МБОУ Сосновская СОШ № 1
Креативное мышление школьников на уроках английского языка
Подготовила: учитель английского языка
Кайдаш Лариса Михайловна
«Путь в тысячу миль начинается с первого шага….»
Приобретение знаний человечеством –
это шаги креативного мышления отдельных личностей.
Как повысить интерес к изучению иностранного языка? Это вопрос, который во все времена был и остаётся актуальным в школе. Современное обучение английскому языку продвинулось далеко вперёд, благодаря современным образовательным технологиям. Но применение креативных возможностей учащихся является лидирующим, т. к. именно такая деятельность порождает самостоятельность, активность, умение общаться в коллективе. Как показывает практика применения креативности на уроках английского языка, помогает ученику проявить свои способности.
Для того чтобы ученик мог успешно заниматься креативной деятельностью необходимы некоторые условия.
Во-первых, учитель должен быть сам креативной личностью, для того чтобы знать в каком направлении работать с учащимися.
Во-вторых, положительный настрой учителя для установления контакта с учениками.
В-третьих, креативные задания должны соответствовать уровню подготовки и возрасту учеников.
В-четвёртых, использовать в меру необходимые информационно-коммуникационные технологии, т. к. даже при изучении английского языка ученики могут создавать креативные продукты своими руками.
В-пятых, участие учителя в ходе создания креативного продукта должно быть минимальным, т. к. ребёнок должен постараться пройти самостоятельно все стадии создания своей работы.
В-шестых, ученикам следует быть уверенными в хорошем результате своей деятельности.
Формы учебных и внеурочных занятий могут быть разнообразными, но цель для всех едина — это успех каждого ученика.
Креативная деятельность учащихся это: 1. составление рассказов;
2. конкурс сочинений;
3. письмо;
4. сочинение сказок;
5. рисунки учеников для составления монологов и диалогов;
6. исследовательские работы;
7. применение компьютерных программ для составления творческих работ; 8. игры, конференции;
9. интервью;
10. проекты;
11. организация экскурсий (проведение занятий вне класса и школы);
12. поделки.
На практике данные деятельности имеют свои учебные цели и задачи, но результат — это интенсивная языковая практика.
Сочинение сказок, сочинений, писем на английском языке развивает лексические и грамматические знания, умения и навыки всех видов речевой деятельности, да и чтение сказок полезно в любом возрасте, т. к. они воспитывают в человеке добро, дружелюбие, любовь к родной культуре, помогают лучше узнать традиции других стран. Ученики могут не только сочиняют свои сказки, но и придумывают свои сюжеты на всем хорошо известные произведения. Следует отметить, что если ученики самостоятельно выполняют задания в письменной форме, то этот действенный метод заставляет детей найти правильное написание слов в словаре, а это значит, что они более осмысленно запомнят орфографию, перевод и смысловое значение слов. Такая деятельность способствует развитию у детей мышления, памяти и внимания.
Привлечение учащихся к созданию творческих работ с использованием информационно-коммуникационных технологий делает процесс обучения интересным, расширяет познания за пределы темы, придаёт учебному процессу динамичность и привлекательность, дети получают удовлетворение от работы. Создание креативных продуктов с помощью современных информационных технологий под силу ученикам любого возраста. Исследовательская деятельность учащихся — это тот вид креативной деятельности, который даёт большие возможности попробовать себя в роли юных учёных. Такой вид деятельности формирует умения обобщать, систематизировать, применять теорию на практике и получать результаты исследования. Ученики, которые занимаются исследовательской деятельностью, приобретают опыт общения, публичного выступления, навыки исследования, учатся анализировать и обобщать полученные сведения. Выполнение исследовательских работ на разнообразные темы наглядно демонстрирует учащимся важность английского языка как средства, значительно расширяет знания о стране изучаемого языка, следовательно, способствует повышению мотивации к его изучению. Использование такого метода как рисунки для составления монолога или диалога, развивает воображение, а также дает возможность ученикам показать свои знания, полученные на других уроках или из личного опыта. Данная работа может быть организована индивидуально, в парах и группах. Организация экскурсий вне класса и школы позволяет ученикам отойти от традиционного проведения уроков и внеклассных мероприятий, т. к. сегодняшний день диктует необходимость говорить в ситуациях, которые приближены к реальным. Общение вне класса способствует развитию коммуникативных навыков учащихся.
