СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс на тему: «Формирование картографических знаний на уроках истории».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс на тему: «Формирование картографических знаний на уроках истории».»

Тема: «Формирование картографических знаний на уроках истории».

«Историческое событие, ход которого я смогу провести по карте,

врезывается в мою душу гораздо прочнее

и вызывается из неё гораздо легче,

чем то, которое совершается…

в каких-то неопределённых пространствах»

К.Д. Ушинский


Цель: создать условия для полноценного проявления и развития педагогического мастерства участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.

Задачи:

-обобщить опыт работы по формированию картографических знаний у обучающихся;

-передать опыт работы путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

-провести совместную отработку методических подходов учителя – мастера и приемов решения поставленной в программе мастер –класса проблемы;

- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

  1. Презентация педагогического опыта педагога – мастера.

- Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри.

Развитие творчества, индивидуальности, интереса на наших уроках ярко проявляется при формировании пространственных представлений.

Тема нашего мастер – класса: «Формирование картографических знаний на уроках истории».

К.Д. Ушинский

«Историческое событие, ход которого я смогу провести по карте, врезается в мою душу гораздо прочнее и вызывается из неё гораздо легче, чем то, которое совершается… в каких-то неопределённых пространствах».

В последнее время в ОГЭ, ЕГЭ, ВПР мы сталкиваемся с заданиями на знание исторической карты, учащиеся должны определить по предложенной карте: век, правителя, города, события.

И у меня возник вопрос: «Как научить детей запоминать карты».

Из трех основных типов исторических карт — общих, обзорных и тематических сегодня превалируют последние. Тематические карты посвящены отдельным историческим событиям и явлениям. И это уже намного упрощает работу по картам.

Преодолению многих трудностей при ориентировании по карте способствует ряд методических приемов. Сегодня мы остановимся на некоторых.

  1. В 5 классе при заполнении контурных карт начинаем с приёма «наложения» карт. Сначала школьники, пользуясь картой в учебнике, надписывают географические ориентиры – моря, реки, горы и др., затем обводят государственные границы, обозначают страны, города.

  2. Начиная с 6 класса, выполняются более сложные задания, требующие нанести на карту маршруты военных походов, путешествий, районы восстаний, размещение полезных ископаемых.

Развитию пространственных представлений учащихся способствует одновременное применение карты и учебной картины.

  1. «Путешествие по карте»

  2. - Прием «живой» картой или «оживление» карты.

  3. - Составление легенды карты.

  4. - Игра «Собери карту»

  5. Символическая аппликация.

  6. «Юные картографы».


Но самым эффективным приемом развития пространственных представлений и формирование метапредметных умений является работа с контурными картами.

Ведь контурные карты – одно из средств практического обучения истории. Работа с ними способствует лучшему осмыслению и закреплению в памяти содержания исторической карты. Она содержит элементы творчества: выбор учениками цветных карандашей, определение размеров надписей, величина условных знаков, придумывание своих условных обозначений.

Контурные карты используются при изучении и закреплении нового материала на уроке, для отработки изученного на предыдущих уроках, в качестве проверочных работ. Возможны коллективные и индивидуальные формы работы.

Есть свои особенности работы с контурными картами. ?

Следует помнить, что большинство учеников 5 – 6 классов не могут быстро выполнять различные практические действия (писать, рисовать, закрашивать). Поэтому некоторые виды работ целесообразно предложить не всему классу, а отдельным ученикам.

Кроме того, на уроке можно сделать только часть работы, а другую часть рекомендовать школьникам в качестве домашнего задания.


  1. Представление системы приемов работы с картой.

Приступая к работе с контурными картами, необходимо разъяснить школьникам, как их заполнять. Для этого можно раздать учащимся памятки. (раздать памятки )

- Примеры самостоятельной работы учеников с картой.

- Алгоритм чтения исторической карты.

- Памятка работы с контурными картами.

- Критерии оценивания работы с контурной картой.


  1. Приемов работы множество, сегодня хотелось бы продемонстрировать вам те приемы, которые чаще всего использую на уроке.

              1. Игра «Собери карту» на время.

              2. Выполнение письменного задания используя карту.

              3. Теперь задание наоборот, используя данные таблицы, подпишите названия племен восточных славян на территории их расселения.

              4. Расположите ниже перечисленные объекты с Севера на Юг, покажите города на карте и объясните, что их связывает.


Как вы видите, в каждом классе можно применять различные виды деятельности как с картой, так и с контурной картой в зависимости от уровня его подготовленности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что в основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает важнейшим фактором повышения эффективности достижения учащимися метапредметных результатов, умений и формирования различных компетенций.

V. Рефлексия

-Уважаемые коллеги, мой мастер-класс подошел к концу.

- На столах у вас смайлики, я вам буду очень благодарна, если вы подарите мне их вместе с тем настроением, которое осталось после мастер- класса.


















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Юмашево

муниципального района Чекмагушевский район

Республики Башкортостан












Выступление на РМО

учителей истории и обществознания,

мастер – класс

«Формирование картографических

знаний на уроках истории»






Учитель истории:

Дусеева Венера Валерьевна










2018 год




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!