МКОУ СОШ им.А.Т. Канкошева с.п. Дейское
Мастер-класс:
«Использование проектной и исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время».
Цель мастер-класса:
познакомить педагогов с методом проектов, применяемым на уроках географии.
Задачи мастер-класса:
- познакомить участников мастер-класса с методом проектов, как педагогической технологией;
- показать возможности использования метода проектов на уроках географии;
- экспериментально проверить эффективность использования технологии в процессе обучения географии как средства повышения мотивации в учебно-познавательной деятельности .
Эпиграф:
«Вся жизнь – открытая задача.
Решай! Исследуй – и ждет тебя удача!»
А.Гин
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму…»
(Китайская пословица)
Проблема
- Как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность?
От заинтересованности и любознательности школьников - к познавательной самостоятельности и творческой активности путем проблемного подхода в обучении географии
Учебный проект
«Почему?»
(это для меня важно )
Актуальность проблемы-
мотивация
Проблема проекта
«Зачем?»
( мы делаем проект)
Целеполагание
Цель проекта
«Что?»
(для этого мы делаем?)
Постановка задач
Задачи проекта
Выбор способов и
методов, планирование
«Как?»
( мы это можем делать?)
Методы и способы
Результат
«Что получится?»
Ожидаемый результат
Благодаря технологии проектов:
- активизирую и задействую в работе на уроке весь класс,
- осуществляю эмоциональный подъем настроения,
- усиливаю мотивацию учащихся к изучению географии.
Работа с проектами позволяет учащимся:
- приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения.
- учащиеся сами делают свой выбор
- проявляют инициативу.
Структура работы над проектами
Подготовка учащихся к работе над проектами
Выбор проблемы
Сбор информации (исследование проблемы)
Встречи с компетентными специалистами (историками, экологами, географами и так далее)
Социологические опросы разных групп населения
Анализ материалов СМИ
Разработка собственного варианта решения проблемы
План действий
Обращение к заинтересованным лицам, организациям, социальная переписка
Собственное участие
Презентация
Рефлексия
Мини-проект как средство формирования УУД на уроках географии
Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:
- Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект.
- Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.
- Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.
- Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.
Что такое «метод проектов»?
- Педагогическая технология.
- Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели, её детальной разработке и практическом достижении.
Проект – это «шесть П»!
- Проблема - социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.
- Проектирование –процесс разработки проекта и его фиксации в какой- либо внешне выраженной форме.
- Поиск информации - сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
- Продукт проектной деятельности - конечный результат разрешения поставленной проблемы.
- Презентация – публичное предъявление результатов проекта.
- Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.
Как выбрать тему исследования?
Правила, по которым необходимо выбирать тему проекта
(по методике .И.Савенкова):
Правило 1 .Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.
Правило 2 . Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
Правило 3 . Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.
Правило 5 . Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.
Правило 7 . Сочетание желаний и возможностей.
Правило 8. Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас.
Виды проектов
исследовательские
информационные
игровые
творческие
социально-значимые
Этапы работы над проектом
I этап - мотивационный
учитель : заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой;
ученики : обсуждают задание, предлагают собственные идеи; создают рабочие группы;
II этап – планирование деятельности по выполнению проекта:
- Определяются тема и цели проекта;
- формулируются и уточняются задачи;
- уточняется информация (источники);
- вырабатывается план действий;
- определяются средства достижения цели;
- устанавливаются критерии оценки результата и процесса;
- согласовываются способы совместной деятельности.
III этап - информационно- операционный (выполнение проекта)
Ученики:
- собирают материал; разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия; проводят исследование; работают с литературой и другими источниками; непосредственно выполняют проект; оформляют проект; составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты.
- собирают материал;
- разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия;
- проводят исследование;
- работают с литературой и другими источниками;
- непосредственно выполняют проект;
- оформляют проект;
- составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты.
Учитель:
- наблюдает за ходом выполнения проекта;
- координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта;
- поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь;
- участвует в заседаниях групп;
- оказывает содействие процессу творчества учащихся;
- сам является источником информации.