Дети любого возраста любят творить что-то своими руками так называемые handmade creatures. Создание креативных творений можно применять на уроках и внеклассных мероприятиях по английскому языку. На таких занятиях роль учителя состоит в том, чтобы быть помощником, т. к. иногда ученики оказываются намного сообразительнее и креативнее чем учитель. Для того чтобы проводить такие уроки необходимо непросто сделать какую-то поделку, но понимать цель её назначения и применения. Важно помнить, что все действия должны проговариваться на английском языке, лексический материал зависит от ступени изучения. Например, подготовка к новогодним праздникам.
Применение креативной деятельности учащихся на уроках английского языка, как показывает практика, имеет только положительные тенденции. Ученики постоянно расширяют свои знания о культуре стран изучаемого языка, а также о культурном наследии родной страны, улучшают свои знания по предмету, что позволяет ученикам быть увереннее в использовании английского языка как на уроке, так и в других ситуациях.
Мне хотелось бы затронуть один вид креативного мышления: использование современных информационных технологий в обучении иностранного языка. Современные информационные технологии дают большие возможности для развития креативного мышления у школьников, способствуют развитию самостоятельной учебной деятельности, а также развитию мотивации к изучению языка, помогают учащимся ответить на вопросы, которые их интересуют. Я поддерживаю их стремление расширить кругозор об изучаемой стране, стремлению решить вопросы, которые возникают при изучении языка.
При изучении страноведческого материала у учащихся возникают часто вопросы: почему? Как? Но на эти вопросы не учитель просто даёт ответ, а учащиеся сами находят ответы с помощью интернета. Даже самые пассивные ученики включаются в работу по поиску ответа, на вопрос который возникает на уроке.
Мы сейчас проведём небольшой мастер – класс и попробуем тоже заинтересоваться и ответить на некоторые вопросы, которые могут возникнуть при изучении Великобритании.
The full name of the country is the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland.
It consists of four parts: England, Wales, Scotland and Northern Ireland.
England is the largest and the richest country of Great Britain.
The capital of England is London.
The symbol of England is the rose.
Why is the rose the symbol of England?
В Великобритании в течение долгих лет боролись за право управлять страной два рода, относящихся к королевской династии – Йорки и Ланкастеры. Символом дома первого рода была белоснежная роза, а второго – алая. Интересно, что белый цветок был гораздо более древним символом, чем красный. Алая роза Ланкастеров появилась только в период противостояния этого рода с Йорками – именно как своеобразный антипод белого цветка, подчеркнутое противопоставление ему.
В 1455 году длительная вражда семей перешла, наконец, в войну, продлившуюся 30 лет. Итогом всех кровопролитных сражений стала победа Ланкастеров. Корону получил Генрих VII, ставший основателем династии Тюдоров. Он и превратил в символ Англии белую розу, окаймленную красными лепестками – алый цвет, таким образом, стал главенствующим в эмблеме.
Scotland is a country in the north of Great Britain.
The capital of Scotland is Edinburgh.
The symbol of Scotland is the thistle.
Why is the tristle the symbol of Scotland?
...В древние времена викинги высадились на восточном побережье Шотландии с намерением захватить и ограбить страну. Скотты собрали все свои боевые силы и заняли расположение за рекой Тэй - крупной рекой в Шотландии, в месте, где имелся удобный брод. Так как скотты прибыли к вечеру, то измождённые после долгого перехода, разбили лагерь и расположились на отдых, считая что враг не станет наступать до следующего дня. Однако, с эти они промахнулись: викинги были рядом; не обнаружив охраны и часовых вокруг лагеря скоттов, викинги пересекли реку с намерением внезапно напасть. Они разулись, чтобы шуметь поменьше при передвижении к лагерю. Но вдруг один из викингов наступил на чертополох. От внезапной и острой боли он вскрикнул. Услышав крик, скотты подняли в лагере тревогу. Викинги вынуждены были отступить, а чертополох, в знак признательности за вот такую вот неожиданную помощь, шотландцы выбрали в качестве своей национальной эмблемы....
Wales is the country in the west of Great Britain.
The capital of Wales is Cardiff.
The symbol of Wales is the daffodil.
Why is the daffodil the symbol of Wales?
Святой Давид Небесный покровитель Уэльса - святой Давид - является реальной личностью. По одной из версий, он был сыном правителя Поуиса - средневекового королевства, занимавшего восточную часть Уэльса. Умер Давид 1 марта приблизительно в 590 году.
Почему символ Уэльса - нарцисс?
В XVIII веке валлийцы признали день Святого Давида своим национальным праздником. И, конечно, его начали отмечать весной - 1 марта, в день смерти святого. Во время праздничных фестивалей и уличных гуляний уэльсцы наряжаются в национальную одежду, к которой прикрепляют лук-порей и нарцисс. Нарциссы в Уэльсе зацветают 1 марта, поэтому жители считают, что это происходит специально в честь их любимого святого. Эти цветы символизируют зарождение новой жизни. К тому же на этой земле действительно произрастает очень много нарциссов, там можно увидеть целые поля этих красивых цветов.
