Все в твоих руках!
Методы и приемы рефлексии
на уроках химии
Учитель химии МБОУ Школа №4
Ленинского района г.Уфа
Мустаева Лейсан Миннимухаматовна
Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
- Познакомить с понятием “ рефлексия ” .
- Дать представление о классификации рефлексии.
- Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.
- Актуальность темы обусловлена тем, что современный этап развития образования требует качественного изменения подходов к определению его содержания, а также форм учебно-познавательной деятельности обучающихся. В основе формирования новой парадигмы образования лежит идея развития личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
- Особую значимость в данной теме приобретает то, что умение рефлексировать включено в число учебно-познавательных компетенций согласно ФГОС обязательных для овладения обучающимися.
Рефлексия (от латинского слова reflexio – обращение назад) - это способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими людьми, и строить свое поведение с учетом возможных реакций. В педагогическом энциклопедическом словаре рефлексия трактуется как размышление, самонаблюдение, самоанализ.
Цель рефлексии для ученика: приучить к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Классификация рефлексии: 1. рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2. рефлексия деятельности; 3. рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
«Три лица»
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
«Пейзаж»
«Букет
настроения»
«Комплимент»
«Острова»
«Настроение в ритме»
Рефлексия деятельности
«Яблоня»
«Мои ответы» «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный; «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный; «| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный; «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный; «0» - не ответил.
«Анкета»
- 1. На уроке я работал
- 2. Своей работой на уроке я
- 3. Урок для меня показался
- 4. За урок я
- 5. Мое настроение
- 6. Материал урока мне был
- 7. Домашнее задание мне кажется
- Хорошо/плохо
- доволен / не доволен
- коротким / длинным
- не устал / устал
- стало лучше / стало хуже
- понятен / не понятен
- полезен / бесполезен
- интересен / скучен
- легким / трудным
Рефлексия содержания учебного материала
интересно
Прием «чистой доски»
- Тема урока: «Планеты солнечной системы»
- Вопросы:
- 1. Какие планеты относятся к планетам земной группы?
- 2. Какие планеты имеют свои спутники?
- 3. Какая планета вращается в обратном направлении в солнечной системе?
1.Манометр. 2.Жидкостный, металлический. 3.Измеряет, уточняет, работает. 4.Служит для измерения давления. 5.Прибор.
.«Подбор стихотворения»
И любо мне, и сладко мне,
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко – и верится, и плачется,
И мир в моей груди,
И так легко, легко.
Дремотою обвеян я –
О, время, погоди!
И с отвращением читаю жизнь свою,
Я трепещу и проклинаю.
И горько жалуюсь. И горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
А.Пушкин
Земля дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.
И.Тургенев
Прием «Высота успеха»
Таким образом, в рефлексии открывается не только способность человека «познавать свою умственную деятельность так же, как мы познаем внешние нам предметы», но и как способность, характеризуется тем, что человек уже «не просто знает, а знает, что знает». Рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность и осознавать своё состояние.
Спасибо за внимание!