Л.Н.Толстой
«Когда мы читаем или созерцаем художественное произведение нового автора, основной вопрос, возникающий в нашей душе, всегда такой: «Ну-ка, что ты за человек?». Если же это старый, уже знакомый писатель, то вопрос уже не о том, кто ты такой, а «ну-ка, что можешь ты сказать мне ещё нового? С какой стороны теперь ты осветишь мне жизнь?»
По какой строчке должно построиться сочинение?
- проблема,
- комментарий к проблеме,
- позиция автора,
- собственное мнение,
- аргументация собственного мнения,
- вывод
Проблема текста
- это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения. Проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостояния, конфликта между желаемым и действительным.
Два товарища
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать, он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеется:
- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?
- А то он сказал мне, что плохие люди те, кто в опасности от товарищей убегает.
Л.Н.Толстой
Горькая вода
Толя с Витей возвращались домой из леса.
По дороге шла старушка с ведром воды. Видно было, что ей тяжело.
Витя побежал помогать старушке, а Толя прошёл мимо. Старушка от всего сердца благодарила мальчика.
Однажды Толя шёл с прогулки. Он захотел пить. Постучал в одну избу. Дверь открыла знакомая старушка. Она приветливо встретила Толю, дала воды. Мальчик покраснел. Он торопливо выпил воды и выбежал на улицу. Вода показалась ему горькой .
В.Осеева.
Встреча
Я был на охоте один. Высокие сосны, ели окружали меня. Вдруг на просеке я увидел мальчика. За плечами у него висло ружьё и сумка. Но в сумке была не убитая дичь. А книги.
Мы разговорились. Я узнал, что мальчик живёт в большой деревне. Он ходит в лес за три километра к бабушке. Она слепая. Мальчик читает ей книги.
ПРОБЛЕМАТИКА
- несколько проблем, затронутых в тексте.
Доктор Кох
Доктор Кох, в обязанности которого входило лечить обывателей небольшого городка, сидел за перегородкой, никого к себе не пускал и сам не выходил навстречу.
К нему приходили с насморком, с грыжей, с мигренью, с болью в животе. «Ступайте прочь, оставьте меня в покое!» - говорил он им, и на первый взгляд это казалось чудовищной бестактностью, жестокостью, возмутительным высокомерием. Обыватели в праве были возмущаться доктором, который не хочет лечить их грыжи и насморки.
Но однажды доктор вышел и вынес людям «палочку Коха».
(В.Солоухин).
Способы формулировки проблемы
1.Проблема (чего?) Род п. – Например, проблема товарищества, совести.
2.Проблема – вопросно-ответное единство. Например,
– Какую роль играет милосердие в жизни современного общества? Есть ли место добру и уважении в современном мире? Эти и другие вопросы волнуют автора текста…