Мастер класс
Учитель - это человек, на которого возложена особая миссия: явить обществу нового гражданина. Поэтому Учитель сегодня - спутник ребенка, его наставник, проводник в большую жизнь.
Я верю, что стране нужны люди, любящие Родину. Что в настоящее время воспитание гражданина и патриота - первоочередная государственная задача. Поэтому я выбрала главным направлением своей деятельности как учителя, классного руководителя патриотическое воспитание. Определяя патриотизм как любовь к Родине, я даю ребятам возможность прикоснуться к памятным страницам истории Отечества, своего края, рода, семьи. Результат своей работы я вижу в том, чтобы мои ученики твёрдо усвоили важную истину: человек без патриотизма и чувства гражданственности, по сути, не имеет своей страны. Родина, как и мать, даётся только раз в жизни. Родина – дом человека.
Слайд2 Тема : «Патриотическое воспитание как средство формирования активной гражданской позиции обучающихся»
Суть авторской идеи состоит в том, чтобы посеять и вырастить в душе обучающихся семена любви к родной природе, к родному краю, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству
В этом направлении я работаю практически на протяжении всей своей педагогической деятельности, но на сегодняшний день переосмысление целей и задач гражданско-патриотического воспитания привело меня к созданию своей системы педагогической работы по формированию патриотического самосознания подростков.
Слайд 3
В мою систему работы прочно вошли такие формы организации деятельности, как классные часы-практикумы, игровая деятельность, круглый стол, вечер, тематический диспут, конкурсы, стный журнал, уроки мужества.
Огромное значение в патриотическом воспитании обучающегося являются экскурсии по историческим местам, встречи с ветеранами войны, знаменитыми земляками, заочные путешествия по боевым местам. Слайд 4.
И сегодня я хочу познакомить Вас с некоторыми аспектами моей работы. Одна я врядли справлюсь, поэтому мне нужны помощники. Я прошу принять участие в моем мастер классе. Для этого мы создадим три творческие группы. Первую группу мы сформируем из учеников 10 класса, вторую из родителей, а третью из жюри.
Итак начнем. Предлагаю Вам сразу же посмотреть на экран. (5минут)
Видеоролик «Я люблю Россию».(3 минуты)
Скажите, правда, грандиозные кадры, вызывают дрожь и гордость за свою великую Родину? Кто же праславляет нашу Родину? Совершенно верно мы с вами. Мы – граждане России. Так все таки как воспитать гражданина? Давайте попробуем сделать это вместе. (3 минуты)
Слайд 5. Но делать это будем по особенному и по семейному. Мы с Вами будем создавать семейный альбом. Ведь на дворе масленица и сегодня второй день масленичной недели, который называется «Заигрыши». В этот день по русским традициям продолжались игры, начатые в понедельник, а вечерами за большим столом собиралась вся семья. Так и нас всех, собравшихся сегодня, можно назвать одной большой семьей. Чтобы конкретнее определить роли в нашей большой и дружной семье, мы объединимся в три группы.
ДЕТИ
РОДИТЕЛИ
ГОСТИ
Когда семья собирается вместе это самые счастливые моменты, И эти моменты всегда остаются в нашей памяти. И сегодня наша задача создать фотоальбом нашего мастер класса «Я люблю тебя Россия!».
С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, слышу щебетанье птиц, чувствую как солнечные лучи проникают в комнату. Я открываю глаза и вижу начало нового дня. Для меня Родина-это аромат сирени, посаженной руками моих родителей. У каждого из нас при слове Родина возникают вполне конкретные образы, ассоциации.
Дорогие участники, вот Ваше первое задание.
Каждой группе (паре) я даю задание составить ассоциативный ряд к слову Родина.
(З минуты)
Первая группа подбирает «слова-ассоциации» к Слову Родина, вторая группа – «слово-ассоциация на каждую букву» к слову «Смоленск», третья – «Кардымово»- слова ассоциации . На выполнение этого задания у Вас 3 минутки.
А пока наши участники готовятся, мы уважаемые зрители поиграем в игру «Продолжи фразу»
Нет места милее родного дома. (Цицерон)
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители — тому пример. (Себастьян Брант)
Нет в мире краше Родины нашей
Тот герой, кто за Родину горой.
Человек без Родины, что семья без земли.
Чужбина – калина, родина – малина.
Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
Наши группы готовы давайте посмотрим, что же у нас получилось. Ответы участников.
-Что для вас, вашей судьбе и жизни означает Родина? (Ответы вывешиваются на доску).
В выполнении следующего задания вам помогут стихотворения.Ваша задача составить портрет граждани на, патриота и конечно наших земляков)
Гражданин!
