СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс «Использование проектной и исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс «Использование проектной и исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время».»

МКОУ СОШ им.А.Т. Канкошева с.п. Дейское Мастер-класс:  «Использование проектной и исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время».

МКОУ СОШ им.А.Т. Канкошева с.п. Дейское

Мастер-класс:

«Использование проектной и исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время».

Цель мастер-класса:  познакомить педагогов с методом проектов, применяемым на уроках географии.

Цель мастер-класса:

познакомить педагогов с методом проектов, применяемым на уроках географии.

Задачи мастер-класса:  познакомить участников мастер-класса с методом проектов, как педагогической технологией;  показать возможности использования метода проектов на уроках географии;  экспериментально проверить эффективность использования  технологии в процессе обучения географии как средства повышения мотивации в учебно-познавательной деятельности .

Задачи мастер-класса:

  • познакомить участников мастер-класса с методом проектов, как педагогической технологией;
  • показать возможности использования метода проектов на уроках географии;
  • экспериментально проверить эффективность использования технологии в процессе обучения географии как средства повышения мотивации в учебно-познавательной деятельности .
Эпиграф:  «Вся жизнь – открытая задача.  Решай! Исследуй – и ждет тебя удача!»  А.Гин

Эпиграф:

«Вся жизнь – открытая задача.

Решай! Исследуй – и ждет тебя удача!»

А.Гин

«Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму…» (Китайская пословица)  Проблема Как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность?

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму…»

(Китайская пословица)

Проблема

  • Как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность?

От заинтересованности и любознательности школьников - к познавательной самостоятельности и творческой активности путем проблемного подхода в обучении географии

От заинтересованности и любознательности школьников - к познавательной самостоятельности и творческой активности путем проблемного подхода в обучении географии

Учебный проект «Почему?» (это для меня важно ) Актуальность проблемы- мотивация Проблема проекта  «Зачем?» ( мы делаем проект) Целеполагание Цель проекта «Что?» (для этого мы делаем?) Постановка задач Задачи проекта Выбор способов и методов,  планирование   «Как?» ( мы это можем делать?) Методы и способы Результат «Что получится?» Ожидаемый  результат

Учебный проект

«Почему?»

(это для меня важно )

Актуальность проблемы-

мотивация

Проблема проекта

«Зачем?»

( мы делаем проект)

Целеполагание

Цель проекта

«Что?»

(для этого мы делаем?)

Постановка задач

Задачи проекта

Выбор способов и

методов, планирование

«Как?»

( мы это можем делать?)

Методы и способы

Результат

«Что получится?»

Ожидаемый результат

Благодаря технологии проектов: активизирую и задействую в работе на уроке весь класс, осуществляю эмоциональный подъем настроения, усиливаю мотивацию учащихся к изучению географии.

Благодаря технологии проектов:

  • активизирую и задействую в работе на уроке весь класс,
  • осуществляю эмоциональный подъем настроения,
  • усиливаю мотивацию учащихся к изучению географии.
 Работа с проектами позволяет учащимся:   приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. учащиеся сами делают свой выбор проявляют инициативу.

Работа с проектами позволяет учащимся:

  • приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения.
  • учащиеся сами делают свой выбор
  • проявляют инициативу.
                 Структура работы над проектами Подготовка учащихся к работе над проектами Выбор проблемы Сбор информации (исследование проблемы) Встречи с компетентными специалистами (историками, экологами, географами и так далее) Социологические опросы разных групп населения Анализ материалов СМИ Разработка собственного варианта решения проблемы План действий Обращение к заинтересованным лицам, организациям, социальная переписка Собственное участие Презентация Рефлексия

Структура работы над проектами

Подготовка учащихся к работе над проектами

Выбор проблемы

Сбор информации (исследование проблемы)

Встречи с компетентными специалистами (историками, экологами, географами и так далее)

Социологические опросы разных групп населения

Анализ материалов СМИ

Разработка собственного варианта решения проблемы

План действий

Обращение к заинтересованным лицам, организациям, социальная переписка

Собственное участие

Презентация

Рефлексия

    Мини-проект как средство формирования УУД на уроках географии Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы: Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект. Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания. Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы. Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.