Northern Ireland is situated in the north-east of the island of Ireland.
The capital of Northern Ireland is Belfast.
The symbol of Northern Ireland is the shamrock.
Why is the shamrock the symbol of Northern Ireland?
Святой Патрик, трилистник и Ирландия неразрывно объединены в национальной традиции, как и сам трёхглавый листочек зелёного клевера. Святой Патрик, покровитель ирландцев, их духовный наставник, в V веке немало поспособствовал христианизации населения острова. Всем хорошо известна легенда о том, как первосвященник объяснял язычникам кельтам, в большинстве своём крестьянам, смысл таинства Святой Троицы. Теологический вопрос был довольно сложен для понимания, тогда в качестве наглядности проповедник использовал трилистник.
Листочек с тремя округлыми лепестками – одно целое, и в то же время состоит из трёх частей так же, как и Единство Бога-отца, Сына и Святого Духа. Кружок в центре означает время, а пересекающиеся жилки-линии – вечность, и всё нераздельно соединено в Боге. Таким образом, священнику удалось адаптировать языческие представления к новому религиозному учению. Ведь ещё до приезда Патрика в Ирландию листочки малого клевера в качестве амулетов использовали языческие жрецы кельтов – друиды. Они считали, что в трилистнике заключён символ бесконечного жизненного цикла – жизнь, смерь и возрождение.
What is the national flower of Russia?
Ox-eye-daizy ромашка
Tartan cloth is very popular in Scotland.
What is the name of this skirt?
Этот наряд не совсем юбка, в привычном для нас понимании. Это плотная шерстяная ткань, которую сами шотландцы называют килт. Его появление датируется VII веком, когда малые и большие кланы воевали между собой. Килт очень удобен в использовании: он не промокаем и им можно укрываться вместо одеяла.
Такой материал нужен был для военных целей. Климат в Шотландии влажный, и брюки прилипали и мешали свободно передвигаться. Килт же, наоборот, быстро высыхает после дождя и не сковывает движения. В нем можно и в горные походы идти, и в бою участвовать. При необходимости килт можно сбросить и биться в одной рубашке. В те времена шотландские юбки для мужчин служили основным элементом одежды, ведь они позволяли свободно передвигаться по горной местности, которая характерна практически для всех регионов страны. Кроме того, болота и озера, изобилующие на исторических землях Шотландии, часто становились причиной намокания одежды, а мужская шотландская юбка длиной по колено спасала от этого.
У каждого клана имелась своя расцветка, которая называется «тартан». Тартан (цветовое количество узоров) показывало не только, кто из какого клана, но и социальное положение шотландца. Например, прислуге полагалось иметь один цвет, фермеру – два, офицер мог носить три цвета. Военачальнику разрешалось иметь пять, поэту – шесть, а вождю клана – семь цветов. Всего существовало 700 рисунков. Но на сегодняшний день осталась только знаменитая клетка.
Ношение килта сегодня– это дань традициям, истории, памяти о подвигах предков. Конечно, в повседневной жизни мужчины отдают предпочтение брюкам и джинсам, но девять из десяти шотландских женихов в день свадьбы надевают традиционный клетчатый килт, считающийся атрибутом мужественности и храбрости. В некоторых учреждениях юбка в клетку является обязательным элементом дресс-кода для мужчин.
It rains cats and dogs.
Самая распространенная версия: раньше крыши жилых домов покрывались в несколько слоев соломой, и для домашних животных это было единственное место, чтобы согреться. Поэтому многие собаки, кошки и другие мелкие животные часто забирались на крыши. Когда шел дождь, крыша становилась скользкой и порой животные падали оттуда. По этой же причине раньше так были распространены кровати с балдахинами: такая «крыша» над кроватью уберегала спящих, чтобы им на голову не свалилось что-нибудь неожиданное
Предполагают, что в свое время улицы британских городов были построены настолько плохо, что во время грозы и ливней происходили постоянные затопления, и гибло много кошек и собак. Выходя после стихии из своих домов, люди видели плавающие трупы, и полагали, что они упали с неба (как пресловутый дождь из лягушек).
Раньше верили, что кошки влияют на непогоду (особенно у моряков), а собаки были символами грозы, шторма и часто сопровождали изображение Одина, норвежского бога войны и повелителя бурь. Поэтому когда наступали особенно жестокие бури, люди полагали, что они вызваны кошками (приносящими дождь) и собаками (ветер).
