РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СУОЯРВСКИЙ РАЙОН"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 7 «Родничок» г. Суоярви.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
мастер – класс на тему:
«Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методики
Савенкова А.И.»
Подготовила
воспитатель высшей категории
Гончарова Анна Гранитовна
Февраль
2022 г.
Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению методикой
исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с понятием «исследование»;
2. Углубить знания педагогов о методике проведения исследований в дошкольных учреждениях, на основе методики, разработанной А.И.Савенковым.
3. Выявить и обыграть основные этапы данной методики с участниками мастер-класса.
Оборудование: проектор, ноутбук, красные и синие квадратики (для распределения по командам), две папки (красная и синяя) с карточками с символическим изображением
«методов исследования», две баночки с солью и сахаром, два стакана с водой, две мерные ложечки, три лупы (одна для проведения рефлексии) ручки, карандаши, фломастеры, листы бумаги, толковый словарь О. Даля.
Ход мастер-класса:
1 этап мастер-класса – подготовительно-организационный:
Здравствуйте, коллеги!
(Слайд 1) Внимание на экран…Вопрос, какая надпись должна быть вместо знака «вопрос».
Выпускник ДОУ.
(Слайд 2) Правильно. Это те целевые ориентиры, которые устанавливает ФГОС дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования. И все пункты данной схемы – это исследовательские умения и навыки дошкольников.
Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем дошкольного образования.
Мы должны понимать что, для того чтобы избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у них продуктивные формы мышления.
(Слайд 3) Но как это сделать? Какие методы выбрать? Какие условия для этого необходимы?
В прошлом году мы попали на семинар Петрозаводского Центра развития образования, где нас познакомили с «Методикой проведения учебных исследований в детском саду», автором которой является Савенков Александр Ильич. Именно с ней я хочу вас познакомить.
2 этап мастер-класса – основной.
(Слайд 4) И так, тема моего мастер-класса
«Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методики Савенкова А.И.»
(Слайд 5) Для начала давайте уточним, что же такое исследование?
Исследование - бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу,
не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они, для него или
других людей, полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не
была. Исследование - творчество в чистом виде.
Предлагаемая Савенковым методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности. От определения проблемы, до представления и защиты полученных результатов.
Для того чтобы познакомить детей с методикой потребуется 1—2 фронтальных тренировочных занятия, для проведения которых группу лучше разделить на подгруппы по 10—13 человек.
«Тренировочные занятия»
Подготовка к занятиям:
(Слайд 6) Для занятий необходимы карточки с символическими изображениями «методов исследования»: на тыльной стороне каждой карточки словесное обозначение каждого метода и карточки с рисунками, обозначающими темы возможных детских исследований.
Кроме того, надо приготовить ручки, карандаши, фломастеры и небольшие листочки бумаги для фиксации детьми, полученной в ходе исследования, информации.
Не будут лишними, также атрибутика (в нашей группе это «Очки знаний»)
Проведение занятия:
Для того чтобы показать детям как вести себя на каждом из этапов исследовательского поиска надо выделить на добровольных началах пару наиболее активных ребят. Желательно подобрать детей энергичных, активных, с хорошо развитой речью.
Они вместе с педагогом будут выполнять главную работу исследователей от первого до последнего этапа, все остальные дети на первых занятиях будут участвовать как активные помощники.
1. Выбор темы
(Слайд 7) Шаг первый — выделенная нами пара «исследователей» определяет тему своего исследования. Для того чтобы дети смогли это сделать, предложить им заготовленные карточки с различными изображениями — темами будущих исследований.
После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме — выбирают ту или иную карточку.
2. Составление плана исследования
(Слайд 8) Объясним исследователям, что их задача - получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования и подготовить о нем сообщение — небольшой доклад
Начнем с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале?» «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?»
В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют методы исследования, последовательность его проведения и необходимо выложить карточки с обозначением методов:
• «подумать самостоятельно».
• «спросить у другого человека»
• «наблюдение и эксперимент».
• «узнать из книги»
• «посмотреть в компьютере»
• «обратиться к специалисту».
3. Сбор материала
(Слайд 9) Используемое на этом этапе пиктографическое письмо позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус, температура и т. п.).
4. Обобщение полученных данных
(Слайд 10) На этом этапе необходимо выделить главные идеи, отметить второстепенные, а затем и третьестепенные.
5. Доклад.
При проведении учебных исследований, сообщить об усвоенном важно, прежде всего, тому, кто это сообщение подготовил.
После выступления исследователей — завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.
После освоения общей схемы деятельности, можно перейти к другому варианту организации этой работы — (Слайд 11) самостоятельной исследовательской практике детей. Теперь каждый ребенок сам будет проводить собственное исследование.
Вновь понадобятся карточки с изображениями тем для будущих исследований, специальная «папка исследователя» на каждого ребенка группы и неограниченное количество маленьких листочков бумаги и ручку.
На этом этапе в активный исследовательский поиск вовлекаются
все участники занятия. В ходе занятия дети должны иметь полную свободу перемещений по группе.
Выбрав тему, каждый ребенок получает специальную «папку исследователя», листочки для сбора информации и ручку, карандаш и фломастеры. План исследования в данном случае проговаривать необязательно, т. к. он изложен и уже зафиксирован на кармашках папки.
Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок начинает действовать самостоятельно: включается в собственный исследовательский поиск. Задача педагога — выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.
Как только подготовлены первые сообщения, детей можно собрать и усадить для прослушивания докладов.
Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы с использованием методики Савенкова А.И. нам необходимо разделиться на две группы. Вам предстоит самостоятельно выполнять работу.
Я вам предлагаю вам подойти к столу, за которым вы будете работать (Те у кого синие квадратики идут к столу, где синяя папочка, а те, у кого красные квадратики – к столу, где красная папочка). На столе, в баночках лежит таинственное вещество. Вам необходимо исследовать, что это за вещество, используя методику Савенкова (для этого у вас на столах лежат папочки исследователей и листы бумаги для фиксирования информации) и рассказать нам о нем.
Доклад.
Как только информация обобщена, взрослые – ученые выбирают докладчика и он делает сообщение.
РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
- Уважаемые коллеги,
У меня в руках лупа, рабочий инструмент каждого исследователя. Сейчас, передавая этот инструмент, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- как можно использовать данную методику в вашей работе,
- что бы вы применили в своей практике.
Спасибо за вашу активность. (Слайд 12) Кого заинтересовала данная методика, материал можно найти в блоге на моем сайте. (Слайд 13) Спасибо всем за внимание.