Мини-проект как средство формирования УУД на уроках географии

Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:

  • Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект.
  • Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.
  • Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.
  • Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.
Что такое «метод проектов»? Педагогическая технология. Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели, её детальной разработке и практическом достижении. Проект – это «шесть П»! Проблема - социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта. Проектирование –процесс разработки проекта и его фиксации в какой- либо внешне выраженной форме. Поиск информации - сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации. Продукт проектной деятельности - конечный результат разрешения поставленной проблемы. Презентация – публичное предъявление результатов проекта. Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.

Что такое «метод проектов»?

  • Педагогическая технология.
  • Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели, её детальной разработке и практическом достижении.

Проект – это «шесть П»!

  • Проблема - социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.
  • Проектирование –процесс разработки проекта и его фиксации в какой- либо внешне выраженной форме.
  • Поиск информации - сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
  • Продукт проектной деятельности - конечный результат разрешения поставленной проблемы.
  • Презентация – публичное предъявление результатов проекта.
  • Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.

Как выбрать тему исследования?  Правила, по которым необходимо выбирать тему проекта (по методике .И.Савенкова): Правило 1 .Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Правило 2 . Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Правило 3 . Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности. Правило 5 . Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Правило 7 . Сочетание желаний и возможностей. Правило 8. Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас.

Как выбрать тему исследования?

Правила, по которым необходимо выбирать тему проекта

(по методике .И.Савенкова):

Правило 1 .Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

Правило 2 . Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Правило 3 . Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.

Правило 5 . Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Правило 7 . Сочетание желаний и возможностей.

Правило 8. Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас.

Виды проектов исследовательские информационные игровые творческие социально-значимые

Виды проектов

исследовательские

информационные

игровые

творческие

социально-значимые

Этапы работы над проектом  I этап - мотивационный  учитель :  заявляет общий замысел,  создает  положительный  мотивационный настрой; ученики :  обсуждают задание, предлагают  собственные идеи; создают рабочие  группы; II этап – планирование деятельности  по выполнению проекта: Определяются тема и цели проекта;  формулируются и уточняются задачи; уточняется информация (источники); вырабатывается план действий; определяются средства достижения цели; устанавливаются критерии оценки результата и процесса;  согласовываются способы совместной деятельности.

Этапы работы над проектом

I этап - мотивационный

учитель : заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой;

ученики : обсуждают задание, предлагают собственные идеи; создают рабочие группы;

II этап – планирование деятельности по выполнению проекта:

  • Определяются тема и цели проекта;
  • формулируются и уточняются задачи;
  • уточняется информация (источники);
  • вырабатывается план действий;
  • определяются средства достижения цели;
  • устанавливаются критерии оценки результата и процесса;
  • согласовываются способы совместной деятельности.

III этап - информационно-  операционный (выполнение проекта) Ученики: собирают материал; разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия; проводят исследование;  работают с литературой и другими источниками; непосредственно выполняют проект; оформляют проект; составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты. собирают материал; разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия; проводят исследование;  работают с литературой и другими источниками; непосредственно выполняют проект; оформляют проект; составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты.  Учитель: наблюдает за ходом выполнения проекта; координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта; поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь; участвует в заседаниях групп; оказывает содействие процессу творчества учащихся; сам является источником информации.

III этап - информационно- операционный (выполнение проекта)

Ученики:

  • собирают материал; разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия; проводят исследование; работают с литературой и другими источниками; непосредственно выполняют проект; оформляют проект; составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты.
  • собирают материал;
  • разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия;
  • проводят исследование;
  • работают с литературой и другими источниками;
  • непосредственно выполняют проект;
  • оформляют проект;
  • составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты.

Учитель:

  • наблюдает за ходом выполнения проекта;
  • координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта;
  • поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь;
  • участвует в заседаниях групп;
  • оказывает содействие процессу творчества учащихся;
  • сам является источником информации.

