СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс - форма активного метода обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс   - форма активного  метода обучения используется для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения их кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Применение  формы мастер-класса в учебном процессе   рассматривается как специальная функция обучения, позволяющая реализовывать индивидуальные стратегии развития в свободном выборе содержания и путей образования.  

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс - форма активного метода обучения»

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога.

Мастер-класс - форма активного метода обучения используется для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения их кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Применение формы мастер-класса в учебном процессе рассматривается как специальная функция обучения, позволяющая реализовывать индивидуальные стратегии развития в свободном выборе содержания и путей образования.

Мастер-класс представляет собой единый комплекс целей и содержания, средств и предполагаемых результатов, повышающих уровень мастерства и компетентность участников. По форме мастер-класс - педагогическое сотрудничество, представляющее единство интересов мастера и слушателей в процессе овладения новой практико-ориентированной информацией, поэтому образовательное пространство мастер-класса можно назвать интегрированным, представляющим «целостную многокомпонентную систему».

В проведении мастер-класса выделяют следующие этапы:

1. Предварительный:

- выделение проблемы, которую позволяет решить материал мастер-класса. Дается обоснование актуальности материала мастер-класса, выявление его эксклюзивности и прогрессивности;

- знакомство с коллективом слушателей, формирование рабочих групп (при необходимости). Коллективные формы работы в ходе мастер-класса позволяют участникам организовываться в микрогруппы, распределять обязанности, эффективнее использовать деловое общение, проявлять самостоятельность;

- определение плана работы участников мастер-класса, общей цели занятия и индивидуальных задач участников. План мастер-класса состоит из заданий, которые направляют деятельность слушателей на самостоятельное решение поставленной проблемы. Внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор средств для достижения цели, выбор темпа и приемов работы, соответствующих своему уровню результативности.

2. Содержательный:

- знакомство с системой занятий в режиме презентуемой технологии. Определение оптимальности и достаточности используемых на занятии средств, их сочетание, связь с целью занятия и результатом;

- демонстрация мастером технологии выполнения работ, заданий, построения уроков, которые необходимо усвоить слушателям.

3. Коммуникативно-практический:

- взаимодействие в процессе практической части мастер-класса. Выстраивается учебно-творческое общение в проекте между руководителем проекта и слушателями, а также слушателями между собой. Мастер инициирует поисковый, творческий, самостоятельный характер взаимодействия участников. Он является и консультантом, и активным участником обучающего процесса;

- выполнение пробных вариантов заданий, сравнение их с эталонными образцами. Происходит выделение общих и индивидуальных подходов к выполнению заданий.

4. Аналитический:

- фиксация полученных способов действий, их обобщение (фото, схема, конспектирование);

- изучение особенностей методики изложения нового материала;

- фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного задания.

5. Результативный: подведение итогов (промежуточных и конечных) мастеркласса. Эффективность мастер-класса следует оценивать по количественной и качественной результативности.

6. Рефлексивный:

- анализ руководителем процесса выполнения заданий и итогов мастер-класса;

- самоанализ работ самими участниками, степень их профессионализма в овладении новым материалом. В анализе работ соотносятся цель и полученные результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности;

- выявление вариативного потенциала мастер-класса с профессиональной и методической сторон.

7. Прогностический (отсроченный):

- использование материала мастер-класса в последующей профессиональной деятельности, а практических работ - в качестве пособий для уроков;

- организация экспозиции работ слушателей по итогам мастер-класса (по желанию).

В результате анализа структуры проведения различных мастер-классов следует отметить, что ключевым методом мастер-класса является метод погружения в изучаемую проблему, технологию или методику. Это достигается при условии наличия высокой мотивации со стороны слушателей, а также опыта преподавателя, ведущего мастер-класс. В процессе проведения мастер-класса применяются и такие методы обучения:

- деятельностный (получение знаний в процессе собственной учебно-познавательной деятельности);

- активный (интенсификация интеллектуальных и творческих ресурсов обучаемых);

- наглядный (демонстрация приемов и технологий);

- интенсивный (ускоренное освоение большого и нового объема материала в ограниченный промежуток времени);

- интегральный (комбинированные приемы обучения, включающие разные способы познания и учебной деятельности, тесное объединение теории и практики в обучении).

В качестве вывода следует заключить, что мастер-класс - дидактически целостная, психологически комфортная и технологичная форма проведения учебных занятий в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Интенсивность усваивания нового материала делает эту форму работы востребованной и эффективной, отвечающей индивидуальным запросам каждого слушателя.

Успешность мастер-класса, его высокая результативность обеспечивается сотрудничеством с мастером в процессе обучения и интеграцией новой информации с педагогическим и творческим опытом слушателей. Интеграция как общий механизм выстраивания системы обучающих мероприятий на факультете повышения квалификации нами рассматривается как принципиальная основа для проявления современным учителем педагогического творчества в образовательном пространстве урока.

Активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  • формирование положительной учебной мотивации;

  • повышение познавательной активности учащихся;

  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

  • стимулирование самостоятельной деятельности;

  • развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;

  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;

  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

  • развитие навыков самостоятельного умственного труда;

  • развитие универсальных навыков.