СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе выполнения творческих заданий на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер – класс на теме: «Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе выполнения творческих заданий на уроках русского языка»

Слайд 1. Проблема развития и формирования познавательного интереса у обучающихся - одна из актуальных. Основное формирование познавательных интересов младших школьников происходит под руководством учителя на уроках в школе.

Эффективность формирования познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка достигается через использование творческих заданий, направленных на изучение и закрепление пройденного материала, используемых при обучении умениям и навыкам и направленных на формирование понятий. Обучение должно проводиться таким образом, чтобы у обучающихся пробуждался интерес к знаниям, развивалась инициатива и самостоятельность в работе, чтобы в процессе обучения ребята не только овладевали знаниями, умениями и навыками, но и развивали познавательные способности.

 Слайд 2. Цель мастер-класса «изучение роли творческих заданий в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка».

Слайд 3. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- Рассмотреть значение творческих заданий для формирования познавательных интересов в учебном процессе;

- Проанализировать виды творческих заданий по русскому языку и их использование на разных этапах урока в начальной школе;

Слайд 4.

- Провести анализ и обобщение результатов применения творческих заданий на уроках русского языка.

Слайд 5. В настоящее время наиболее общепризнанным является определение познава­тельного интереса Галины Ивановны Щукиной.

Познавательный интерес - избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями.

Из этого определения следует, что познавательный интерес создает наиболее благоприятные ус­ловия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявле­ния творческой индивидуальности и её способностей.

Слайд 6. Для того чтобы сформировать познавательный интерес, на уроках следует использовать творческие задания, понятие которых выведено на экран. Они способствуют развитию, с одной стороны, фантазии и изобретательности в использовании средств языка, с другой — способности контролировать и критически оценивать свою творческую работу.

Выполнение заданий творческого характера, связанных с материалом, близким учащимся, имеет большое значение для совершенствования их умений и навыков.

Слайд 7. Практическое изучение осуществлялось на базе 3б класса МОУ «Осташевская СОШ»  г.о. Волоколамск. В классе 25 человек.

 Слайд 8.

Творческие задания организуются и проводятся по-разному, поскольку различен характер усваиваемых школьниками знаний, умений и навыков творческой и практической деятельности. Однако всем видам творческих упражнений присущи общие этапы работы и дидактические приёмы их подготовки и проведения.

Процесс обучения в школе включает в себя следующие этапы: актуализацию знаний, ознакомление с новым учебным материалом, закрепление изученного материала.

На этапе актуализации знаний целесообразно использовать следующие творческие задания, такие как: редактирование текста, разгадывание загадок, тематический кроссворд и т.д.

Ознакомление с новым материалом осуществляется по-разному: изложение учебного материала педагогом и самостоятельное изучение новых вопросов обучающимися по книге. Для успешного усвоения нового учебного материла, используются следующие творческие задания: составление устного рассказа, творческие физминутки и т.д.). Из представленных творческих заданий видно, что в одних случаях при выполнении задания обучающиеся могут ограничиваться уже ранее полученными знаниями, а в других они творчески осмысливают материал и самостоятельно его перерабатывают.

Закрепление на уроках русского языка имеет свою специфику и решает такие задачи, как выработка необходимых навыков правописания, развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся, развитие их мыслительных способностей. На данном этапе целесообразно использовать следующие виды творческих заданий: изложение по опорным словам, реконструирование предложений, синквейн, сочинение по серии картинок.

Творческие работы обучающихся на этапе закрепления материала по русскому языку укрепляют познавательный интерес младших школьников, что создаёт базу для дальнейшего развития познавательных интересов ребят.

Слайд 9.

С целью формирования познавательного интереса в предметной области «Русский язык» мною был разработан комплекс творческих заданий, при составлении которого делался акцент на методическую разработку Ларисы Алексеевны Жуковой, задания внедрялись в систему уроков русского языка согласно календарно-тематическому планированию.

Задания разрабатывались с учетом возрастных особенностей познавательной сферы обучающихся 3 класса.

Всего было проведено 13 уроков, соответственно на каждый урок  было внедрено 1 творческое задание, которое способствовало формированию познавательного интереса у третьеклассников по русому языку.

Для развития познавательного интереса у младших школьников были разработаны следующие творческие задания, которые кратко представлены на слайде.

Таким образом, можно сделать вывод, что разработанные задания требуют от обучающихся применения изученного материала в новых усложнённых ситуациях, проявления творческого отношения к выполнению учебных заданий.

В результате многократного целенаправленного выполнения школьниками творческих заданий происходит качественное изменение их знаний, умений, навыков и совершаемых действий.

Слайд 10.

Практическая работа проводилась поэтапно:

1 этап – констатирующий;

2 этап – формирующий;

3 этап – контрольный.

Слайд 11. На 1 этапе проводилось анкетирование по методике Галины Ивановны Щукиной. Цель данного анкетирования - выявить уровень сформированности познавательного интереса у обучающихся. В анкетировании участвовал 21 ученик.

 

Слайд 12. При анализе результатов анкетирования на констатирующем этапе были получены следующие результаты. Полученные данные отражены в диаграмме.

