СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер- класс на тему: "Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своем мастер - классе я предлагаю разные технологии развития критического мышления, которые я применяю на своих уроках.

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс на тему: "Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе".»

Технологии развития критического мышления

на уроках в начальной школе.

Из опыта работы.

1 слайд. Технология РКМ предлагает для выбора целый веер стратегий, приёмов и методов, но этот перечень не закрыт, и учитель вполне может использовать те приёмы, к которым он привык, которые он считает наиболее эффективными. Технология развития критического мышления предполагает гуманистический подход к обучению, в противоположность авторитаризму, предполагает личностную вовлеченность обучающегося в процесс учения: ученик в нём инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его любознательность поощряется.

2 слайд. Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно ориентированная направленность. Данная технология – один из способов превратить учение в личностно ориентированное. Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.

3 слайд. Основа ТКМ

Трехфазная структура урока:

  1. Вызов

  2. Осмысление

  3. Рефлексия

Некоторые технологии можно применять на разных этапах урока. Рассмотрим более подробно предлагаемые технологии.

4 слайд. Я расскажу вам о тех технологиях, которые я применяю на уроках.

Практическое применение приемов ТРКМ

  1. Некоторые приёмы стадии «Вызова»:

« Кластер», « Корзина идей», «Верные и неверные утверждения».

  1. Слайд. Кластер – это объединение нескольких элементов в единое целое.

 Кластер используется нами на разных этапах урока:

- в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;

- на этапе ознакомления с новым материалом или для  закрепления его – для структурирования этого материала;

- на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.



6 слайд. Например, на уроке математики, при актуализации знаний учащихся, я предлагаю ребятам составить кластер по теме: Задача. Данный прием помогает учащимся соблюдать эти критерии при решении. Составлять краткое условие, записывать решение, ответ.

Задача

  • Условие

  • Вопрос

  • Решение

  • Ответ

7 слайд. На уроке литературного чтения, при изучении темы: Басни Ивана Андреевича Крылова – 2 урок изучения данной темы, на этапе обобщения, я применила технологию «Кластера», где ключевым словом является слово басня. Ребятам необходимо было назвать основные особенности басен (небольшой размер, иносказательность, поучительность, назвать автора басен И.А.Крылов и т.д.)

Литературное чтение: 2 класс Басни Крылова

8 слайд. Рассмотрим применение кластера на уроке окружающего мира по теме: «Воздух».

Вывод:

  • использование такой формы работы, как составление кластера, помогает учащимся:

  • актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме;

  • стать основой для составления связного высказывания в научном стиле;

  • запомнить теоретический материал по теме.



Слайд 9. «Корзина идей» - это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Иногда собираем «корзину» устно. При этом формируются коммуникативные УУД.

Корзина идей

10 слайд. На уроке русского языка в начале урока я предлагаю ребятам высказать свои идеи о том, чему мы учимся на уроке русского языка, чему мы должны научиться, ребята закидывают идеи, например:

  • учиться красиво писать;

  • учиться грамотно писать, без ошибок;

  • учить словарные слова;

  • грамотно строить предложения;

  • учиться писать под диктовку;

В конце урока, я обращаюсь к корзине и мы вспоминаем те идеи, которые были затронуты на уроке.



11 слайд. На уроке математики, также ребята предлагают идеи, в конце подводят итог, если какая - то идея не выполнена, я могу задать домашнее задание на эту тему: например по математике, была предложена идея: сравнивать, но на уроке не была затронута данная тема, я задала домашнее задание именно по теме сравнение.

12. слайд. Пример, на уроке окружающего мира.

Данный прием использую как с заготовками, то есть заранее продумываю что могут предложить ребята, либо в групповой форме, каждая группа пишет свои идеи и затем обсуждение каждой группы.

Корзина может быть в виде картинке на доске, на экране в виде картинки, либо в презентации, по усмотрению учителя. Может быть как также и в устной форме. Важное условие – повторяться нельзя, учащиеся учатся слушать и слышать друг друга.

Окружающий мир: 2 класс

13 слайд. Стадия «Осмысления»

Приемы:

  • Инсерт

  • Зигзаг

  • Таблицы

14 слайд. Мы рассмотрим прием «Инсерт». Инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.



15 слайд. На уроке окружающего мира, на стадии «Осмысления» дети ищут ответ на вопрос: Как ухаживать за комнатными растениями?

Самостоятельно читают статью в учебнике.

- Во время чтения текста они делают на полях пометки:

«V» - уже знал;

«+» - новое для меня;

«-» - думал иначе;

«?» - не понял, есть вопрос.