IV этап - рефлексивно-оценочный
Ученики:
- представляют проекты на экспертизу;
- защищают проект;
- участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы;
- оценивают достижение поставленных целей;
- осуществляют устную или письменную самооценку;
- исправляют или дополняют содержание проекта;
- рефлексируют;
Учитель:
- выступает участником коллективной оценочной деятельности;
Формы защиты проектов
выставка
мультимедийный продукт
газеты
видеофильм
праздники
открытки
Проект на 2 урока
Урок №
Подготовительный этап.
Этап планирования.
Начало этапа исследования.
Д/З
Продолжение исследования. Результаты.
Изготовление продукта.
Урок №2
Представление проектов.
Рефлексия.
Д/З
Оформление проектной работы
Тема:
Путешествие по странам Африки
Тип уроков:
урок решения проектных задач.
Вид уроков:
урок-путешествие
Дидактическая задача уроков: формирование умений применения теоретических положений в условиях решения практических задач
Цели уроков:
1. Образовательные:
- научить применять знания о рельефе, геологическом строении и полезных ископаемых различных стран Африки;
- оперировать имеющимся потенциалом знаний в конкретной жизненной ситуации;
- закрепить умения и навыки работы с физической , тектонической и комплексной картой Африки;
2. Воспитательные:
- вовлечь в активную деятельность;
- формировать культуру взаимоотношений между сверстниками;
- совершенствовать навыки общения.
3. Развивающие:
- совершенствовать умения работы с источниками знаний (учебником, атласом, доп.литературой, Интернет-источниками);
- совершенствовать навыки анализа умения выступать и защищать свою точку зрения;
- развивать творческие способности и познавательный интерес к окружающей жизни;
- развивать коммуникативные навыки работы в группах;
Оборудование:
Компьютер, проектор, карты Африки, пакет документов для работы в группах, фотографии, доп.информация.
Планируемые результаты:
Продукт мини-проекта: контурная карта с маршрутом путешествия (выполняется одна на группу), туристическая листовка, (выполняется 1 на группу).
Форма работы:
Групповая, группы по 5 человек
Этап урока
Оргмомент
Ход урока
Предлагаю учащимся на 1 урок организовать туристическую фирму (придумать название) , работающую по туристическим маршрутам Африки .Каждая группа-отдел турфирмы с начальником отдела и сотрудниками-географами.
Для координации деятельности предлагаю выбрать в каждой группе старшего туроператора ,который определит роль каждого в группе.
На следующем уроке каждая группа представляет свой проект.Все представленные туристические маршруты по разным регионам Африки (северная, западная,восточная,центральная) должны включать в себя описание природных особенностей региона ,его достопримечательностей , а также рекомендации для туристов .Группа экспертов из числа лучших учеников класса должна будет выбрать самый интересный . Все группы получат оценки за свои мини-проекты.
Постановка проблемы
Пакет документов, который получает группа:
Планирование
- План работы.
- Критерии, которым должен соответствовать разрабатываемый туристический продукт (в форме таблицы)
- Контурная карта Африки количеству групп
- Иллюстративный и дополнительный материал
План работы:
- Определить название тура, цель тура и маршрут: 5 интересных объектов.
- Нанести маршрут на контурную карту, разработав систему специальных условных знаков.
- Разработать памятку туристу, путешествующему по маршруту “…”
- Красочно прорекламировать свой туристический продукт, используя иллюстрации, карту, статистические материалы
Группы работают по плану, разрабатывая собственный туристический продукт.
Каждая группа представляет свой мини-проект.
Учащиеся задают вопросы, отвечают на них.
Исследование
Представление мини-проектов
Рефлексия
Старший в группе выставляет отметки за работу каждому участнику. Все материалы, памятка туристу и индивидуальные контурные карты сдаются учителю, который выставляет окончательные отметки.
Проводится конкурс на самую интересную экскурсию, наиболее понравившийся маршрут.
вывод
Метод проектов предоставляет учителю широчайшие изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.
Рефлексия
Выберите из представленных далее предложений два, наиболее значимых для вас и допишите их своими мыслями:
- На мастер-классе географии я …
- Я пожелал бы ведущему урок учителю …
- Я бы хотел посоветовать …