СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Естественно-научная грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс в рамках Фестиваля практик, направленных на развитие функциональной грамотности

Тема: «Приёмы по формированию естественно-научной грамотности»

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Естественно-научная грамотность"»

Мастер-класс в рамках Фестиваля практик, направленных на развитие функциональной грамотности  Тема: «Приёмы по формированию естественно-научной грамотности» Автор: учитель физики МАОУ СОШ №47 г.Перми Невдохина Елена Геннадиевна 26 октября 2022

Мастер-класс в рамках Фестиваля практик, направленных на развитие функциональной грамотности

Тема: «Приёмы по формированию естественно-научной грамотности»

Автор: учитель физики

МАОУ СОШ №47 г.Перми

Невдохина Елена Геннадиевна

26 октября 2022

 Естественно-научная грамотность - это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений, основанных на научных доказательствах.  Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную,  интеллектуальную, культурную сферы общества.  Она также проявляется в активной  гражданской позиции при рассмотрении  проблем, связанных с естествознанием.

Естественно-научная грамотность - это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений, основанных на научных доказательствах.

Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную,

интеллектуальную, культурную сферы общества.

Она также проявляется в активной

гражданской позиции при рассмотрении

проблем, связанных с естествознанием.

Актуальность  Международные исследования (PISA, TIMSS) показывают,  что у чащиеся демонстрируют достаточный уровень овладения предметными знаниями и умениями, но испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни. Могут хорошо запоминать и описывать информацию, однако затрудняются с её обобщением и прогнозированием. Хорошо понимают сплошные классические тексты, но имеют проблемы с пониманием прерывистых текстов с использованием графиков и таблиц, Одна из задач повышения уровня естественно-научной грамотности - использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций, задачи, моделирующие конкретные практические ситуации, задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях, задания на преобразование и интерпретацию данных.

Актуальность

Международные исследования (PISA, TIMSS) показывают,

что у чащиеся демонстрируют достаточный уровень овладения предметными знаниями и умениями, но испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни. Могут хорошо запоминать и описывать информацию, однако затрудняются с её обобщением и прогнозированием. Хорошо понимают сплошные классические тексты, но имеют проблемы с пониманием прерывистых текстов с использованием графиков и таблиц,

Одна из задач повышения уровня естественно-научной грамотности - использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций, задачи, моделирующие конкретные практические ситуации, задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях, задания на преобразование и интерпретацию данных.

«Путешествие по Золотому кольцу России»

«Путешествие по Золотому кольцу России»

Задание 1    Угадай  достопримечательность

Задание 1 Угадай достопримечательность

Единственный город Московской области в составе Золотого кольца.  Его главная достопримечательность —  Троице-Сергиева лавра. Белокаменных зданий, которые строили на протяжении четырех столетий лучшие зодчие страны, здесь около полусотни. 
  • Единственный город Московской области в составе Золотого кольца.

Его главная достопримечательность —  Троице-Сергиева лавра. Белокаменных зданий, которые строили на протяжении четырех столетий лучшие зодчие страны, здесь около полусотни. 

Сергиев-Посад

Сергиев-Посад

2. В этом городе на берегу Плещеева озера можно увидеть шесть монастырей и девять церквей.  Среди них есть Спасо-Преображенский собор, в котором, по преданию, крестили Александра Невского.  

2. В этом городе на берегу Плещеева озера можно увидеть шесть монастырей и девять церквей. Среди них есть Спасо-Преображенский собор, в котором, по преданию, крестили Александра Невского.  

ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ

ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ

3. Один из древнейших городов на Руси, упоминается в Повести временных лет — в летописи 862 года.

3. Один из древнейших городов на Руси, упоминается в Повести временных лет — в летописи 862 года.

РОСТОВ ВЕЛИКИЙ

РОСТОВ ВЕЛИКИЙ

4. Главный храм города — Успенский собор.  В 1937-м году храм взорвали, а на его месте разбили городской парк. Собор восстановили только в 2010-м году к тысячелетию этого города .

