СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер -класс «Патриотическое воспитание как средство формирования активной гражданской позиции обучающихся»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка мастер-класса

Просмотр содержимого документа
«Мастер -класс «Патриотическое воспитание как средство формирования активной гражданской позиции обучающихся»»

Мастер класс

Учитель - это человек, на которого возложена особая миссия: явить обществу нового гражданина. Поэтому Учитель сегодня - спутник ребенка, его наставник, проводник в большую жизнь.

Я верю, что стране нужны люди, любящие Родину. Что в настоящее время воспитание гражданина и патриота - первоочередная государственная задача. Поэтому я выбрала главным направлением своей деятельности как учителя, классного руководителя патриотическое воспитание. Определяя патриотизм как любовь к Родине, я даю ребятам возможность прикоснуться к памятным страницам истории Отечества, своего края, рода, семьи. Результат своей работы я вижу в том, чтобы мои ученики твёрдо усвоили важную истину: человек без патриотизма и чувства гражданственности, по сути, не имеет своей страны. Родина, как и мать, даётся только раз в жизни. Родина – дом человека.

Слайд2 Тема : «Патриотическое воспитание как средство формирования активной гражданской позиции обучающихся»

Суть авторской идеи состоит в том, чтобы посеять и вырастить в душе обучающихся семена любви к родной природе, к родному краю, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитаниявоспитания чувства любви к Отечеству

В этом направлении я работаю практически на протяжении всей своей педагогической деятельности, но на сегодняшний день переосмысление целей и задач гражданско-патриотического воспитания привело меня к созданию своей системы педагогической работы по формированию патриотического самосознания подростков.

Слайд 3

В мою систему работы прочно вошли такие формы организации деятельности, как классные часы-практикумы, игровая деятельность, круглый стол, вечер, тематический диспут, конкурсы, стный журнал, уроки мужества.

Огромное значение в патриотическом воспитании обучающегося являются экскурсии по историческим местам, встречи с ветеранами войны, знаменитыми земляками, заочные путешествия по боевым местам. Слайд 4.

И сегодня я хочу познакомить Вас с некоторыми аспектами моей работы. Одна я врядли справлюсь, поэтому мне нужны помощники. Я прошу принять участие в моем мастер классе. Для этого мы создадим три творческие группы. Первую группу мы сформируем из учеников 10 класса, вторую из родителей, а третью из жюри.

Итак начнем. Предлагаю Вам сразу же посмотреть на экран. (5минут)

Видеоролик «Я люблю Россию».(3 минуты)

Скажите, правда, грандиозные кадры, вызывают дрожь и гордость за свою великую Родину? Кто же праславляет нашу Родину? Совершенно верно мы с вами. Мы – граждане России. Так все таки как воспитать гражданина? Давайте попробуем сделать это вместе. (3 минуты)

Слайд 5. Но делать это будем по особенному и по семейному. Мы с Вами будем создавать семейный альбом. Ведь на дворе масленица и сегодня второй день масленичной недели, который называется «Заигрыши». В этот день по русским традициям продолжались игры, начатые в понедельник, а вечерами за большим столом собиралась вся семья. Так и нас всех, собравшихся сегодня, можно назвать одной большой семьей. Чтобы конкретнее определить роли в нашей большой и дружной семье, мы объединимся в три группы.

  1. ДЕТИ

  2. РОДИТЕЛИ

  3. ГОСТИ

Когда семья собирается вместе это самые счастливые моменты, И эти моменты всегда остаются в нашей памяти. И сегодня наша задача создать фотоальбом нашего мастер класса «Я люблю тебя Россия!».

С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, слышу щебетанье птиц, чувствую как солнечные лучи проникают в комнату. Я открываю глаза и вижу начало нового дня. Для меня Родина-это аромат сирени, посаженной руками моих родителей. У каждого из нас при слове Родина возникают вполне конкретные образы, ассоциации.

Дорогие участники, вот Ваше первое задание.

Каждой группе (паре) я даю задание составить ассоциативный ряд к слову Родина.

(З минуты)

Первая группа подбирает «слова-ассоциации» к Слову Родина, вторая группа – «слово-ассоциация на каждую букву» к слову «Смоленск», третья – «Кардымово»- слова ассоциации . На выполнение этого задания у Вас 3 минутки.

А пока наши участники готовятся, мы уважаемые зрители поиграем в игру «Продолжи фразу»

  • Нет места милее родного дома. (Цицерон)

  • «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители — тому пример. (Себастьян Брант)

  • Нет в мире краше Родины нашей

  • Тот герой, кто за Родину горой.

  • Человек без Родины, что семья без земли.

  • Чужбина – калина, родина – малина.

  • Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.


Наши группы готовы давайте посмотрим, что же у нас получилось. Ответы участников.

-Что для вас, вашей судьбе и жизни означает Родина? (Ответы вывешиваются на доску).

