Мастер – класс «Формирование читательской грамотности у младших школьников»
-Добрый день, уважаемые эксперты, коллеги! Разрешите представиться…..
Я очень рада принять участие в данном конкурсе. И то что, я уже нахожусь тут, это уже победа для меня. Надеюсь, что моя образовательная практика будет вам интересна и полезна.
Слайд. -Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите?
- Здесь вы видите отрывок из басни И. Крылова «Мартышка и очки». Вспомните, пожалуйста, отрывок и ответьте на вопрос:
«Почему мартышка не может надеть очки?» (Идёт обсуждение).
Но почему я решила начать выступление с этой иллюстрации?
- Да всё просто: мартышка видит предмет, берёт его, вертит и рассматривает, но не понимает, какие функции эти очки должны выполнять. Ей не хватает грамотности в данном вопросе, она не знает, как на практике использовать найденные ею очки. Данный пример показывает, что многие наши школьники, получая знания, не понимают и не знают, как эти знания использовать, где они могут их применить в дальнейшей жизни.
Получается, что выходя из стен школы и имея на руках аттестат, наши школьники, как мартышка из басни, некомпетентны во многих вопросах, неграмотны, не могут применить полученные знания на практике. Поэтому, одна из важнейших задач, стоящих на современном этапе перед педагогами, – формирование функционально грамотных людей.
Слайд.- Последнее время везде и всюду мы слышим термин «функциональная грамотность».
Функциональная грамотность – это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений.
- Основная задача педагогов – создать такие условия для обучения, при которых ученики могли бы раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентом мире. Получается, что смысл ФГ состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.
Слайд.- Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе. Необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Слайд.
- Проблема в том, что смысл прочитанного понимают далеко не все дети. Многие не могут охарактеризовать героя прочитанного произведения, выразить своё отношение к поступку героя, найти ответ на вопрос по содержанию произведения, самостоятельно задавать вопросы по прочитанному тексту. Особенно часто дети затрудняются понимать смысл заданий в проверочных и комплексных работах по другим предметам, когда задания выполняют самостоятельно.
Слайд.
-Представляю вашему вниманию свою образовательную практику «Формирование читательской грамотности младших школьников».
Слайд. Пример «Вирус»
- Щелчок на слайд. Мною были изучены современные образовательные технологии и приёмы. Приемов и заданий, направленных на формирование метапредметных результатов в области читательской грамотности учащихся в начальной школе, немалое множество. Я хотела бы представить Вашему вниманию лишь некоторые из них. Эти приёмы помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
- Приём «Верите ли вы …»
Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
Верите ли вы, что урок длится 40 минут?
Верите ли вы, что школа может существовать без детей?
Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?
Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?
Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?
Я тоже в это не верю. Какой приём я сейчас использовала?
- Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Слайд. - На этапе речевой разминки применяю такие приёмы как скороговорки, чистоговорки:
РИ-РИ-РИ на орехи посмотри
РО-Ро-Ро у орехов есть ядро
РА-Ра-Ра за горой стоит гора
Ру-Ру-Ру поиграй со мной в игру
Ро-Ро-Ро под столом стоит ведро
- Игра «Продолжи слог» (подходит особенно в первом классе). Кидаю мяч любому участнику и называю слог. Он должен продолжить словом и быстро перекинуть другому и т.д..
-Отрабатывать навык беглого чтения также помогают нейропсихологические упражнения, которые развивают работу двух полушарий мозга.
Слайд. - Приём «Азбука мозга».
Слайд. - Приём «Струп-тест» (читаем на слайде)
Слайд. -Что вы видите на слайде? Для чего это на уроке чтения?
За счет работы с такими таблицами растет скорость зрительных поисковых движений, что является важной составляющей навыка быстрого чтения.
- Приём «Таблица Шульте» (плакат, мухобойки).
Упражнения для развития навыка быстрого чтения. Просмотр презентации.
1.«Шторка», 2. «Чтение наоборот», 3. «Текст-вертушка», 4. «Текст с наложением», 5. «Текст с картинками».
-На уроках литературного чтения мы знакомим детей с биографией писателей. На данном этапе я применяю приём «Да-Нетка». Давайте сейчас попробуем проиграть данный приём.
2 Слайда. Например: после знакомства с биографией Саши Чёрного задаю следующие вопросы:
1. Саша Черный родился 1 октября 1880 года. да
2. Он родился в городе Самаре. нет
3. Чтобы дать Саше возможность поступить в гимназию, родители крестили его. да
4. Он написал много стихов для взрослых. да
5. Саша работал продавцом. нет
6. Даже вдали от родины, Саша Черный продолжал писать для детей. да
7. Он начал писать в 16 лет. нет
8. Настоящее имя Саши Черного было Гликберг Александр Михайлович. да
9. Произведения его были написаны только для детей России. нет
10. Саша Черный хотел, чтобы дети на земле были счастливы. Да
- При работе с текстом существует тоже много интересных приёмов.