После прочтения, учитель задает вопросы: идет проверка понимания и первичное закрепление.

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Данный прием можно применять и письменно, на листочках.

Данная работа может проводиться как индивидуально, так и в группе, в паре.

Прием требует от ученика внимательного прочтения текста.

Естественно, что на первых порах учащимся трудно будет анализировать текст, записывать не абзацами, а тезисно. Но это не повод отказываться от нового. Начинайте с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» — «узнал новое», затем усложняйте работу с текстом. Инсерт — прием критического мышления, который можно применять и в начальной школе, подготавливая учащихся к осмыслению больших текстов. 

16 слайд. Фото

17 слайд. 3 этап- этап - рефлексии. Приемы:

«Кластер», «Шесть шляп», «Ромашка Блума», «Синквейн», «Рафт».

Я расскажу о ромашке блума и шесть шляп.

  1. Слайд. Ромашка Блума. Автор Бенджамин Блум. Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем любого предмета, но и учителем начальных классов.

Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных школьников с этим, не редко, возникают большие проблемы.  Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы?  Перефразируя высказывание Элисон Кинг можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить».

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.

«Ромашка Блума» помогает научить  детей задавать вопросы.  

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1.  Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику  возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова –придумай….

5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….

6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова –поделись…





19 слайд. Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 класс

Тема: Растения.

Простой

Где используются растения?

Оценочный

Правильно ли я понял, что без растений на планете не будет жизни?

Объясняющий

Почему нужно заботиться о растениях?

Практический

Что нужно делать, чтобы растения не попадали в Красную книгу?

Творческий

Что было бы, если на Земле не было растений?

Уточняющий

Какие виды растений ты знаешь?



  1. Слайд. Приём «Шесть шляп».

Метод «Шесть шляп мышления», разработан доктором медицины и психологии Оксфордского университета Эдвардом де Боне, крупнейшим специалистом с мировым именем в области творческого и концептуального мышления, автором 64 книг, переведенных на 35 языков мира, доктором медицины и психологии, руководителем Центра по изучению мышления Оксфордского университета.

Технология и использованный метод «Шесть шляп» ориентированы на:

  • Воспитание культуры обмена мнениями

  • Развитие навыков упорядоченного мышления, ориентированного на умения работать с информацией.

Данный метод позволяет детям с разным уровнем речевого развития чувствовать себя комфортно и оценивать себя адекватно, быть соавтором уроков.

Метод «Шляпы мышления» как раз и предназначен для повышения эффективности взвешенного типа мышления.

Почему именно шляпы? Вот как на этот вопрос ответили сами дети: «Шляпа прикрывает голову, а значит наши мысли».

«Человек, выходя из дома, может надеть то одну шляпу, то другую. Также когда он говорит, он должен думать, правильно выражать свои чувства, как бы надевать разные шляпы».

А вот как это объясняет Эдвард де Боне: « Шесть шляп позволят нам «дирижировать оркестром своих мыслей». Меняя шляпу, мы сможем придать своим мыслям нужное направление, «нужное звучание». Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления».





21 слайд.



22 слайд.

Предмет: окружающий мир

Тема: «Растения»

Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

- Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

1 группа. Белая шляпа.

- С помощью энциклопедий и атласа - определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.

2 группа. Жёлтая шляпа.

- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?

3 группа. Чёрная шляпа.

-Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.

Используйте материал учебника на стр.76-78

4 группа. Красная шляпа.

- Подумайте, какое эмоциональное состояние

вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?

5 группа. Зелёная шляпа.

- Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше

и краше?

6 группа. Синяя шляпа.

- Обобщите высказывания других групп.

23 слайд. Вывод

Данную технологию можно применять в различных ситуациях, как на уроках, так и в процессе воспитательной работы с детьми. Предлагаемый метод универсален с точки зрения возрастных границ, его можно применять и при работе с педагогами. Хочется отметить, что эффективность любого урока определяется не только тем, что учитель пытается дать детям, а прежде всего тем, что именно он взял в процессе обучения. Учеником можно назвать не того, кого учит учитель, а того, кто у него учится.



ТРКМ позволяют развивать у учащихся умение:

  • работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;

  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

  • есть возможность повторения, усвоения материала;

  • усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);

  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

  • появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;

  • обостряется любознательность, наблюдательность;

  • дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

  • письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;

  • в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;

  • развивает активное слушание;

  • исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;

  • предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!