TOWER OF LONDON
They say that London is the key to England and the Tower is the key to London.
Who lives in Tower of London?
What do you know about them?
Tower ravens
How many ravens live in Tower of London?
Тауэрские вороны это не просто птицы. Это один из самых главный и таинственных символов Британской Империи. По общеизвестной легенде самая влиятельная империя всех времен и народов напрямую зависит от тауэрских воронов. Согласно старинной легенде империя существует до тех пор, пока вороны живут в Тауэре. Вороны окружены почетом и уважением. Все они имеют имена. Сказать, что воронов уважают это ничего не сказать, к ним представлен специальный человек. Это один из иоменов. Стать иоменом может только человек, прослуживший не менее 22 лет в британской армии, причем только в ВВС и морской пехоте. Официальная история следующая.
Когда Джон Фламстед, астроном при дворе Чарльза II, делал замеры на Белой Башне, он столкнулся со стаей воронов, которые жили среди башен Тауэра. Разозленный, он обратился к королю, который приказал убить воронов. Однако, какой-то неизвестный предупредил Чарльза, что если вороны когда-либо исчезнут, Белая Башня рухнет, а вместе с ней и вся британская монархия и королевство. Чарльз, или кто-то другой из монархов, кто впервые услышал о легенде, очевидно, поверил в нее, поскольку приказал оставлять шестерых воронов на башне, а остальных убивать. С тех пор легенда расширилась, чтобы связать сначала судьбу Британской империи, а позже и Содружества с этими воронами. Учитывая их высокий статус, воронов теперь всячески приманивают, чтобы те не улетали, в частности обрезают им крылья.
Переводить английские идиомы не так просто. Это всегда трудно для учащихся, а в тоже время это широкое поле для размышления. Этой работой можно заняться на дополнительных занятиях. Попробуем перевести идиомы со словом book. Все знают перевод этого слова, но в идиомах перевод этого слова имеет не обычный оборот.
When she met her boyfriend, her life changed into a closed book
A closed book – что-то неизвестное или непонятное; тайна за семью печатями; действия и события, которые вы признавали, принимали, но они больше не происходят.
She is afraid chemistry is a closed book for her. – Она боится, что химия для нее – это самый непонятный предмет.
When she met her boyfriend, her life changed into a closed book. – Когда она познакомилась с парнем, ее жизнь стала тайной за семью печатями
An open book
Since that time I met you I know what you are thinking, I can read you like a book.
The oldest trick in the book
An open book – что-то или кто-то, что или кого можно легко понять, потому что нет никаких секретов.
Anna’s life was an open book. – Жизнь Анны была словно открытая книга.
To read someone like a book. – легко понимать мысли и чувства другого человека.
Since that time I met you I know what you are thinking, I can read you like a book. – С того момента, когда я встретила тебя, я знаю, о чем ты думаешь, я могу читать тебя, как открытую книгу.
The oldest trick in the book – нечестные действия, которые использовались много лет назад
By the book
Being at school he tried to do everything by the book.
To bring someone to book.
Two shoplifters were brought to the book after stealing goods from a jewelry shop.
To take a leaf out of someone’s book .
You should take a leaf out of Bob’s book.
By the book – прилежно следуя всем правилам, алгоритму, инструкции или системе выполнения каких-либо действий.
Being at school he tried to do everything by the book. – Находясь в школе, он пытался делать все по правилам.
To bring someone to book – ругать кого-либо, когда тот сделал что-либо неправильно, призывать к ответу, потребовав объяснений за неправильное поведение.
Two shoplifters were brought to the book after stealing goods from a jewelry shop. – Два вора были призваны к ответу после ограбления ювелирного магазина.
To take a leaf out of someone’s book – копировать чьи-либо действия, которые можно рассматривать как эталон или образец для подражания, перенимать идею.
Мозговой штурм.
1. Прочтите внимательно условие задания и предложите все возможные, в том числа и абсурдные гипотезы для ее решения. При выдвижении гипотез запрещается их критика.
2. Сделайте анализ предложенных гипотез и выберите те из них, которые наиболее вероятны.
Алгоритм работы.
Как провести исследование.
1. Запишите проблему исследования: что необходимо установить или доказать в процессе исследования.
2. Проведите изучение учебной и научно-популярной литературы по проблеме исследования и составьте конспект основных идей, которые можно использовать для решения проблемы.
3. Проведите анализ проблемы и предложите несколько гипотез для ее решения.
4. Проведите практическую проверку гипотез и сделайте выводы.
5. Составьте реферат по выполненному исследованию.