4. Главный храм города — Успенский собор. В 1937-м году храм взорвали, а на его месте разбили городской парк. Собор восстановили только в 2010-м году к тысячелетию этого города .

ЯРОСЛАВЛЬ

ЯРОСЛАВЛЬ

5. История города неразрывно связана с великим князем Юрием Долгоруким: он основал этот город в 1152 году в качестве северо-восточного форпоста рубежей Древней Руси. Из значимых исторических событий здесь — избрание на престол Михаила Романова и поход Ивана Сусанина по местным болотам.

5. История города неразрывно связана с великим князем Юрием Долгоруким: он основал этот город в 1152 году в качестве северо-восточного форпоста рубежей Древней Руси. Из значимых исторических событий здесь — избрание на престол Михаила Романова и поход Ивана Сусанина по местным болотам.

КОСТРОМА

КОСТРОМА

6. В этом городе, в отличие от других городов Золотого кольца, мало древних сооружений. Здесь, напротив, правит архитектура конструктивизма. К жемчужинам конструктивизма можно отнести здание бывшей гостиницы «Центральная» на площади Революции, железнодорожный вокзал, дом-коммуну на 400 квартир, спроектированный московским архитектором Ильей Голосовым для кооператива Первого Рабочего посёлка, подстанцию № 2 московского архитектора Сергея Грузенберга и Ивсельбанк, построенный по проекту Виктора Веснина.

6. В этом городе, в отличие от других городов Золотого кольца, мало древних сооружений. Здесь, напротив, правит архитектура конструктивизма. К жемчужинам конструктивизма можно отнести здание бывшей гостиницы «Центральная» на площади Революции, железнодорожный вокзал, дом-коммуну на 400 квартир, спроектированный московским архитектором Ильей Голосовым для кооператива Первого Рабочего посёлка, подстанцию № 2 московского архитектора Сергея Грузенберга и Ивсельбанк, построенный по проекту Виктора Веснина.

ИВАНОВО

ИВАНОВО

7. Город — музей под открытым небом. Здесь несколько сотен церквей и монастырей, пять из них включены в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

7. Город — музей под открытым небом. Здесь несколько сотен церквей и монастырей, пять из них включены в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

СУЗДАЛЬ

СУЗДАЛЬ

Этот город — важный туристический центр, который привлекает путешественников архитектурными памятниками из списка объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди них Золотые ворота, домонгольские белокаменные храмы и знаменитые фрески Андрея Рублёва.

Этот город — важный туристический центр, который привлекает путешественников архитектурными памятниками из списка объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди них Золотые ворота, домонгольские белокаменные храмы и знаменитые фрески Андрея Рублёва.

ВЛАДИМИР

ВЛАДИМИР

Задание 2. - Вам нужно выбрать наиболее удачный период времени для поездки по Золотому кольцу России с точки зрения погоды, чтобы не было очень холодно или дождливо, или быстро темнело. А для этого внимательно рассмотрите графики погоды на маршруте. Объясните свой выбор . Средние значения погоды  на Золотом Кольце России

Задание 2.

- Вам нужно выбрать наиболее удачный период времени для поездки по Золотому кольцу России с точки зрения погоды, чтобы не было очень холодно или дождливо, или быстро темнело. А для этого внимательно рассмотрите графики погоды на маршруте. Объясните свой выбор .

Средние значения погоды на Золотом Кольце России

Задание 3. Города Золотого кольца, соединяясь дорогами, выстраивают символический круг, в котором каждый город блещет своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе они составляют сокровищницу русской культуры. Если мы будем ехать по Золотому кольцу на автобусе со скоростью 80 км/ч (без остановок), то будем ехать примерно 10 часов. Посчитайте общую длину нашего путешествия и протяженность Золотого кольца.

Задание 3.

