Мастер – класс
«Формирование финансовой грамотности обучающихся
в урочной и внеурочной деятельности»
Подготовила:
Миназова Татьяна Георгиевна,
Учитель начальныхклассов
МБОУ «Подлесная ООШ»
Цель: познакомить слушателей с методами и формами работы по формированию функциональной грамотности у младших школьников на уроках и внеурочной деятельности.
Задачи:
- Раскрыть содержание мастер-класса через знакомство с активными методами и формами обучения финансовой грамотности младших школьников;
- Показать практическую значимость использования данных приёмов работы, убедить слушателей в целесообразности их использования на уроках и внеурочной деятельности.
Ход мастер-класса
Актуализация (Слайд 1)
- Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветстовать Вас на своем мастер-классе.
- У каждого из нас есть мечта. Мы учителя, как и все, ждём отпуска, чтобы отдохнуть. И не просто отдохнуть, а купить, например, домик в Испании, путёвку на Мальдивы и многое другое. Но…
- Но, чтобы наши мечты сбывались, нам нужно…(Слайд 2)
- Покажите, что вы получили при входе. (монеты) Значит мы сегодня с вами будем говорить о финансах, которыми мы должны уметь правильно распоряжаться и научить этому детей.
- А что значат для вас деньги? Для чего они еще нужны? (ответы участников)
-Я принимаю ваши ответы и к ним мы еще вернемся.
(Слайд 3) Мультфильм «История денег»
(Слайд 4) Вступление
- Как вы видите, нельзя представить себе мир сегодня без денег.
Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Значит уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.
(Слайд 5-6) 25 сентября 2017 года по Распоряжению Правительства РФ была утвердена «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.».
(Слайд 7)
- Что же такое «финансовая грамотность (финансовая культура)»? Финансовая грамотность – это знания, умения, навыки и компетенции в финансовой сфере, которые помогают сделать жизнь спокойнее, интереснее и приятнее, независимо от уровня дохода.
(Слайд 8)
- Что же значит быть финансово грамотным?
Уметь планировать и сберегать, оценивать потенциальные риски, отстаивать свои права потребителя финансовых услуг.
(Слайд 9)
Основы финансовой грамотности нужно закладывать уже в начальной школе.
Поэтому формирование финансовой грамотности начинается с начального звена и в урочной и внеурочной деятельности.
(Слайд 10) Тема моего мастер – класса «Формирование финансовой грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»
(Слайд 11) Мотивация к мастер-классу. (Заполнить бланки)
- Один из приемов для мотивации к урокам - «Верите ли вы...» я хочу использовать в своем мастер-классе.
- Перед Вами на столах лежат листочки с высказываниями, Вам нужно высказать свое мнение в форме «Да» или «Нет».
Приём «Верите ли вы …»
- Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
- Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе?
- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
(Слайд 12-16) (Показать 3 класс)
- В начальных классах темы по «Финансовой грамотности» нашли отражение в разных предметах, но мы рассмотрим конкретно на предмете «Окружающий мир».
(Слайд 17-18) (демонстрация УМК «ФГ»)
- В рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» был выпущен УМК «Основы финансовой грамотности».
(Слайд 19-36) (Показ по ссылкам № 1, 5, 10, 12, 13)
- Хочу показать Вам несколько несложных активных методов, приемов и форм работы на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.
- В УМК «Школа России» предмет окружающий мир 3 класс есть тема «Что такое деньги», а в УМК Финансовая грамотность, есть модуль «Обмен и деньги. Какими бывают деньги». Я решила совместить оба УМК, при изучении темы «Деньги», для более глубокого изучения.
(Слайд 37) - И так как, в начальной школе в основном преобладающей деятельностью является игра, урок обобщение при изучении темы «Деньги», я решила провести в форме игры по станциям, фрагменты которой я предлагаю посмотреть внимательно. В начале занятия дается условие игры.
(Слайд 38) (Просмотр фрагментов урока)
- При анализе итога урока в классе ребята выявили ошибки –на одних и тех же станциях: Станция Задачкино» и станция «Орел и решка». Проблемы были устранены повторением пройденного материала из УМК «Финансовая грамотность».
(Слайд 39) (Показ презентации «Игра по станциям»)
- А сейчас я предлагаю Вам выполнить работу именно по станциям, где были ребятами допущены ошибки.
- Таким образом, Вы на практике используете одну из форм работы по основам финансовой грамотности.
- Напоминаю условия игры: (Ребята выбирают станции-задания и выполняют их. Правильность выполнения проверяется по ЭТАЛОНУ. Если задания выполняются неверно, то из заработанной суммы, указанной на «Маршрутных листах», вычитается стоимости задания).
На обсуждение ответа даётся 1 минута. (Включается ТАЙМЕР!!!)
(Пошла игра) (ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ)
- Вызвали ли у вас затруднения эти задания? Какие?
- Почему вам удалось выполнить задание по этой станции? (для команды победителей)
- В чём видите неудачу своей команды? (для команды проигравших)
- А теперь хотелось бы вернуться к приему «Верите ли вы...» (Бланки заполненные ранее) Поробуйте ответить на них еще раз.
- Совпадают ли ваши ответы с ответами данными ранее? (Ответы)
Рефлексия. (Слайд 40)
- Еще вначале занятия я спросила вас о деньгах о их значимости для вас.
- Говорят, что копилка является пережитком прошлого, но на самом деле – это важная вещь для тех, кто учиться экономить свой бюджет.
- Я предлагаю вам бросить ваши монеты-жетоны в ту копилку, которая сегодня для вас является более актуальной. (Копилки: «Здоровье», «Достаток», «Активный отдых») (бросают монеты-жетоны в разные копилки)
- (Слайд 41) Благодарю вас за активное участие в моем мастер-классе. За вашу проделанную работу вы получаете «Инструмент», который вы используете в конце семинара, поэтому не потеряйте его!
- Спасибо за участие!