IV этап - рефлексивно-оценочный Ученики: представляют проекты на экспертизу; защищают проект; участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы; оценивают достижение поставленных целей; осуществляют устную или письменную самооценку; исправляют или дополняют содержание проекта; рефлексируют;  Учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности;

IV этап - рефлексивно-оценочный

Ученики:

  • представляют проекты на экспертизу;
  • защищают проект;
  • участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы;
  • оценивают достижение поставленных целей;
  • осуществляют устную или письменную самооценку;
  • исправляют или дополняют содержание проекта;
  • рефлексируют;

Учитель:

  • выступает участником коллективной оценочной деятельности;
Формы защиты проектов выставка мультимедийный продукт газеты видеофильм праздники открытки

Формы защиты проектов

выставка

мультимедийный продукт

газеты

видеофильм

праздники

открытки

Проект на 2 урока   Урок № Подготовительный этап. Этап планирования. Начало этапа исследования. Д/З Продолжение исследования. Результаты. Изготовление продукта. Урок №2 Представление проектов. Рефлексия. Д/З Оформление проектной работы

Проект на 2 урока

Урок №

Подготовительный этап.

Этап планирования.

Начало этапа исследования.

Д/З

Продолжение исследования. Результаты.

Изготовление продукта.

Урок №2

Представление проектов.

Рефлексия.

Д/З

Оформление проектной работы

Тема: Путешествие по странам Африки  Тип уроков: урок решения проектных задач.  Вид уроков: урок-путешествие  Дидактическая задача уроков: формирование умений применения теоретических положений в условиях решения практических задач

Тема:

Путешествие по странам Африки

Тип уроков:

урок решения проектных задач.

Вид уроков:

урок-путешествие

Дидактическая задача уроков: формирование умений применения теоретических положений в условиях решения практических задач

Цели уроков:  1. Образовательные: научить применять знания о рельефе, геологическом строении и полезных ископаемых различных стран Африки; оперировать имеющимся потенциалом знаний в конкретной жизненной ситуации; закрепить умения и навыки работы с физической , тектонической и комплексной картой Африки;  2. Воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру взаимоотношений между сверстниками; совершенствовать навыки общения.  3. Развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний (учебником, атласом, доп.литературой, Интернет-источниками); совершенствовать навыки анализа умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности и познавательный интерес к окружающей жизни; развивать коммуникативные навыки работы в группах;

Цели уроков:

1. Образовательные:

  • научить применять знания о рельефе, геологическом строении и полезных ископаемых различных стран Африки;
  • оперировать имеющимся потенциалом знаний в конкретной жизненной ситуации;
  • закрепить умения и навыки работы с физической , тектонической и комплексной картой Африки;

2. Воспитательные:

  • вовлечь в активную деятельность;
  • формировать культуру взаимоотношений между сверстниками;
  • совершенствовать навыки общения.

3. Развивающие:

  • совершенствовать умения работы с источниками знаний (учебником, атласом, доп.литературой, Интернет-источниками);
  • совершенствовать навыки анализа умения выступать и защищать свою точку зрения;
  • развивать творческие способности и познавательный интерес к окружающей жизни;
  • развивать коммуникативные навыки работы в группах;
Оборудование: Компьютер, проектор, карты Африки, пакет документов для работы в группах, фотографии, доп.информация.  Планируемые результаты: Продукт мини-проекта: контурная карта с маршрутом путешествия (выполняется одна на группу), туристическая листовка, (выполняется 1 на группу).  Форма работы: Групповая, группы по 5 человек

Оборудование:

Компьютер, проектор, карты Африки, пакет документов для работы в группах, фотографии, доп.информация.

Планируемые результаты:

Продукт мини-проекта: контурная карта с маршрутом путешествия (выполняется одна на группу), туристическая листовка, (выполняется 1 на группу).