На основе полученных результатов анкетирования, можно сделать вывод, что: в 3 классе обучающихся с низким уровнем сформированности – 14%, со среднем уровнем – 53% и с высоким уровнем сформированности познавательного интереса – 33%.  Исходя из данных видно, что в 3 классе преобладает средний уровень сформированности познавательного интереса. Такой результат указывает нам на то, что обучающихся имеют средний уровень сформированности познавательных интересов к предмету русский язык, в целом же достаточно хорошо его знают.

Слайд 13.

На формирующем этапе для повышения уровня познавательного интереса обучающихся 3 класса внедрялся разработанный комплекс творческих заданий. Перед началом выполнения творческого задания создавалась проблемная ситуация, которая мотивировала ребят на получение результата в процессе выполнения задания.

Так, например, один из уроков был посвящён такой теме, как «Изложение по опорным словам. На данном уроке обучающиеся писали изложение по опорным словам (По Б. Житкову «Храбрый утёнок»). Написание изложения проводилось поэтапно. Этапы выведены на экран.

В ходе написания изложения текста по опорным словам,  обучающиеся развивали устную и письменную речь, так же закрепили навык составления предложений и их правильного оформления на письме. Все ребята успешно справились с заданием. Работы получились хорошие, аккуратные, все разные, так как каждый ребёнок творчески подошёл к написанию изложения.

Слайд 14.

Так же, обучающиеся писали «Сочинение по серии картинок и готовому плану», опираясь на учебник Рамзаевой. Перед написанием сочинения проводилась подготовительная беседа . Так же ребята познакомились с памяткой «алгоритм написания сочинения». Далее перешли к работе по картинкам. После чего, на интерактивную доску выводился план написания сочинения.

В процессе написания сочинения, ребята усовершенствовали умение составлять текст с опорой на серию сюжетных картиной, самостоятельно озаглавили текст, записали его, применив правило красной строки. Урок прошёл в доброжелательной обстановке. У детей удалось вызвать интерес к написанию сочинения.

Слайд 15. На контрольном этапе для выявления динамики уровня сформированности познавательного интереса, проводилось повторное анкетирование в нём так же участвовал 21 ученик. При анализе результатов анкетирования на контрольном этапе были получены следующие результаты. Полученные данные отражены на диаграмме.

       На основе полученных результатов анкетирования, можно сделать вывод, что: в  классе обучающихся с низким уровнем сформированности познавательного интереса нет. Со среднем уровнем сформированности – 30% и с высоким уровнем– 70%.  Исходя из данных видно, что в классе преобладает высокий уровень сформированности познавательного интереса. Такой результат указывает нам на то, что у обучающихся за счёт выполнения творческих заданий повысился уровень сформированности познавательных интересов, так же видно, что в классе отсутствуют ребята с низким уровнем познавательного интереса.

 

 

 

 

 

Слайд 16.

        По результатам анкетирования на констатирующем и контрольном этапе, проводился сопоставительный анализ результатов, где был выявлен исходный уровень сформированности познавательного интереса к предмету русский язык и конечный уровень.

        При сопоставительном анализе результатов анкетирования, были получены следующие результаты. Полученные данные отражены на диаграмме.

       Результаты анкетирования показали эффективность использования данной работы, об этом свидетельствует графическое соотношение результатов.

Видно, что за счёт выполнения творческих заданий на разных этапах урока увеличился процент обучающихся с высоким уровнем сформированности познавательных интересов на 37%, учащихся со среднем уровнем стало меньше на 23%, а учащихся с низким уровнем нет.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что:

- существует прямая зависимость между развитием познавательного интереса и использованием творческих заданий, при активном применении творческих заданий на уроках русского языка увеличивается уровень сформированности познавательного интереса;

- творческие задания должны применяться на всех этапах урока;

- творческие здания должны соответствовать возрасту школьников.

Слайд 18. Спасибо за внимание!

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе выполнения творческих заданий на уроках русского языка"»

Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе выполнения творческих заданий на уроках русского языка Спикер учитель начальных классов, МОУ «Осташевская СОШ» Волоколамского г.о. Акулинина В.В.

Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе выполнения творческих заданий на уроках русского языка

Спикер

учитель начальных классов,

МОУ «Осташевская СОШ»

Волоколамского г.о.

Акулинина В.В.

Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе выполнения творческих заданий на уроках русского языка Цель мастер - класса: изучение роли творческих заданий в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.

Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе выполнения творческих заданий на уроках русского языка

Цель мастер - класса:

изучение роли творческих заданий в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.

Задачи мастер - класса описать особенности и уровни сформированности познавательного интереса младших школьников ; определить значение творческих заданий для формирования познавательных интересов в учебном процессе. проанализировать виды творческих заданий по русскому языку и их использование на разных этапах урока в начальной школе;

Задачи мастер - класса

  • описать особенности и уровни сформированности познавательного интереса младших школьников ;
  • определить значение творческих заданий для формирования познавательных интересов в учебном процессе.
  • проанализировать виды творческих заданий по русскому языку и их использование на разных этапах урока в начальной школе;
Задачи мастер - класса изучить разработку и процесс внедрения комплекса творческих заданий по русскому языку, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников; провести анализ и обобщение результатов применения творческих заданий на уроках русского языка.

