СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс на тему «Народные игры как средство формирования у детей чувства сопричастности к традициям родного края»

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация полезна для педагогов дошкольных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс на тему «Народные игры как средство формирования у детей чувства сопричастности к традициям родного края»»

Подготовил музыкальный руководитель :  Ермак Л. В. МБДОУ детский сад № 33 «Светлячок» Мастер-класс по теме: «Народные игры как средство формирования у детей чувства сопричастности к традициям родного края»

Подготовил музыкальный руководитель :

Ермак Л. В.

МБДОУ детский сад № 33 «Светлячок»

Мастер-класс по теме:

«Народные игры как средство формирования

у детей чувства сопричастности к традициям родного края»

"Вешняя, бодрая, вечная, добрая, Трактором вспахана, счастьем засеяна -Вся на глазах она С юга до севера!

Родина милая, Родина русая, Мирная-мирная русская - русская…"

В. Семернин.

Моя Родина  Для ребенка Родина - это близкие люди и прежде всего мама. Это  дом, в котором он живет, улица, где играет с друзьями, его школа, окружающая  природа. Это те сказки, которые он слышит и считает интересными и красивыми,  ибо так считают уважаемые им взрослые и сверстники. От того, что он видит и  слышит  в  детстве,  зависит  формирование  его  сознания  и  отношения  к  окружающему  миру.  Поэтому  система  начального  воспитания  и  образования  должна  предусматривать  формирование  у  ребенка  чувств  сопричастности  традициям  и  духовным  ценностям  Родины

Моя Родина

Для ребенка Родина - это близкие люди и прежде всего мама. Это дом, в котором он живет, улица, где играет с друзьями, его школа, окружающая природа. Это те сказки, которые он слышит и считает интересными и красивыми, ибо так считают уважаемые им взрослые и сверстники. От того, что он видит и слышит в детстве, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему миру. Поэтому система начального воспитания и образования должна предусматривать формирование у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины

Ознакомление с музыкальным искусством  Одним из направлений ознакомление детей с народным творчеством  своей  Родины  является  музыкальное  искусство.  Классическое  наследие  как  академической,  так  и  фольклорной  музыки  формирует  личность,  творчески  ее  развивает, учит детей видеть и переживать красоту. Музыка, особенно народная, в  процессе  воспитания  отличается  от  других  предметов  тем,  что  ей  доступно  передавать  непосредственное  движение  человеческой  жизни,  она  способна  воплотить  в  себе  дух  эпохи,  характер  нации.  Необходимо  помнить,  что  и  классическая  музыка,  и  многие  из  современных  направлений  музыкального  искусства  выросли  из народной  культуры.

Ознакомление с музыкальным искусством

Одним из направлений ознакомление детей с народным творчеством своей Родины является музыкальное искусство. Классическое наследие как академической, так и фольклорной музыки формирует личность, творчески ее развивает, учит детей видеть и переживать красоту. Музыка, особенно народная, в процессе воспитания отличается от других предметов тем, что ей доступно передавать непосредственное движение человеческой жизни, она способна воплотить в себе дух эпохи, характер нации. Необходимо помнить, что и классическая музыка, и многие из современных направлений музыкального искусства выросли из народной культуры.

Ознакомление с музыкальным искусством Поэтому так необходимо на занятиях музыки вспомнить об истоках  музыкальной  культуры,  вернуть  утерянное  из  народных  традиций,  обрядов,  из  самобытного творчества певцов, баянистов и ударно-шумовых оркестров той или  иной  местности.

Ознакомление с музыкальным искусством

Поэтому так необходимо на занятиях музыки вспомнить об истоках музыкальной культуры, вернуть утерянное из народных традиций, обрядов, из самобытного творчества певцов, баянистов и ударно-шумовых оркестров той или иной местности.

Ознакомление с музыкальным искусством Первые  впечатления  об  этом  возникают  при  использовании  в  педагогическом процессе понятных и близких детям потешек, попевок, закличек,  плясовых мелодий, игровых песенок, которые так богаты жизнелюбием, добрым  юмором,  оптимизмом  и  неиссякаемой  энергией  русского  народа.  В  них  также  прослеживается поклонение человека труду - в тех промыслах и занятиях, которые  свойственны  данной  местности;  есть  элементы  нравственного  и  эстетического  воспитания.  Все  это  близко  эмоциональной,  жаждущей  двигательной  активности, натуре ребенка. Его личность развивается и формируется в деятельности. И игра  является  фундаментальной  ее  основой.

