Хочу поделиться опытом работы и представляю Вам мастер-класс «Учение – с увлечением!»
Начать хочу с примера из литературы. Мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?!
Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.
Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.
Предлагаю сегодня не просто слушать, а действовать, чтобы % запоминания материала был высок.
Цель сегодняшнего мастер-класса: показать применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе.
Существуют различные методы в педагогике. Известны пассивные методы, когда педагог играет центральную роль и при этом преобладает монологовый режим обучения; активные (здесь педагог является главным источником информации, но учащиеся активно включаются в обсуждение вопросов, решение задач)
Однако, существует ещё одна очень интересная форма обучения детей – интерактивная. Педагог в ней теряет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботится о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат. Разделение на пассивные, активные и интерактивные методы довольно условно, так как в практике они чаще всего переплетаются, но возможен и акцент на один из методов.
Как гласит китайская мудрость
ПЕРВОЕ: положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. (организационный момент)
2. Ожидание и опасение
Цель: учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика,
полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими
образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на
каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Дерево ожиданий», второе – «Дерево опасений». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки двух цветов: зелёные и красные.
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам изложить свои ожидания и опасения от мастер-класса, на зелёных яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения - на красных.
-В конце мастер-класса мы вернёмся к нашим деревьям и посмотрим, подтвердились ли ваши ожидания и опасения.
3. Один из таких методов, «Составление кластера», может быть использован на
разных этапах урока.
Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-
лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
4. Упражнение "Четыре стихии" (Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995, с. 66)
- Упражнение называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь.
"земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола
"вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх
"огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах
5. Метод «Ресторан»
Цель: Выяснить получить обратную связь от участников.
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение:
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
- Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к «Фруктовому саду». Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они.