-Приём «Восстанови текст» Основная идея предлагаемого метода – использование принципа решения анаграмм. Переставить буквы или звуки в слове так, чтобы получилось другое слово. Подобные задания легко вписываются в структуру любого урока (можно шифровать слова на тему урока), снимая напряжение и усталость детей.
чаМет ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать: но – о роме, я - о бене. нО дубет корямом, а я комлётчи. |
- Приём «Улови смысл». Прочитайте текст и придумайте два вопроса. Запишите их.
Чайки. Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску». Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат. |
- Сейчас я включу музыку, и вы будете передвигаться по залу, а как только музыка затихает вам необходимо найти пару и задать свои вопросы друг другу. Когда пара выполнит задание, то делают «домик». Потом продолжаем и образуем новые пары.
Слайд. - Прием «Лингвистическая сказка». Формирует умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста.
Тим и Том – два человечка, которые никогда не ссорятся и ходят в больших друзьях. А не ссорятся они потому, что любят все разное: Том любит только то, что начинается с твердого согласного звука, а Тим- то, что с мягкого. Том любит торт, а Тим – печенье. Тим пишет стихи, а Том раскрашивает картинки. |
Подчеркните названия тех конфет, которые любит Том: «Белочка», «Маска», «Кара-Кумы», «Мишка», «Любимые», «Ночка», «Пилот», «Коровка».
Слайд. Приём «Найди ошибку»
- Прием «Мозаика». «Реконструкция текста». Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Приём эффективен при подготовке к пересказу, заучиванию наизусть. Также на уроках русского языка: составь предложение.
Воздух пахнет молодой листвой и свежестью, а солнце уже ощутимо пригревает. |
- Рассмотрим педагогический прием технологии критического мышления под названием «Кубик Блума», который помогает лучше понять текст, проанализировать и запомнить его в деталях.
Прием "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
• Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.
• Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
• Объясни. Это вопросы уточняющие.
• Предложи. Ученик должен предложить свои идеи.
• Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
• Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
- А теперь давайте поиграем. У меня в руках кубик, на каждой грани которого напечатано слово, с которого я начну свой вопрос по прочитанному тексту. А играть мы будем по басне «Мартышка и очки». Подхожу поочередно к участникам, бросаю кубик, задаю вопрос.
- Большую работу провожу при знакомстве с героями. Это всем известный приём «Кластер». Для работы детям раздаю «Словарь характеристик».
-Мы составляем «Паспорт героя». Учащимся предлагаются вопросы, на которые они должны дать ответы:
-Кто? Что?
-Где живёт, находится?
-Чем занимается?
- Какие черты?
-Чем понравился?
- Приём «Составлением диаграммы Эйлера-Венна». Попробуем составить диаграмму на героев сказки А.Пушкина «Сказка о золотой рыбке»: старика и старуху.
- Приём «Синквейн» . Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке. В своем классе использую два алгоритма работы: составление синквейна и «обратный синквейн» , когда учитель читает снизу вверх, уже готовый синквейн и не называет первую строку, а дети должны догадаться о чём идет речь.
(обратный синквейн) Можно использовать на словарных диктантах.
Школа.
Средняя, начальная.
Развивает, обучает, воспитывает.
Место, в котором получают знания.
Учеба.
- Приём работы с пословицами.
-Работа над пословицами, по меткому выражению К.Д. Ушинского, «вводит детей … в лучший народный язык». И если она проводится систематически, то дети постепенно сами начинают вводить в свою речь пословицы и поговорки.Мы стараемся подбирать пословицу к текстам.
Слайд.- Прочитайте на слайде пословицы, постарайтесь их запомнить.
А сейчас запишите числа, которые встречались в пословицах.
Слайд. Ответы.
Задание: все пословицы разделены на части. Участникам необходимо их собрать и объясните смысл наиболее понравившихся.
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Храбрый узнается на войне, мудрый – в гневе, друг – в нужде.
Родная земля – золотая колыбель.
Хлеб питает тело, а книга питает разум.
Добрый пример лучше ста слов.
Ум дает силу, сила дает храбрость.
Слайд. Уважаемые педагоги, на столе у вас ладони. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Закрасьте фломастерами те пальчики, позиции которых соответствуют вашему внутреннему ощущению после проведенного мероприятия.
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.
СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации.
БЕЗЫМЯННЫЙ – не все приёмы работы с текстом представлены ясно.
МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Моя образовательная практика по формированию читательской грамотности доказывает эффективность выстроенной системы, так как учащиеся моего класса не только быстро читают, но и понимают прочитанные тексты, умеют размышлять о них, выделять главную мысль.
Всё это способствует повышению уровня читательских умений и формированию читательской грамотности младших школьников.
- Благодарю Вас за участие.
Слайд. Пожелание. Подарить закладки.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!