СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер -класс по теме «Формирование УУД на уроках истории в 5 классе в условиях внедрения ФГОС ООО»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер -класс по теме «Формирование УУД на уроках истории в 5 классе в условиях внедрения ФГОС ООО»»

Мастер - класс « Формирование УУД на уроках истории в 5 классе в условиях внедрения ФГОС ООО»

Мастер - класс

« Формирование УУД на уроках истории в 5 классе в условиях внедрения ФГОС ООО»

Функции УУД Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Самостоятельно осуществлять деятельность учения Ставить учебные цели  Создавать условия для гармоничного развития личности на основе готовности к непрерывному образованию  Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей Формировать умения, навыки и компетентность в любой предметной области

Функции УУД

Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Самостоятельно осуществлять деятельность учения

Ставить учебные цели

Создавать условия для гармоничного развития личности на основе готовности к непрерывному образованию

Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей

Формировать умения, навыки и компетентность в любой предметной области

УУД развивает умение учиться – учить себя.

УУД развивает умение учиться – учить себя.

Коммуникативный  Личностный  Виды УУД Познавательный Регулятивный

Коммуникативный

Личностный

Виды УУД

Познавательный

Регулятивный

Личностные УУД обеспечивают умение учащихся соотносить поступки и события с принятыми принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственную сторону поведения, а также умение правильно ориентироваться в обществе.

Личностные УУД обеспечивают умение учащихся соотносить поступки и события с принятыми принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственную сторону поведения, а также умение правильно ориентироваться в обществе.

Приёмы: 1)Высказывание своего отношения, аргументация своей точки зрения.   Как ты думаешь, справедливо ли, что одна страна обеспечивает свое могущество за счет других?  Каким правилам древнегреческого воспитания ты бы следовал с удовольствием? Объясни, почему.

Приёмы:

1)Высказывание своего отношения, аргументация своей точки зрения.

Как ты думаешь, справедливо ли, что одна страна обеспечивает свое могущество за счет других?

Каким правилам древнегреческого воспитания ты бы следовал с удовольствием? Объясни, почему.

2) Применение заданий, направленных на умение представлять мотивы поступков людей, прошедших эпох. Как ты считаешь, какие чувства вызывали Висячие сады Семирамиды и Вавилонская башня у вавилонян и у покоренных народов?    Какие черты учения Будды привлекали жителей Индии? Представь, что ты выступаешь в Народном собрании в поддержку Демосфена, который призывает к войне с Македонией. Как ты будешь это делать?

2) Применение заданий, направленных на умение представлять мотивы поступков людей, прошедших эпох.

Как ты считаешь, какие чувства вызывали Висячие сады Семирамиды и Вавилонская башня у вавилонян и у покоренных народов?

Какие черты учения Будды привлекали жителей Индии?

Представь, что ты выступаешь в Народном собрании в поддержку Демосфена, который призывает к войне с Македонией. Как ты будешь это делать?

3) Применение заданий, направленных на умение определять нравственные оценки историческим событиям. Какие порядки древней Спарты тебе кажутся правильными, а что, напротив, вызывает негодование?  Представь, что ты окажешься на месте А. Македонского. Какими его поступками ты бы гордился, а каких – стыдился? Объясни свой ответ.

3) Применение заданий, направленных на умение определять нравственные оценки историческим событиям.

Какие порядки древней Спарты тебе кажутся правильными, а что, напротив, вызывает негодование?

Представь, что ты окажешься на месте А. Македонского. Какими его поступками ты бы гордился, а каких – стыдился? Объясни свой ответ.

Выполнение творческой работы Написание рассказа « Один день из жизни неприкасаемого». Написание эссе для сильных учеников на тему «Познакомившись с законами Хаммурапи, я …» Написание сочинения об Олимпийских играх « Пять незабываемых дней». Составление рассказа «Наставления опытного легионера римской армии новобранцу «Пусть век солдата быстротечен, но вечен Рим, но вечен Рим…» Составление рассказа « Один день из жизни римского сенатора».