Нет, не титул наследный,
а гордое званье:
В нём и совесть и честь,
И родного народа признанье.
Гражданин!
Путь твой пламенно прям
В раскалённости нынешних
дней.
Нелегко стать мужчиной,
Гражданином стать –
много трудней!
(Т. Абдрахманова.)
Подумайте и решите, какими качествами должен обладать гражданин России? Посоветуйтесь, на листах бумаги маркерами напишите качества личности гражданина-патриота.
Ковалёва Е. Стихотворение «Быть патриотом…»
Быть патриотом… Что же это значит?
А это значит Родину любить.
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять.
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.
Прочитав стихотворение, завершите незаконченное предложение
Патриот – человек, который
любит_____________________________________________________________
хранит___________________________________________________________
уважает__________________________________________________________
переживает_____________________________________________________
Свой-чужой опознователь,
Внутри каждого из нас.
По манерам, речи, платью,
Мы своих узнаем враз.
На чужбине земляка,
Узнаём в толпе любой.
Лишь взглянув издалека,
Понимаем сразу — свой.
Что-то в нём есть не такое,
То, что скажет нам — он свой!
Что-то есть в нём нам родное,
Не сольётся он с толпой.
Марковцев Ю.
Задание прочтите внимательно отрывок стихотворения и выполните задания к ним.
Назовите наших земляков (Кардымово).Как Вы думаете можем ли мы назвать их патриотами нашей Родины?
Ну что ж пока наши творческие группы готовятся, мы с вами немного поработаем.
Есть очень хорошая цитата. «Хочешь изменить мир – начни с себя». И я хочу с вас уважаемые коллеги, начать решать проблему. Вытаскивая листочки, вы будете отвечать на вопросы:
«Когда в последний раз я… »
- испытывали гордость за свою страну;
- сделали что – то хорошее для своего родного края;
- испытывали гордость за свой народ;
- соблюдали обычаи своего народа;
- отстаивали честь своей Родины или знаете таких людей;
- были участником или свидетелем проявления милосердия и сострадания;
- посадили дерево.
Ведущий: Мне очень приятно, что в зале собрались мои единомышленники.
Выслушиваем ответы, вывешиваем фото на стенд. Посмотрите, какой замечательный фотоальбом у нас получается. Вот мы с вами честно для себя признались, что мы действительно гордимся своей страной и что, только от нас зависит процветание нашей страны.
Всем нам в нашей жизни освещает путь яркое солнце, всем нам дарит оно тепло. Родина нам –как солнце, оно нам дарит свет, тепло и радость. Когда мы с вами находимся на чужбине, за границей, то нам кажется, что солнце зашло за тучи. И согревает нас только мысль о скором возвращении домой. Сейчас я предлагаю вам поиграть еще в одну игру.
Игра называется: «Солнце Родины».
Пред вами солнце, которое освещает нашу жизнь на нашей Земле. Давайте честно ответим на вопрос: «Что мы можем сделать чтобы наша Родина процветала? Ответы мы запишем на солнечных лучах.
Задание: Запишите обязанности гражданина.
РАБОТА С ЗАЛОМ
Пока участники на площадках готовятся к диалогу. Я хочу обратиться к залу..Все мы являемся гражданами Российской Федерации. У нас есть не только обязанности, но и права. Вот сейчас мы и проверим хорошо ли вы знаете свои права. Игра по рядам 1,2,3. Победителю бурные аплодисменты
игра «Угадай право».
Всего то навсего Вам необходимо сопоставить данные права с фрагментом из песни.
1. Итак, звучит первая мелодия (Я на солнышке лежу) для первой команды.
Какое право обозначено в данной песне?- право на отдых.
2. Внимание, звучит песня для команды (В траве сидел кузнечик). Как вы
думаете, о каком праве идет речь в данной песне? – право на жизнь.
3. Звучит песня для первой команды (По секрету всему свету расскажу)-
право на распространение информации.
4. Следующая песня (Буквы разные писать)- право на образование
5. Еще одна мелодия для первой команды (А может быть ворона) - право на
собственное мнение.
Что мы можем сделать чтобы наша Родина процветала?
Седьмой этап – рефлексия. Здесь учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях. Прием «ладошки».
Учитель: Ладошку поближе к себе положи, мастер классу разумный итог подведи.
Каждый палец – это такая позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец - для меня было важно и интересно…
Указательный палец – мне было трудно…
Средний палец – Я сегодня смог(ла)…
Безымянный палец – Я узнал(а)
Мизинец - Моё предложение..
Вот и подошли к концу наши семейные посиделки. Как настоящая хозяйка я не могу отпустить гостей просто так. И как вы уже догадались главным угощением на Масленицу издавна были блины!!!