Форма работы:

Групповая, группы по 5 человек

Этап урока Оргмомент  Ход урока Предлагаю учащимся на 1 урок организовать туристическую фирму (придумать название) , работающую по туристическим маршрутам Африки .Каждая группа-отдел турфирмы с начальником отдела и сотрудниками-географами. Для координации деятельности предлагаю выбрать в каждой группе старшего туроператора ,который определит роль каждого в группе.

Этап урока

Оргмомент

Ход урока

Предлагаю учащимся на 1 урок организовать туристическую фирму (придумать название) , работающую по туристическим маршрутам Африки .Каждая группа-отдел турфирмы с начальником отдела и сотрудниками-географами.

Для координации деятельности предлагаю выбрать в каждой группе старшего туроператора ,который определит роль каждого в группе.

На следующем уроке каждая группа представляет свой проект.Все представленные туристические маршруты по разным регионам Африки (северная, западная,восточная,центральная) должны включать в себя описание природных особенностей региона ,его достопримечательностей , а также рекомендации для туристов .Группа экспертов из числа лучших учеников класса должна будет выбрать самый интересный . Все группы получат оценки за свои мини-проекты. Постановка проблемы

На следующем уроке каждая группа представляет свой проект.Все представленные туристические маршруты по разным регионам Африки (северная, западная,восточная,центральная) должны включать в себя описание природных особенностей региона ,его достопримечательностей , а также рекомендации для туристов .Группа экспертов из числа лучших учеников класса должна будет выбрать самый интересный . Все группы получат оценки за свои мини-проекты.

Постановка проблемы

Пакет документов, который получает группа:  Планирование План работы. Критерии, которым должен соответствовать разрабатываемый туристический продукт (в форме таблицы) Контурная карта Африки количеству групп Иллюстративный и дополнительный материал План работы:  Определить название тура, цель тура и маршрут: 5 интересных объектов. Нанести маршрут на контурную карту, разработав систему специальных условных знаков. Разработать памятку туристу, путешествующему по маршруту “…” Красочно прорекламировать свой туристический продукт, используя иллюстрации, карту, статистические материалы

Пакет документов, который получает группа:

Планирование

  • План работы.
  • Критерии, которым должен соответствовать разрабатываемый туристический продукт (в форме таблицы)
  • Контурная карта Африки количеству групп
  • Иллюстративный и дополнительный материал

План работы:

  • Определить название тура, цель тура и маршрут: 5 интересных объектов.
  • Нанести маршрут на контурную карту, разработав систему специальных условных знаков.
  • Разработать памятку туристу, путешествующему по маршруту “…”
  • Красочно прорекламировать свой туристический продукт, используя иллюстрации, карту, статистические материалы
Группы работают по плану, разрабатывая собственный туристический продукт. Каждая группа представляет свой мини-проект. Учащиеся задают вопросы, отвечают на них. Исследование Представление мини-проектов

Группы работают по плану, разрабатывая собственный туристический продукт.

Каждая группа представляет свой мини-проект.

Учащиеся задают вопросы, отвечают на них.

Исследование

Представление мини-проектов

Рефлексия  Старший в группе выставляет отметки за работу каждому участнику. Все материалы, памятка туристу и индивидуальные контурные карты сдаются учителю, который выставляет окончательные отметки. Проводится конкурс на самую интересную экскурсию, наиболее понравившийся маршрут.

Рефлексия

Старший в группе выставляет отметки за работу каждому участнику. Все материалы, памятка туристу и индивидуальные контурные карты сдаются учителю, который выставляет окончательные отметки.

Проводится конкурс на самую интересную экскурсию, наиболее понравившийся маршрут.

вывод  Метод проектов предоставляет учителю широчайшие изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.

вывод

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.

Рефлексия  Выберите из представленных далее предложений два, наиболее значимых для вас и допишите их своими мыслями: На мастер-классе географии я … Я пожелал бы ведущему урок учителю … Я бы хотел посоветовать …

Рефлексия

Выберите из представленных далее предложений два, наиболее значимых для вас и допишите их своими мыслями:

  • На мастер-классе географии я …
  • Я пожелал бы ведущему урок учителю …
  • Я бы хотел посоветовать …


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!