В выполнении следующего задания вам помогут стихотворения.Ваша задача составить портрет граждани на, патриота и конечно наших земляков)
Гражданин!
Нет, не титул наследный, 
а гордое званье:
В нём и совесть и честь,
И родного народа признанье.

Гражданин!
Путь твой пламенно прям
В раскалённости нынешних 
                        дней.
Нелегко стать мужчиной,
Гражданином стать –
                        много трудней!
(Т. Абдрахманова.)

Подумайте и решите, какими качествами должен обладать гражданин России? Посоветуйтесь, на листах бумаги маркерами напишите качества личности гражданина-патриота.


Ковалёва Е. Стихотворение «Быть патриотом…»

Быть патриотом… Что же это значит?

А это значит Родину любить.

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять.

Быть лучшей частью русского народа,

Которую не смог никто подмять.

Прочитав стихотворение, завершите незаконченное предложение 
Патриот – человек, который 
любит_____________________________________________________________ 
хранит___________________________________________________________ 
уважает__________________________________________________________ 
переживает_____________________________________________________


Свой-чужой опознователь,

Внутри каждого из нас.

По манерам, речи, платью,

Мы своих узнаем враз.


На чужбине земляка,

Узнаём в толпе любой.

Лишь взглянув издалека,

Понимаем сразу — свой.


Что-то в нём есть не такое,

То, что скажет нам — он свой!

Что-то есть в нём нам родное,

Не сольётся он с толпой.


Марковцев Ю.

Задание прочтите внимательно отрывок стихотворения и выполните задания к ним.

Назовите наших земляков (Кардымово).Как Вы думаете можем ли мы назвать их патриотами нашей Родины?

Ну что ж пока наши творческие группы готовятся, мы с вами немного поработаем.

Есть очень хорошая цитата. «Хочешь изменить мир – начни с себя». И я хочу с вас уважаемые коллеги, начать решать проблему. Вытаскивая листочки, вы будете отвечать на вопросы:

«Когда в последний раз я… »

испытывали гордость за свою страну;

- сделали что – то хорошее для своего родного края;

- испытывали гордость за свой народ;

- соблюдали обычаи своего народа;

- отстаивали честь своей Родины или знаете таких людей;

- были участником или свидетелем проявления милосердия и сострадания;

- посадили дерево.

Ведущий: Мне очень приятно, что в зале собрались мои единомышленники.

Выслушиваем ответы, вывешиваем фото на стенд. Посмотрите, какой замечательный фотоальбом у нас получается. Вот мы с вами честно для себя признались, что мы действительно гордимся своей страной и что, только от нас зависит процветание нашей страны.

Всем нам в нашей жизни освещает путь яркое солнце, всем нам дарит оно тепло. Родина нам –как солнце, оно нам дарит свет, тепло и радость. Когда мы с вами находимся на чужбине, за границей, то нам кажется, что солнце зашло за тучи. И согревает нас только мысль о скором возвращении домой. Сейчас я предлагаю вам поиграть еще в одну игру.

Игра называется«Солнце Родины».

Пред вами солнце, которое освещает нашу жизнь на нашей Земле. Давайте честно ответим на вопрос«Что мы можем сделать чтобы наша Родина процветала? Ответы мы запишем на солнечных лучах.



Задание: Запишите обязанности гражданина.

РАБОТА С ЗАЛОМ
Пока участники на площадках готовятся к диалогу. Я хочу обратиться к залу..Все мы являемся гражданами Российской Федерации. У нас есть не только обязанности, но и права. Вот сейчас мы и проверим хорошо ли вы знаете свои права. Игра по рядам 1,2,3. Победителю бурные аплодисменты

игра «Угадай право».

Всего то навсего Вам необходимо сопоставить данные права с фрагментом из песни.

1. Итак, звучит первая мелодия (Я на солнышке лежу) для первой команды.

Какое право обозначено в данной песне?- право на отдых.

2. Внимание, звучит песня для команды (В траве сидел кузнечик). Как вы

думаете, о каком праве идет речь в данной песне? – право на жизнь.

3. Звучит песня для первой команды (По секрету всему свету расскажу)-

право на распространение информации.

4. Следующая песня (Буквы разные писать)- право на образование

5. Еще одна мелодия для первой команды (А может быть ворона) - право на

собственное мнение.

Что мы можем сделать чтобы наша Родина процветала?

Седьмой этап – рефлексия. Здесь учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях. Прием «ладошки».

Учитель: Ладошку поближе к себе положи, мастер классу разумный итог подведи.

Каждый палец – это такая позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.


Большой палец - для меня было важно и интересно…

Указательный палец – мне было трудно…

Средний палец – Я сегодня смог(ла)…

Безымянный палец – Я узнал(а)

Мизинец - Моё предложение..

Вот и подошли к концу наши семейные посиделки. Как настоящая хозяйка я не могу отпустить гостей просто так. И как вы уже догадались главным угощением на Масленицу издавна были блины!!!