Ознакомление с музыкальным искусством

Первые впечатления об этом возникают при использовании в педагогическом процессе понятных и близких детям потешек, попевок, закличек, плясовых мелодий, игровых песенок, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. В них также прослеживается поклонение человека труду - в тех промыслах и занятиях, которые свойственны данной местности; есть элементы нравственного и эстетического воспитания. Все это близко эмоциональной, жаждущей двигательной активности, натуре ребенка. Его личность развивается и формируется в деятельности. И игра является фундаментальной ее основой.

Народная игра Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа,  приглядитесь, как и чем играют его дети. Игра сопровождает человека с колыбели.  Ученые давно заметили, что именно детские игры помогают зримо представить  седую  старину. Многое из того, что  было характерно для быта, с веками исчезло,  но  кое-что  сохранилось лишь в  детских  играх

Народная игра

Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили, что именно детские игры помогают зримо представить седую старину. Многое из того, что было характерно для быта, с веками исчезло, но кое-что сохранилось лишь в детских играх

Передача накопленного опыта, знаний, умений от взрослых к детям осуществлялась раньше преимущественно в семьях, поэтому в основе народной педагогики лежит, прежде всего, семейная педагогика. Дети в семье считались предметом всеобщего поклонения. Уклад жизни русской семьи был таков, что ребенок, подрастая и находясь в орбите постоянной заботы со стороны взрослых, не тяготился ею, так как ему всегда оставлялось поле для самостоятельной деятельности. Детская среда, к которой приобщался ребенок, по мере взросления отличалась особенностями своего уклада, в котором бытовали многочисленные игры, развлечения, праздники. Подчиненные смене времени года большинство из них составило детский народный календарь. Сообразно явлениями природы и трудовым процессам происходила смена циклов детской жизнедеятельности, каждый из которых насыщался интересными, разнообразными, традиционно устоявшимися формами: пестрыми забавами, первыми посильными делами в поле и семье. Так в ребенке постоянно поддерживалось ощущение радостной перспективы его бытия, неразрывно связанного с жизнью общества и природы.

Таким  образом,  наши  предки  посредством  организации  игровой  деятельности  передавали  молодому  поколению  сложившиеся  в  течение  веков  трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия об окружающем мире и  взаимоотношениях поколений.  Через игры формируется детское  художественно - образное  мышление.  Они  способствуют  развитию  самостоятельности, творческой  активности .

Таким образом, наши предки посредством организации игровой деятельности передавали молодому поколению сложившиеся в течение веков трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия об окружающем мире и взаимоотношениях поколений.

Через игры формируется детское художественно - образное мышление. Они способствуют развитию самостоятельности, творческой активности .

Анализируя народные игры, Г.В.Плеханов пришел к выводу, что с  точки зрения отдельного лица игра старше утилитарной деятельности. Она  -  средство  подготовки  к  труду,  копирование  деятельности  взрослых  с  целью  овладения ею. Культурно-педагогический феномен игры заключается в том, что  благодаря  своей  синтетической  природе,  она  вбирает  в  себя  многие  стороны  различных  видов  деятельности  ребенка,  выступая  в  его  жизни  многогранным  явлением:

Анализируя народные игры, Г.В.Плеханов пришел к выводу, что с точки зрения отдельного лица игра старше утилитарной деятельности. Она - средство подготовки к труду, копирование деятельности взрослых с целью овладения ею. Культурно-педагогический феномен игры заключается в том, что благодаря своей синтетической природе, она вбирает в себя многие стороны различных видов деятельности ребенка, выступая в его жизни многогранным явлением:

игра  -  потребность  растущего  ребенка:  его  психики,  интеллекта,  биологического фонда; игра - игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и  развиваются,  потому  что  играют; игра - путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в  обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру  прошлого,  настоящего  и  будущего,  повторение  социальной  практики,  доступной  пониманию; игра -  свобода  самораскрытия,  саморазвития  с  опорой  на  подсознание,  разум  и творчество.  игра  -  главная  сфера  общения  детей;  в  ней  решаются  проблемы межличностных  отношений,  совместимости,  партнерства,  дружбы,  товарищества.  В  игре  познается  и  приобретается  социальный  опыт  взаимоотношений  людей. - продукт игры - наслаждение ее процессом, а конечный результат - развитие  реализуемых  в  ней способностей.

