«Формирование
читательской грамотности младших школьников»
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ №58 г. Улан- Удэ
Афанасьева Светлана Анатольевна
Реалии сегодняшнего дня
- изменилась значимость литературного языка и литературного чтения: в условиях работы в Интернете и на компьютере используется упрощенный, «спрессованный» сленговый язык общения.
- Дети имеют низкую скорость чтения.
- Зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении.
- Не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста.
- Затрудняются кратко пересказать содержание.
- Мало читают, не обладают читательской грамотностью
Серьезные противоречия:
Современный мир обрушивает на нас огромный объем информации
Наши дети мало читают и не обладают читательской грамотностью
- В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования»
Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
Особенности формирования
читательской грамотности
- Формирование навыка чтения. Оно строится на умении правильно прочитывать слова, понимать смысл текста, выразительно читать.
- Овладение техникой чтения.
- Формирование читательских интересов.
Технологии и приёмы
Технология критического мышления
Данная технология предполагает использование на уроке трёх этапов:
- 1)I этап- «Вызов»: ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
- 2) II этап- «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первом этапе («что хочу знать?»)
- 3) III этап- «Рефлексия»: размышление и обобщение того, что ребёнок узнал на уроке по данной теме
В рамках данной технологии предлагается использовать следующие приёмы :
- «Чтение с остановками»
- «Синквейн»
- «Работа с вопросником»
- «Мозговой штурм»
- «Уголки»
- «Написание творческих работ»
- «Логическая цепочка»
- «Создание викторины»
- «Читательские дневники»
- «Словарики»
Приём синквейн
1 строчка - это существительное. Тема, о которой пойдёт речь.
2 строчка – это два прилагательных, описывающих предмет.
3 строчка – это три глагола, которые описывают действия предмета по выбранной теме.
4 строчка – это фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – это существительное, которое ассоциируется с темой синквейна.
книга
Синквейн по загадке
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней
Станешь вчетверо умней.
книга
полезная интересная
учит помогает советует
Книга – лучший друг.
Библиотека
дети
________ ________
________ ________ ________
________________
________
Дети
Прекрасные, озорные.
Играют, шалят, радуют.
Дети-цветы нашей жизни.
Радость.
Синквейн учит находить и выделять в большом объёме информации главную мысль, помогает пополнить словарный запас, облегчает процесс усвоения понятий и содержания.
Приём «Работа с вопросником» применяют при изучении нового материала на этапе работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они самостоятельно должны найти ответы. Причём вопросы и ответы даются не только в прямой, но и в косвенной форме, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка правильности найденных ответов .
Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
- Назовите главных героев произведения.
- Где происходили события?
- Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.
- Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?
- Как лев относился к собачке? Найдите соответствующие глаголы.
- Что однажды произошло?
- Что случилось с собачкой через год?
- Как вёл себя лев после смерти собачки? Подберите слова- ассоциации.
- Чем заканчивается быль?
- Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор?
- Каково ваше впечатление от рассказа?
Приём «Тонкие и толстые вопросы» Этот приём способствует развитию умения погружаться в текст, формулировать вопросы, воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.
Примеры ключевых слов для «тонких» и «толстых» вопросов.
- Тонкие вопросы: - Кто…? Что…? Когда…? Может ли…? Верно ли…? Как звали…?
- Толстые вопросы: - Почему вы считаете (думаете), что…?
- В чём различие…?
- Предположите, что было бы, если…?
Приём «Кластер»- графический приём для систематизации материала выделение основных смысловых единиц, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними (подобие опорного конспекта по изучаемой теме). В ходе работы с кластером формируются и развиваются умения ставить вопросы, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения, переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом, сравнивать и анализировать, проводить аналогии.
Прием «Глоссарий»
- используется для актуализации и повторения словаря, связанного с темой текста.
- используется для актуализации и повторения словаря, связанного с темой текста.
Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом. После прочтения ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.
«Словарики» помогают рационально и эффективно провести словарную работу, которая обязательно должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом. «Читательский дневник»- это своеобразный отчёт о прочитанных книгах. Его основной целью считается развитие у школьников навыков анализа и рефлексии. Записывая в дневник свои мысли о прочитанном, ученики учатся систематизировать информацию, выделять ключевые идеи и формулировать собственное мнение .
Один из вариантов – «паспорт» книги, в который войдёт основная информация:
– Название; – Автор; – Количество страниц; – Жанр; – Страна издания; – Даты начала и окончания чтения
Если вам хочется, чтобы дневник был более индивидуальным, оформите его сами. Выберите тетрадь или блокнот в красивой плотной обложке и с качественной бумагой – на ней будут лучше смотреться рисунки и наклейки.
Образцы детских тетрадей
Приём «Шесть шляп» (групповая работа)
Д. Н. Мамин- Сибиряк «Серая Шейка»
Красная- Какие у вас возникли чувства во время чтения сказки?
Жёлтая- Отметить хорошие поступки всех героев.
