СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс: «Как создать интерактивный урок»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

публикация  содержит материал мастер класса о методики создания интерактивного урока

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс: «Как создать интерактивный урок»»

Мастер - класс: «Как создать интерактивный урок»


Цель мастер -класса: изучить структуру интерактивного урока и методику наполнения её содержанием.

На сегодняшний день применение интерактивных форм обучения является необходимостью, диктуемая обновлением всего образовательного процесса. Что же собой представляет интерактивное обучение? Интерактив называют и технологией, и методом, и формой, в литературе отсутствует терминологическое единство.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Меняется роль ученика. Учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания. Меняется и роль учителя, который в традиционном учитель пропускает через себя учебную информацию, в интерактивном – учитель играет уже роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.

В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач (схема 1)

Схема 1. Задачи интерактивного обучения


Существуют разные пути для педагогов, желающих добиться активного участия учеников в интерактивном уроке. Например, вопросно-ответное взаимодействие учителя и ученика; решение поставленных задач в группах; демонстрационные опыты и практические задания; использование аудио и видео.

Условно все идеи, игры и педагогические инструменты, делающие урок интерактивным и улучшающие его качество, можно разделить на такие категории:

  1. Создание на интерактивном уроке учебных стратегий для активизации общения и получения обратной связи: работа в парах, «Мозговой штурм», вовлечение в дискуссию

  2. Индивидуальные мероприятия: проведение опроса, проверка неверных представлений, поиск пробелов в знаниях по результатам самоанализа, спросите «отличника»

  3. Парная работа: «найди себе пару», пара учитель – ученик, похвали напарника, принудительный спор, оптимист/пессимист, на оценку эксперту;

  4. Работа в группах: движение от доски к доске, определи лучшее время, операция «Фильм»,

  5. Интерактивные игровые действия: кроссворд, эрудит, урок загадок «кто я?/что я?», лото

Перед нами встает новый вопрос - какова структура и методика интерактивного урока? Применение во время урока интерактивных технологий определяет их структуру. Самыми нужными считают 5 элементов: Первый элемент – мотивация. Мотивация напрямую связана с темой урока, позволяет воспринимать её как цель урока. Этот этап позволяет сконцентрироваться на проблеме урока, почувствовать к ней интерес. Обучающиеся должны понять, что сейчас перед ними новый учитель с новым заданием по другому предмету. Таким образом, субъект обучения настраивается на эффективный процесс познания, а для этого надо осознавать, что и зачем сейчас он будет делать. Второй элемент - представление темы и ожидаемых учебных результатов. Цель этого элемента состоит в следующем - добиться, чтобы учащиеся понимали, что и зачем делают, чего от них ждёт учитель. Поставить дидактическую цель очень важно в интерактивной модели обучения. И привлечены к её достижению должны быть обязательно все учащиеся. В этой части интерактивного урока нужно объединить коллектив: огласить тему урока, или пусть её прочтёт один из учеников, обсудить новые или непонятные слова из формулировки темы, разъяснить проблемный вопрос, если он поставлен, попросить детей задуматься об ожидаемых результатах, назвать их и напомнить учащимся, что в конце урока им нужно будет оценить, насколько точно они этих результатов достигли, а также что вы их достижения оцените в баллах. Третий элемент - предоставление всей информации по теме. Это необходимо для дальнейшего выполнения практических заданий, причём учитель делает это максимально быстро и сжато. Четвертый элемент – выполнение интерактивных упражнений. Этот элемент можно назвать серединой иди «экватором» урока. Целью всегда является усвоение учебной темы, выполнение обозначенных в первые минуты задач. Для того чтобы сделать интерактивный урок эффективным, необходимо соблюдать последовательность и регламент запланированных упражнений: - инструктаж: объявление цели упражнения, правил для работы, последовательность действий, время на выполнение, а также выяснение, все ли понятно (2-3 минуты); - объединение в группы: учащиеся объединяются в группы сами или по списку учителя, и распределяют все роли (1-2 минуты);

- выполнение заданий: во время выполнения задания учитель выступает как помощник, ведущий, стараясь одновременно давать поддержку и самостоятельность, поощряя сотрудничество в группах (5-15 минут);

- презентация результатов работы учащимися (3-15 минут);

- рефлексия: например, коллективное обсуждение (5-15 минут), рефлексия - самый важный компонент для обучения на интерактивном уроке, как и на любом другом. Этап рефлексии можно сделать забавным или запоминающимся. Применять её необходимо после самых важных упражнений, в конце урока, а также в конце определённого этапа обучения.

Пятый элемент - финал интерактивного урока. Итог является очень важной частью интерактивного урока для учащихся. Ученик и ученики вместе выясняют, что успели, что усвоили, как новое связано с уже изученным, как оно же пригодится в будущем: обсудить, что сделано, вспомнить ожидаемые результаты, сравнить их с реальными, проанализировать, почему получилось, возможно, не всё, в чём ошибки, сделать выводы на будущее с учётом моментов успеха и неуспеха, обозначить, что будем делать на следующих уроках, связать в итоговой беседе усвоенные темы с предстоящими, озвучить план дальнейших действий. Итак, стадиями заключительного этапа интерактивного урока являются:

- установление фактов (что получилось);

- анализ причин (почему получилось именно так);

- планирование (что делать на следующих занятиях?).

Предлагаю ознакомиться со структурой интерактивного урока, названная схемой Колба (схема 2):

Схема 2. Схема Колба (структура интерактивного урока)

При подготовки и проведении интерактивного урока существуют определенные препятствия. Например, такие, как низкая компьютерная грамотность участников этого процесса; отсутствие интерактивных досок в каждом учебном кабинете и на первых парах большие временные затраты при подготовке к уроку и жёсткая заданность урока в соответствии с содержанием презентации.

Представленный мною вариант проектирования интерактивного урока конечно не единственный и как практик я понимаю, что подготовка интерактивного урока требует достаточных усилий и времени. Меняю свою позицию как учителя: совершенствую учебно-познавательную деятельность, делаю ее творческой и занимательной, вовлекая в этот процесс самих учеников, которые практически переходят из «объектов» в «субъекты». На интерактивном уроке уже большая половина учебной деятельности отходит к ученикам, а учитель при этом не освобождается от своей основной функции – учить. Но он начинает учить по-новому. А урок – остается. Поэтому лозунгом интерактивного обучения можно считать слова основателя дидактики Яна Амоса Коменского: «Учащемуся положено работать, учителю – руководить этой работой»


Использованные источники:

1.https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie - - tekhnologii/library/2012/04/29/proektiruyu-interaktivnyy-urok. Проектирую интерактивный урок.

2. https://multiurok.ru/index.php/files/sieminar-zam-diriektorov-po-uvr-tiema-intieraktivn.html. "Интерактивное обучение"

3. https://pandia.ru/text/80/210/33979.php. Интерактивный урок и методика его проведения

4. https://solncesvet.ru/blog/materialy-k-urokam/interaktivnyj-urok/. Интерактивный урок: методика и инструменты.

5. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-pochemu-interaktivniy-urok-1114563.html. Методическая разработка: "Почему интерактивный урок"

.