Выполнение творческой работы

  • Написание рассказа « Один день из жизни неприкасаемого».
  • Написание эссе для сильных учеников на тему «Познакомившись с законами Хаммурапи, я …»
  • Написание сочинения об Олимпийских играх « Пять незабываемых дней».
  • Составление рассказа «Наставления опытного легионера римской армии новобранцу «Пусть век солдата быстротечен, но вечен Рим, но вечен Рим…»
  • Составление рассказа « Один день из жизни римского сенатора».
При формировании личностных УУД применяю следующие технологии:     Технология проблемного вопроса   Технология проектной деятельности Использование игровой технологии Технология смыслового чтения

При формировании личностных УУД применяю следующие технологии:

Технология проблемного вопроса

Технология проектной деятельности

Использование игровой технологии

Технология смыслового чтения

Регулятивные универсальные учебные действия – это умения, помогающие ОРГАНИЗОВАТЬ свою деятельность. Регулятивные УУД: Коррекция  Прогнозирование Целеполагание Контроль Оценка Планирование Волевая  саморегуляция

Регулятивные универсальные учебные действия – это умения, помогающие ОРГАНИЗОВАТЬ свою деятельность.

Регулятивные УУД:

Коррекция

Прогнозирование

Целеполагание

Контроль

Оценка

Планирование

Волевая саморегуляция

Приемы  целеполагания : Прием « Домысливание ».  Предлагаю тему урока и слова «помощники». -С помощью слов «помощников» сформулируйте цели урока: Выясним… Узнаем… Научимся… Проверим…

Приемы целеполагания :

Прием « Домысливание ».

Предлагаю тему урока и слова «помощники».

-С помощью слов «помощников» сформулируйте цели урока:

Выясним…

Узнаем…

Научимся…

Проверим…

Тема урока: «Как жили земледельцы и ремесленники Египта». 2. Прием «Тема – Вопрос». План действий: 1.Вспомнить, кто такие земледельцы и ремесленники.  2.Определить, чем занимались земледельцы и ремесленники Египта.  3.Выяснить условия жизни: где жили, чем питались, как одевались. Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Тема урока:

«Как жили земледельцы и ремесленники Египта».

2. Прием «Тема – Вопрос».

План действий:

1.Вспомнить, кто такие земледельцы и ремесленники.

2.Определить, чем занимались земледельцы и ремесленники Египта.

3.Выяснить условия жизни: где жили, чем питались, как одевались.

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

3. Постановка вопросов по теме и выход на задачи по теме «Города-государства Эллады». Примерный ответ:  Много ли городов-государств было в Древней Греции? Какое количество жителей в них проживало? Чем занимались жители в этих городах-государствах? Задание: В названии темы выделите ключевые слова и составьте к ним вопросы.

3. Постановка вопросов по теме и выход на задачи по теме «Города-государства Эллады».

Примерный ответ:

Много ли городов-государств было в Древней Греции?

Какое количество жителей в них проживало?

Чем занимались жители в этих городах-государствах?

Задание: В названии темы выделите ключевые слова и составьте к ним вопросы.

Средством формирования регулятивных УУД служат проблемно – диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений, технология проектного обучения.

Средством формирования регулятивных УУД служат проблемно – диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений, технология проектного обучения.

ЭТАПЫ Определение темы и конечного результата, распределение ролей в группе. Первый этап Регулятивные УУД – определение и формулирование цели своей деятельности. Второй этап Выполнение проекта. Регулятивные УУД – составление плана и планирование последовательности действий, принятие и сохранение цели работы, прогнозирование своей деятельности, проведение коррекции – внесение необходимых дополнений и корректив в план .

ЭТАПЫ

Определение темы и конечного результата, распределение ролей в группе.

Первый этап

Регулятивные УУД – определение и формулирование цели своей деятельности.

Второй этап

Выполнение проекта.

Регулятивные УУД – составление плана и планирование последовательности действий, принятие и сохранение цели работы, прогнозирование своей деятельности, проведение коррекции – внесение необходимых дополнений и корректив в план .

