Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2
Мастер-класс для родителей младшей группы №3
Подготовили и провели
воспитатели
Иванова В.А.
г. Саров 2020 г.
Цель: познакомить участников мастер-класса с практикой использования развивающих игр Б.П. Никитина в работе с детьми дошкольного возраста.
Материал: игры Б.П. Никитина «Сложи узор».
Уважаемые родители, мы предлагаем, чтобы наша сегодняшняя встреча прошла под девизом: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми».
«Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!» ( Б.П. Никитин)
Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины педагоги – новаторы, жившие в Советском Союзе, разработали интересную систему развивающих игр.
Развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
В развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям" т.е. ребенок сам обучается во время игры.
«Сложи Узор» – одна из самых популярных игр Никитиных, очень любимая детьми и взрослыми. И не удивительно: из содержимого этой маленькой коробочки рождаются причудливые узоры, фигуры цифры, буквы, симпатичные животные и ещё много всего интересного. А главное, создаёт их сам малыш!
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге,
т. е. выполнять уже творческую работу.
Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.
Игра «Сложи Узор» прекрасно развивает: наглядно-действенное мышление; цветовое восприятие; зрительную память; самоконтроль и самоанализ; целеустремленность и усидчивость; чувство симметрии; воображение. А также в игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.
А сейчас давайте поиграем: мы с вами, а затем вы со своими детьми.
Друг на дружке ровно в ряд
Эти кубики стоят,
В каждом есть окно и вход,
В каждом кто-нибудь живет
Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла - и пропала.
Он твердит одно – га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это – (Гусь).
Он огромен, но послушен,
У него большие уши,
Ноги - тумбы, сам, как дом,
Хвостик маленький при нем,
Хобот длинный вместо рук:
Носит бревна и бамбук.
Может деток прокатить,
Если вкусным угостить.
Он отважен и силен.
Угадали? Это ... (слон)
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Это маленькая крыша.
Поднимай её повыше! –
Будет не страшна тогда
С неба льющая вода!
Слева бантик, справа бантик
У Красотки платье фантик.
Пренарядная Кокетка
Шоколадная
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся.
Мы с ним добрые друзья –
Это дерево и я.
Я – кокос красивый, сочный.
Назовите друга срочно.
Из снега соберём комок.
Поставим сверху мы горшок.
Заменит нос ему морковка.
Метлу в руках он держит ловко.
Наденем шарфик мы ему
И не замёрзнет он в пургу.
К теплу он вовсе не привык.
Ведь это чудо –( снеговик)
Пёстрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку.
Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать!
А сейчас мы предлагаем вам сказку, а Вы по ходу должны выкладывать соответствующие узоры .
«Сказка про золотую рыбку»
Жили – были 7 принцесс. У них был большой и уютный ДОМ
и огромная мечта – подержать в руках ЗОЛОТУЮ РЫБКУ .
И вот однажды они отправились на поиски своей мечты. Их путь лежал через густой и тёмный ЛЕС .
Каждая принцесса зажгла свой ФОНАРИК , чтобы не сбиться с пути…
и уже через несколько минут они оказались на красивой ЦВЕТОЧНОЙ поляне,
где под лучами солнца порхали разноцветные БАБОЧКИ.
Спуститься вниз к реке им помогла волшебная ЛЕСЕНКА. Они сели в ЛОДКУ и поплыли. Принцессы настолько залюбовались красотой окружающей природы, что не заметили, как к лодке подплыла ЗОЛОТАЯ РЫБКА. Все принцессы загадали желание и отпустили рыбку домой. И стали жить они долго и счастливо!
Такие же сказки вы можете придумать для своих детей и обыграть их с помощью кубиков «Сложи узор».
Спуститься вниз к реке им помогла волшебная ЛЕСЕНКА.
Они сели в ЛОДКУ и поплыли.
Принцессы настолько залюбовались красотой окружающей природы, что не заметили, как к лодке подплыла ЗОЛОТАЯ РЫБКА.
Все принцессы загадали желание и отпустили рыбку домой. И стали жить они долго и счастливо!
Такие же сказки вы можете придумать для своих детей и обыграть их с помощью кубиков «Сложи узор».
Спасибо за внимание! Надеемся, что Вам было интересно и Вы не зря потратили своё время!
«Скажи мне – я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне самому это сделать – и я научусь!»
Китайская пословица