Задачи мастер - класса

  • изучить разработку и процесс внедрения комплекса творческих заданий по русскому языку, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников;
  • провести анализ и обобщение результатов применения творческих заданий на уроках русского языка.

Понятие познавательного интереса - избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями.

Понятие познавательного интереса

- избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями.

Понятие творческих заданий — это разнообразные задания на сочинительство, обычно с соблюдением некоторых более или менее трудных условий.

Понятие творческих заданий

— это разнообразные задания на сочинительство, обычно с соблюдением некоторых более или менее трудных условий.

Практическое изучение разработки и внедрения комплекса творческих задания по русскому языку Место проведения практического изучения: МОУ «Осташевская СОШ», г. о. Волоколамский Класс: 3б

Практическое изучение разработки и внедрения комплекса творческих задания по русскому языку

Место проведения практического изучения:

МОУ «Осташевская СОШ»,

г. о. Волоколамский

Класс: 3б

Виды творческих заданий и их использование на разных этапах урока Этапы урока Виды творческих заданий Актуализация знаний Редактирование текста, разгадывание загадок, тематический кроссворд. Ознакомление с новым учебным материалом Придумывание и составление однокоренных слов, задания на пунктуацию, составление устного рассказа, задания на внимание (творческие физкультминутки). Закрепление изученного материала Изложение по опорным словам, реконструирование предложений, синквейн, сочинение по серии картинок, задание с омонимами.

Виды творческих заданий и их использование на разных этапах урока

Этапы урока

Виды творческих заданий

Актуализация знаний

Редактирование текста, разгадывание загадок, тематический кроссворд.

Ознакомление с новым учебным материалом

Придумывание и составление однокоренных слов, задания на пунктуацию, составление устного рассказа, задания на внимание (творческие физкультминутки).

Закрепление изученного материала

Изложение по опорным словам, реконструирование предложений, синквейн, сочинение по серии картинок, задание с омонимами.

Разработка и внедрение комплекса творческих заданий  Задание с омонимами «Значение слова потерялось»;  Изложение текста по опорным словам (По Б. Житкову. «Храбрый утёнок»);  Работа с предложениями «Отыщи главные члены предложения»;  Лексическая работа «Слово с орфограммой»;  Знание фонетики «Звуки, буквы, слоги»;  «Сочинение по серии картинок и готовому плану».

Разработка и внедрение комплекса творческих заданий

  • Задание с омонимами «Значение слова потерялось»;
  • Изложение текста по опорным словам (По Б. Житкову. «Храбрый утёнок»);
  • Работа с предложениями «Отыщи главные члены предложения»;
  • Лексическая работа «Слово с орфограммой»;
  • Знание фонетики «Звуки, буквы, слоги»;
  • «Сочинение по серии картинок и готовому плану».

Этапы практического изучения констатирующий формирующий контрольный

Этапы практического изучения

констатирующий

формирующий

контрольный

Анкетирование по методике Галины Ивановны Щукиной

Анкетирование по методике Галины Ивановны Щукиной

Констатирующий этап

Констатирующий этап

Формирующий этап Изложение текста по опорным словам (По Б. Житкову. «Храбрый утёнок») Этапы написания изложения:  определение темы текста по опорным словам;  чтение текста. Определение главной мысли;  ознакомление со структурными частями текста;  подготовка к записи текста по частям;  орфографическая подготовка;  повторное чтение текста;  запись текста;  проверка записи текста.

Формирующий этап

Изложение текста по опорным словам (По Б. Житкову. «Храбрый утёнок»)

Этапы написания изложения:

  • определение темы текста по опорным словам;
  • чтение текста. Определение главной мысли;
  • ознакомление со структурными частями текста;
  • подготовка к записи текста по частям;
  • орфографическая подготовка;
  • повторное чтение текста;
  • запись текста;
  • проверка записи текста.
Сочинение по серии картинок и готовому плану  «Мальчик и Щенок»  Подготовительная беседа.  Подготовительная беседа.  Есть ли у вас дома какое-нибудь домашнее животное?  Любите ли вы своё животное? В чём проявляется эта любовь?  Знакомство с памяткой «Алгоритм написания сочинения» (у каждого на парте).  Работа по картинкам  Работа с планом (интерактивная доска).  Написание сочинения.  Чтение сочинений (по желанию).

Сочинение по серии картинок и готовому плану «Мальчик и Щенок»

  • Подготовительная беседа.
  • Подготовительная беседа.
  • Есть ли у вас дома какое-нибудь домашнее животное?
  • Любите ли вы своё животное? В чём проявляется эта любовь?
  • Знакомство с памяткой «Алгоритм написания сочинения» (у каждого на парте).
  • Работа по картинкам
  • Работа с планом (интерактивная доска).
  • Написание сочинения.
  • Чтение сочинений (по желанию).
Контрольный этап

Контрольный этап

Сопоставительный анализ результатов анкетирования

Сопоставительный анализ результатов анкетирования

Спасибо за внимание! -

Спасибо за внимание!

-


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!