игра - потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда;

игра - игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют;

игра - путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию;

игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы

межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.

- продукт игры - наслаждение ее процессом, а конечный результат - развитие реализуемых в ней способностей.

Таким образом, мы можем сказать, что народная игра – это одно из  средств  сохранения  и  передачи  общечеловеческих  ценностей  и  традиций  народа.  Посредством  народной  игры  ребенок  входит  в  социум,  осваивает  нравственный,  трудовой  и  эстетический  опыт  предыдущих  поколений.  Народные игры в какой-то степени и по сей день являются школой жизненного  опыта,  накопленного  предыдущими  поколениями.  Народные  игры  как  жанр  устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны  сделать  их  достоянием  наших  детей.

Таким образом, мы можем сказать, что народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. Посредством народной игры ребенок входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений. Народные игры в какой-то степени и по сей день являются школой жизненного опыта, накопленного предыдущими поколениями. Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Подвижные народные игры -  это наше детство, детство наших  родителей, наших бабушек и дедушек. Кто не помнит неизменных пряток, жмурок,  догонялок,  салочек?  Игры  эти  заставляют  много  двигаться  и  требуют  находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Проводятся они обычно на свежем  воздухе  на  открытой  площадке.  Детские  игры  многообразны,  это  игры  с  игрушками,  игры  с  движениями,  игры-состязания,  игры  с  мячом  и  другим  спортивным инвентарѐм. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их  естественная  потребность,  это  способ  познания  окружающего. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения  точны  и  образны,  часто  сопровождаются  неожиданными  веселыми  моментами,  заманчивыми  и  любимыми  детьми  считалками,  жеребьевками,  потешками.  Они  сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют  ценнейший,  неоспоримый игровой  фольклор.

Подвижные народные игры - это наше детство, детство наших родителей, наших бабушек и дедушек. Кто не помнит неизменных пряток, жмурок, догонялок, салочек? Игры эти заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Проводятся они обычно на свежем воздухе на открытой площадке. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарѐм. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Основным  условием  успешного внедрения  народных подвижных игр в  жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение  обширным  игровым  репертуаром,  а  также  методикой  педагогического  руководства. Цель  работы: приобщение  детей  к  народной  культуре  народов  России  посредством  подвижных  народных игр. Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать  следующие задачи: знакомить  с  народными  праздниками,  входящими  в  русский  народный  календарь;  с  историей  их  возникновения;  воспитывать  желание  перенимать  и  хранить  народные традиции; развивать  координацию  движений,  мышечный тонус,  артистические  умения; способствовать  развитию  инициативы,  организаторских  и  творческих  способностей.  

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

Цель работы: приобщение детей к народной культуре народов России посредством подвижных народных игр.

Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать следующие задачи:

  • знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции;
  • развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения;
  • способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.

 

Проведение народных игр на празднике «Казачьи посиделки»

Проведение народных игр на празднике

«Казачьи посиделки»

Народные игры в НОД

Народные игры в НОД

Педагог, творчески используя игру как эмоционально-образное  средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного  выполнения  игровых  действий.  Народные  игры  в  комплексе  с  другими  воспитательными  средствами  представляют  собой  основу  начального  этапа  формирования  гармонически  развитой  личности,  сочетающей  в  себе  духовное  богатство, моральную  чистоту  и  физическое  совершенство. Подводя итог выше сказанному, отмечу что, включая  народную  игру  в  учебно-воспитательный  процесс,  педагог ненавязчиво,  целенаправленно  вводит  детей  в  мир  народной  культуры, обучая  детей  культуре  общения .

Педагог, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Подводя итог выше сказанному, отмечу что, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения .

  Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!