Черная- Какие недостатки были у героев сказки?
Зелёная- Что бы вы сделали, если бы очутились на месте Серой Шейки?
Белая- Какую информацию вы узнали о жизни диких животных в лесу?
Синяя- Придумайте свой конец сказки
Игровые технологии
- Дают возможность повысить интерес и мотивацию к учебным занятиям у детей в условиях психологического комфорта. Это позволяет им усвоить большее количество информации, основанной на примере конкретного сюжета, моделируемого в игре, помогает глубже понять содержание, пережить описываемые события
Разнообразие приёмов
Например, на этапе закрепления:
- «Мим- театр»- изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения. Класс отгадывает.
- «Крестики- нолики»- работа в парах: один «крестик», другой «нолик». После прочтения произведения или на этапе проверки д/з ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа, ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или по вертикали)
- «Древо мудрости»- сначала быстро, но внимательно, дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задаётся вопрос по тексту и крепит к нарисованному стволу дерева( на доске). Далее ученики по- очереди «срывают» записки и отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают правильность вопроса и ответа. В конце определяются лучшие знатоки.
Задания для 1 класса (на уровне слова)
Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы «А»
АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ
АПТЕКА АНАНАС АСТРА АКРОБАТ АТЛАС АСФАЛЬТ
Прочитай слова без лишнего слога
тюсалень леонапард лягушлика дязател
инжидюк кастфурюля скотывородка
ТЮЛЕНЬ ЛЕОПАРД ЛЯГУШКА
ДЯТЕЛ ИНДЮК КАСТРЮЛЯ
СКОВОРОДКА
В каждой строчке найди 4 слова
ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлб
КОШКА ТИГР КЕНГУРУ ПЕТУХ
Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:
оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаь сзтекроа пиодмор сзакка еубинчке пдосонулх кхнуя склоьуса сжнниека птальо иукгшри бдлеуьзор алатс мреавуй согеивнк
одеяло лягушка земляника фонарь стрекоза помидор
сказка бубенчик подсолнух кухня сосулька снежинка пальто игрушка бульдозер атлас муравей снеговик
Задания для 2 класса (на уровне предложения)
Читай предложения наоборот справа налево:
Вомод хашырк ан илсивоп икьлусос еикьненот икниженс еиконидо тюадап абен огонрумсап с яьтсил еинделсоп илетселбаз зёреб яьчус ан имактеном имытолоз
Золотыми монетками на сучьях берез заблестели последние листья, с пасмурного неба падают одинокие снежинки, тоненькие сосульки повисли на крышах домов.
Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки):
Труд портит, а лень - кормит.
За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.
Один раз отмерь – семь раз отрежь.
Труд кормит, а лень - портит.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.
По печи узнают человека.
Терпенье и прут всё перетрут.
Здоровому - грач не нужен.
По речи узнают человека.
Терпенье и труд всё перетрут.
Здоровому - врач не нужен.
Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.
L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T
Один костёр – весь мир согревает.
СОЛНЦЕ
U F T Q W E R Б LV E N J Д S Z A h Y H t Z O L A R W Q Л J S Ю Y F Д h N И R П L V O t Л W Y Ь Q З G У S F Ю Z R T J C U W Я S
Тебе дано, а люди пользуются.
ИМЯ
Задания для 3 класса (на уровне текста)
Использование принципа решения анаграмм
чаМет
ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать: но – о роме, я - о бене. нО дубет корямом, а я комлётчи.
Мечта
Мы с Колей любим строить кубики и мечтать: он – о море, я – о небе. Он будет моряком, а я летчиком.
Прочитать текст и ответить на вопросы
Чайки.
Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат.
Вопросы для контроля:
- Что умеют животные?
- Закончите морскую пословицу: «Чайка ходит по песку, морякам сулит….»
- Что не делают чайки, когда приближается сильная буря?
Вставь подходящие по смыслу слова.
Скворец.
В комнату____кот. В зубах у кота____скворец. Коля ____у него птичку. Мальчик____раненое крылышко. Потом Коля____скворца на волю.
Слова для справок: подлечил, был, выпустил, вбежал, отнял.
Скворец.
В комнату вбежал кот. В зубах у кота был скворец. Коля отнял у него птичку. Мальчик подлечил раненое крылышко. Потом Коля выпустил скворца на волю.
- Прием «Верите ли вы, что …»
- используется, например, при знакомстве с темой «Природа» (Окружающий мир – 3 класс)
- используется, например, при знакомстве с темой «Природа» (Окружающий мир – 3 класс)
Природа бывает живая и неживая
Природу изучает наука биология
Все живое делится на царства
Царств существует бесчисленное множество
Бактерии относятся к царству растений
Задания для 4 класса (на уровне текста)
ВПР
Пособия для работы:
Диагностика читательских умений
младших школьников
«Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом».
В. А. Сухомлинский
Рецепт счастья
Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути.
Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.
СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации
БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.
МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю.
Спасибо за внимание!