Подготовил музыкальный руководитель :
Ермак Л. В.
МБДОУ детский сад № 33 «Светлячок»
Мастер-класс по теме:
«Народные игры как средство формирования
у детей чувства сопричастности к традициям родного края»
"Вешняя, бодрая, вечная, добрая, Трактором вспахана, счастьем засеяна -Вся на глазах она С юга до севера!
Родина милая, Родина русая, Мирная-мирная русская - русская…"
В. Семернин.
Моя Родина
Для ребенка Родина - это близкие люди и прежде всего мама. Это дом, в котором он живет, улица, где играет с друзьями, его школа, окружающая природа. Это те сказки, которые он слышит и считает интересными и красивыми, ибо так считают уважаемые им взрослые и сверстники. От того, что он видит и слышит в детстве, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему миру. Поэтому система начального воспитания и образования должна предусматривать формирование у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины
Ознакомление с музыкальным искусством
Одним из направлений ознакомление детей с народным творчеством своей Родины является музыкальное искусство. Классическое наследие как академической, так и фольклорной музыки формирует личность, творчески ее развивает, учит детей видеть и переживать красоту. Музыка, особенно народная, в процессе воспитания отличается от других предметов тем, что ей доступно передавать непосредственное движение человеческой жизни, она способна воплотить в себе дух эпохи, характер нации. Необходимо помнить, что и классическая музыка, и многие из современных направлений музыкального искусства выросли из народной культуры.
Ознакомление с музыкальным искусством
Поэтому так необходимо на занятиях музыки вспомнить об истоках музыкальной культуры, вернуть утерянное из народных традиций, обрядов, из самобытного творчества певцов, баянистов и ударно-шумовых оркестров той или иной местности.
Ознакомление с музыкальным искусством
Первые впечатления об этом возникают при использовании в педагогическом процессе понятных и близких детям потешек, попевок, закличек, плясовых мелодий, игровых песенок, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. В них также прослеживается поклонение человека труду - в тех промыслах и занятиях, которые свойственны данной местности; есть элементы нравственного и эстетического воспитания. Все это близко эмоциональной, жаждущей двигательной активности, натуре ребенка. Его личность развивается и формируется в деятельности. И игра является фундаментальной ее основой.
Народная игра
Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили, что именно детские игры помогают зримо представить седую старину. Многое из того, что было характерно для быта, с веками исчезло, но кое-что сохранилось лишь в детских играх
Передача накопленного опыта, знаний, умений от взрослых к детям осуществлялась раньше преимущественно в семьях, поэтому в основе народной педагогики лежит, прежде всего, семейная педагогика. Дети в семье считались предметом всеобщего поклонения. Уклад жизни русской семьи был таков, что ребенок, подрастая и находясь в орбите постоянной заботы со стороны взрослых, не тяготился ею, так как ему всегда оставлялось поле для самостоятельной деятельности. Детская среда, к которой приобщался ребенок, по мере взросления отличалась особенностями своего уклада, в котором бытовали многочисленные игры, развлечения, праздники. Подчиненные смене времени года большинство из них составило детский народный календарь. Сообразно явлениями природы и трудовым процессам происходила смена циклов детской жизнедеятельности, каждый из которых насыщался интересными, разнообразными, традиционно устоявшимися формами: пестрыми забавами, первыми посильными делами в поле и семье. Так в ребенке постоянно поддерживалось ощущение радостной перспективы его бытия, неразрывно связанного с жизнью общества и природы.
Таким образом, наши предки посредством организации игровой деятельности передавали молодому поколению сложившиеся в течение веков трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия об окружающем мире и взаимоотношениях поколений.
Через игры формируется детское художественно - образное мышление. Они способствуют развитию самостоятельности, творческой активности .
Анализируя народные игры, Г.В.Плеханов пришел к выводу, что с точки зрения отдельного лица игра старше утилитарной деятельности. Она - средство подготовки к труду, копирование деятельности взрослых с целью овладения ею. Культурно-педагогический феномен игры заключается в том, что благодаря своей синтетической природе, она вбирает в себя многие стороны различных видов деятельности ребенка, выступая в его жизни многогранным явлением:
игра - потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда;
игра - игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют;
игра - путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию;
игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы
межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.
- продукт игры - наслаждение ее процессом, а конечный результат - развитие реализуемых в ней способностей.
Таким образом, мы можем сказать, что народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. Посредством народной игры ребенок входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений. Народные игры в какой-то степени и по сей день являются школой жизненного опыта, накопленного предыдущими поколениями. Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Подвижные народные игры - это наше детство, детство наших родителей, наших бабушек и дедушек. Кто не помнит неизменных пряток, жмурок, догонялок, салочек? Игры эти заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Проводятся они обычно на свежем воздухе на открытой площадке. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарѐм. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
Цель работы: приобщение детей к народной культуре народов России посредством подвижных народных игр.
Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать следующие задачи:
- знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции;
- развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения;
- способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.
Проведение народных игр на празднике
«Казачьи посиделки»
Народные игры в НОД
Педагог, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Подводя итог выше сказанному, отмечу что, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения .
Спасибо за внимание!