки Арбата – Нижний Город

Ресторан «Грибоедов» - дворец Ирода Великого

Москва - Ершалаим

Над обоими городами сгущается Тьма и надвигается гроза

Афоризмы в романе Рукописи не горят! Каждому будет дано по его вере. Факт – самая упрямая вещь в мире. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. Самый страшный человеческий порок – трусость.

Афоризмы в романе

Рукописи не горят!

Каждому будет дано по его вере.

Факт – самая упрямая вещь в мире.

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

Самый страшный человеческий порок – трусость.