Цель мастер-класса:
Расширить знания педагогов в вопросах использования необычных техник в изобразительной деятельности детей.
Задачи мастер-класса:
- познакомить педагогов с приемами необычного рисования на примере выполнения работы в технике Эбру;
- донести до педагогов важность использования методов необычных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей;
-рассмотреть «Эбру» как один из видов искусства и его значение для развития ребенка;
-создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса.
Материалы: презентация, видеоролик, кубики «эбру», клеёнка, шкатулки(по количеству участников), краски «эбру», кисточки, шпажки, гребень, ангелочки (по количеству участников), раствор, поддоны- 5 шт, салфетки, перчатки.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я рада вам представить мастер-класс, тема «Техника нетрадиционного рисования «Эбру
и расскажу, как данная техника помогает мне увлечь ребёнка в мир изобразительного искусства.
Замираю, растекаюсь по поверхности,
Расцветаю, распускаюсь, без прикрас…
Начинается мой путь по неизвестности,
Я про эбру начинаю мастер-класс.
А сейчас внимание на экран:
- Послушайте, о чём говорят дети.
Видеоролик «Свойства воды» (загадки от детей)
- О чём идёт речь? Правильно о воде.
Как говорил мудрец Лао – Цзы : «Вода- самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твёрдого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.
А техника, с которой я вас познакомлю - это техника рисования на воде.
Прежде чем приступить к практической части, мне хочется познакомить вас с одной прекрасной легендой.
Давным-давно это было… Где-то на Востоке жила одна Волшебница, которая умела рисовать на воде. Радовала она простой народ своим дарованием. Бывало водицу прозрачную нальет, баночки с красками разноцветными откроет, кисточку в руки возьмет и давай красками на водицу брызгать. От тех брызг круги разноцветные на воде появляются. А потом она палочку острую деревянную или гребень стальной в руки берет и тут-то настоящее волшебство начинается…Круги разноцветные в цветы или волны превращаются. Но волшебство на этом не кончалось. После каждого рисунка на воде, Волшебница переносила его на белую бумагу или ткань, а иногда даже на керамическую посуду или поделки из дерева и кожи, стекла и металла.
Только имени своего Волшебница не помнила. И каких только имен ей не давали: «Пляшущая краска», «Облака и ветер», «Волнообразная бумага», «Плавающие чернила», «Мраморная живопись», «Дрейфующий песок».
Загрустила она, опечалилась и решила грусть свою дорогою развеять – отправилась Волшебница странствовать. Куда только она не заходила, где только не гостила… Была в Японии и Китае дошла до Индии и Пакистана, перешла в Персию и Иран, затем в Узбекистан и Туркистан. А когда попала в Турцию, вдруг явно услышала своё имя и поняла, что зовут её Эбру, что означает воздушные облака или искусство рисования на воде.
В практической части мастер-класса, я предлагаю вашему вниманию кубики эбру, которые помогли изготовить родители и воспитанники ДОУ. Форма куба изначально привлекательна и мотивирует детей на игровую деятельность, а когда дети видят на кубе «свои рисунки»- это двойная радость! Игра с помощью кубиков эбру открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения.
Рассказывание историй позволяет застенчивым детям быть более раскрепощенными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми. Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами,
Вариантов с кубиками эбру множество. Я предлагаю придумать интересную историю по предложенному алгоритму. Приглашаю к участию четырёх человек. Будем использовать 5 кубиков.
1 кубик- отвечает на вопрос КТО?
2 кубик — ГДЕ?
3 кубик- ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?
4 кубик — КТО ПОМОГ?
5 кубик — ЧЕМ ВСЕ ЗАВЕРШИЛОСЬ?
Каждому кубику, отвечающему на определённый вопрос, соответствует определённый рисунок (на кубике «ГДЕ?» изображены, например, космос, поляна, пустыня и др., на кубике «КТО?» — заяц, снеговик, рыбка и тд).
После того, как все 5 кубиков выложены на поле, один из игроков повторяет всю историю, опираясь на кубики.
Таким образом, используя алгоритм составления историй по кубикам эбру, мы помогаем и развиваем ребенка, стимулируя его на развитие связной речи, образного мышления, фантазии.
Овладев техникой эбру, я пришла к выводу, что данную технику можно использовать во всех видах деятельности.
И сегодня , в преддверии женского праздника, предлагаю украсить эти прекрасные шкатулки в технике эбру.
Займите пожалуйста места.
Выберите себе краску для фона два –три цвета и веерной кистью методом-набрызг над поверхностью воды стряхните краску-создайте фон.
После каждого цвета краски, обязательно промывайте кисть. Теперь выберите инструмент –(лучше шило) но в целях безопасности детей и экономии –пластмассовую шпажку или шпажку деревянную и приступаем «рисовать» фон. Проведите волнообразными движениями –слева на право и с права на лево по всей поверхности, или с верху вниз и снизу в верх, или круговыми движениями по всей поверхности.
Следующий шаг создание рисунка. Возьмите на кончике шпажки краску и, слегка касаясь поверхности, капните каплю –получится круг, если маленький, то добавьте в середину круга ещё краску. После каждого соприкосновения инструментом с поверхностью, надо вытирать салфеткой шпажку и брать краску вновь.
Следующий этап «рисуем» цветы проводим шпажкой от края круга к середине, деля его на лепестки, а затем край лепестка движением «наружу». Ну а теперь каждый может немного пофантазировать и дополнить свою работу, какими-нибудь элементами.
Итак, наш цветочный узор готов, а, чтобы его красота нам запомнилась, необходимо его сохранить. Поэтому мы превратимся в волшебников и перенесем свои фантазии на нашу шкатулочку.
Рефлексия: У всех получились прекрасные шкатулки. Я надеюсь мой мастер-класс понравился и будет полезен в дальнейшей работе.
Ребята детского сада передали вам ангелочков, расписанных в технике эбру.
В заключении хочется сказать:
Что может выразить душа,
То могут сделать руки.
В полете, внешне,
Чуть дыша
Мы сотворили чудо.
Мне остается поблагодарить вас за сотрудничество!
Спасибо!