Мастер – класс учителя математики, Сультимовой Буда-Ханды Будажаповны.
Цель:
передача опыта по использованию технологии развития критического мышления в групповой работе на уроках математики.
Задачи:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу;
- стимулировать творческий и интеллектуальный потенциал;
- повышение интереса учащихся к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни;
Практическая значимость:
использование приёмов технологии развития критического мышления даёт возможность эффективно построить учебный процесс, повысить мотивацию обучающихся, активизировать мыслительную деятельность.
Ожидаемые результаты:
возможное использование учителями приемов технологии развития критического мышления на своих уроках;
Целевая аудитория: учителя школы
Материалы и оборудование:
-столы и стулья расставлены для работы в малых группах по 4 человека;
-конверты на столах;
-карточки с текстами.
Мы с Вами рассмотрим применение следующих приёмов:
на стадии Вызов - игра «Истина – Ложь»,
на стадии Осмысления - сочетание приёмов «Кластер» и «Решето», «Чтение текста с пометками», игра «Истина – Ложь»,
на стадии Рефлексии - «Синквейн», «Круги на воде».
Ход мастер-класса
1. Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу вас познакомить с теми приемами, которые использую на своих уроках. Попрошу вас представить себя учащимися класса на уроке геометрии. Тема урока «Квадрат».
2.Стадия Вызов, этап актуализации знаний.
Давайте мы с вами сыграем в игру «Истина - Ложь». Будьте внимательны, если утверждение-истинно, то хлопайте в ладоши, если ложно, то топайте ногами.
Истинно ли, что у квадрата все стороны равны?
Истинно ли, что сумма углов квадрата равна 360о?
Истинно ли, что диагонали квадрата перпендикулярны?
Истинно ли, что отрезок - это изображение квадрата?
Истинно ли, что квадрат может летать?
Спасибо.
Следующая стадия – Осмысление.
(приём «Кластер».)
Сейчас мы поработаем в группах. Проведем практическую работу.
(работа в группах-парах)
У Вас на столах лежат конверты с заданиями, достаньте их содержимое. Вам необходимо выполнить задание и заполнить схему –таблицу Кластер.
(Разделите все четырехугольники на две группы. По какому принципу вы это сделали? (параллелограммы и трапеции).
Параллелограммы – ещё на две группы (прямоугольники и ромбы)
Одна фигура может попасть и в одну группу, и в другую. Что это за фигура? (Квадрат).)
Итак . Сформулируйте тему урока. (Квадрат)
В результате работы составляется кластер, например,
А теперь сравните вашу схему с верной.
4. Приём «Чтение текста с пометками» (одновременно мы будем проводить физкультминутку). (Приложение3).
На столе у каждого есть листок с текстом. Вам нужно его прочитать. При этом – если информация вам известна, поставьте знак (+); если информация неизвестна в тексте ставьте знак-вопроса(?).
(обсуждение вопросов, которые возникли в ходе чтения текста:
1.Что вы уже знали?
2. Что для вас было новым?)
5.Для подведения итогов на стадии рефлексии мы воспользуемся приёмом «Синквейн» и «Круги на воде».
Я прошу вас составить в одной группе- синквейн; Правила написания синквейна:
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Оно является темой с инквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, которые относятся к теме синквейна;
На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которого учащиеся характеризуют тему в целом. Это могут быть крылатые выражения, пословицы, составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
На пятой строчке – слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы или выражает личное отношение учащегося к ней.
А во второй - применить прием «Круги на воде»:
ключевое слово записывается в столбик и на каждую букву пишем существительное или словосочетание по теме (ключевое слово-квадрат).
(Пример «Круги на воде»
К -кубики
В-вершины
А- алгебра
Д-диагональ
Р-ребро
А- анализ
Т-трапеция, точка, треугольник)
Учитель: Мы обучаем детей предмету-математика, это самый важный предмет, который они изучают и будут изучать. А мы, учителя, должны помочь им в достойном освоении этой дисциплины. Технология критического мышления помогает научить детей думать, анализировать, предлагать, критиковать и воспринимать критику, что имеет большое значение в жизни, деятельности и развитии человека и личности.
Спасибо за внимание!
Приложение 1(фигуры в конверте)
Приложение2
Приложение 3
Текст «Квадрат»
Что такое квадрат?
В геометрии: Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
В алгебре: Квадратом числа а называется произведение двух множителей, каждое из которых равно а, т.е.
=а *а
В других областях:
Дворовая игра с мячом;
Единица музыкального метра, равная 4,8, 16,32 тактам;
Разновидность джазовой импровизации
Какими свойствами обладает квадрат?
Все стороны квадрата равны, противоположные параллельны.
Все углы квадрата прямые.
Диагонали квадрата пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
Диагонали квадрата равны и взаимно перпендикулярны.
Диагонали квадрата делят углы пополам.
Дополнительные сведения о квадрате:
У квадрата четыре угла по 90⁰, значит, сумма углов квадрата равна 360⁰
9131- квадратный юбилей, так как 9131дней = 25 лет x 365 дней + 6 дней (високосный год)
В зависимости от того, в какой плоскости находится квадрат, он может быть изображен в виде отрезка.
С квадратом можно и поиграть: шахматы, оригами, магические квадраты и многое другое.
А, сделав из него самолетик, он может и полетать.