Города Золотого кольца, соединяясь дорогами, выстраивают символический круг, в котором каждый город блещет своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе они составляют сокровищницу русской культуры. Если мы будем ехать по Золотому кольцу на автобусе со скоростью 80 км/ч (без остановок), то будем ехать примерно 10 часов. Посчитайте общую длину нашего путешествия и протяженность Золотого кольца.

Задание 4. В своё путешествие по Золотому кольцу мы отправимся из Москвы. Мы поедем на северо-восток. Какой же город мы посетим первым? (Работа с картой). Из какого города мы вернемся в Москву, когда наше путешествие по Золотому кольцу России закончится? Поместите карту в свой буклет (плакат).

Задание 4.

В своё путешествие по Золотому кольцу мы отправимся из Москвы. Мы поедем на северо-восток. Какой же город мы посетим первым? (Работа с картой). Из какого города мы вернемся в Москву, когда наше путешествие по Золотому кольцу России закончится? Поместите карту в свой буклет (плакат).

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Список источников информации: https://infourok.ru/proektnye_zadachi._avtor_tehnologii_voroncov_a._b.-140863.htm www.maam.ru/detskijsad/igra-puteshestvie-zolotoe-kolco-rosi.html https://infourok.ru/ispolzovanie-metoda-modelirovaniya-na-urokah-okruzhayuschego-mira-pri-izuchenii-vzaimosvyazey-v-prirode-3673012.html http ://www.triz.natm.ru/trizz/triz4_03.htm https ://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=https://ino.mgpu.ru/wp-content/uploads/2020/06/Sbornik_Proektnye-zadachi-i-uchebnye-proekty-1.pdf&ved=2ahUKEwj0zLjVgunuAhXCxIsKHSR-AqoQFjAAegQIARAB&usg=AOvVaw0-eUuoGf1phSaf6LBPFSQL https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=https:// lbz.ru/metodist/authors/elkonin-davydov/7 /&ved=2ahUKEwiBnMvpgunuAhVjlMMKHVkWDRMQFjABegQIAxAH&usg=AOvVaw3srzWfAhwfhASKsfxbOMA2 https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4805 https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=https:// vnovtk.ru/docs/metod_job/0_publication_149_1.pdf&ved=2ahUKEwicyLq9hOnuAhUsx4sKHfbAB8kQFjABegQIEBAB&usg=AOvVaw2unuq3KLfC1ZJTlB_UJ5WG  

Список источников информации:

  • https://infourok.ru/proektnye_zadachi._avtor_tehnologii_voroncov_a._b.-140863.htm
  • www.maam.ru/detskijsad/igra-puteshestvie-zolotoe-kolco-rosi.html
  • https://infourok.ru/ispolzovanie-metoda-modelirovaniya-na-urokah-okruzhayuschego-mira-pri-izuchenii-vzaimosvyazey-v-prirode-3673012.html
  • http ://www.triz.natm.ru/trizz/triz4_03.htm
  • https ://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=https://ino.mgpu.ru/wp-content/uploads/2020/06/Sbornik_Proektnye-zadachi-i-uchebnye-proekty-1.pdf&ved=2ahUKEwj0zLjVgunuAhXCxIsKHSR-AqoQFjAAegQIARAB&usg=AOvVaw0-eUuoGf1phSaf6LBPFSQL
  • https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=https:// lbz.ru/metodist/authors/elkonin-davydov/7 /&ved=2ahUKEwiBnMvpgunuAhVjlMMKHVkWDRMQFjABegQIAxAH&usg=AOvVaw3srzWfAhwfhASKsfxbOMA2
  • https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4805
  • https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=https:// vnovtk.ru/docs/metod_job/0_publication_149_1.pdf&ved=2ahUKEwicyLq9hOnuAhUsx4sKHfbAB8kQFjABegQIEBAB&usg=AOvVaw2unuq3KLfC1ZJTlB_UJ5WG