Этапы Третий этап Оформление проекта. Регулятивные УУД – умение сохранять цель работы, прогнозировать свою деятельность и контролировать. Четвертый этап Представление проекта. Регулятивные УУД - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, самооценивание и взаимооценивание .

Этапы

Третий этап

Оформление проекта.

Регулятивные УУД – умение сохранять цель работы, прогнозировать свою деятельность и контролировать.

Четвертый этап

Представление проекта.

Регулятивные УУД - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, самооценивание и взаимооценивание .

Информационные и исследовательские проекты для юных исследователей 5-ого класса Разделы курса истории Древнего мира Первобытный мир Древний Восток 1. Первобытный зоопарк. Древняя Греция 1. Загадки египетских пирамид.  1 . Знаменитые археологи: Артур Эванс, Генрих Шлиман. 2. Загадки первобытных рисунков. Древний Рим 2 . Как была раскрыта тайна иероглифов, (клинописи). 1. Загадочный народ этрусков.   2 . Была ли Троянская война? 3. Изобретения и открытия первобытных людей.  2. История Рима в крылатых выражениях. 3 . Библейские сказания в изобразительном искусстве.  3 . Спартанские афоризмы и высказывания.  3. Воины Древнего мира: боевые корабли, осадные орудия. 4. Наследие Древнего мира в нашей сегодняшней жизни.  4 . Великие мудрецы Древнего мира. 5 . Великие изобретения Древнего Востока.  4. Греческие и римские слова в современном русском языке.  5 . Мудрецы древности о правилась поведения.  5. Зрелища, возникшие в древности. 6. История письменности.

Информационные и исследовательские проекты для юных исследователей 5-ого класса

Разделы курса истории Древнего мира

Первобытный мир

Древний Восток

1. Первобытный зоопарк.

Древняя Греция

1. Загадки египетских пирамид.

1 . Знаменитые археологи: Артур Эванс, Генрих Шлиман.

2. Загадки первобытных рисунков.

Древний Рим

2 . Как была раскрыта тайна иероглифов, (клинописи).

1. Загадочный народ этрусков.

2 . Была ли Троянская война?

3. Изобретения и открытия первобытных людей.

2. История Рима в крылатых выражениях.

3 . Библейские сказания в изобразительном искусстве.

3 . Спартанские афоризмы и высказывания.

3. Воины Древнего мира: боевые корабли, осадные орудия.

4. Наследие Древнего мира в нашей сегодняшней жизни.

4 . Великие мудрецы Древнего мира.

5 . Великие изобретения Древнего Востока.

4. Греческие и римские слова в современном русском языке.

5 . Мудрецы древности о правилась поведения.

5. Зрелища, возникшие в древности.

6. История письменности.

Что включают в себя познавательные УУД? Познавательные действия Логические  Общеучебные Постановка и решение проблем

Что включают в себя познавательные УУД?

Познавательные действия

Логические

Общеучебные

Постановка и решение проблем

Познавательные УУД – это интеллектуальные умения, помогающие результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном обществе .

Познавательные УУД – это интеллектуальные умения, помогающие результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном обществе .

Проблемное обучение Педагогика сотрудничества Проектное обучение Технологии формирования познавательных универсальных действий. Информационно – коммуникативные технологии Игровые технологии Технология развития критического мышления технологии РКМЧП

Проблемное обучение

Педагогика сотрудничества

Проектное обучение

Технологии формирования познавательных универсальных действий.

Информационно – коммуникативные технологии

Игровые технологии

Технология развития критического мышления технологии РКМЧП

Прием «Тонкие вопросы» Какие приемы я использую для формирования познавательных УУД? Рассказ учителя о Перикле У Учащиеся заносят в тетрадь ответы на вопросы: Кто? Когда? Где? Кем был? Предполагаемая запись: Перикл. С 495 по 429 г. до н.э. Афины. Стратег, видный государственный деятель, аристократ.

Прием «Тонкие вопросы»

Какие приемы я использую для формирования познавательных УУД?

Рассказ учителя о Перикле

У

Учащиеся заносят в тетрадь ответы на вопросы: Кто? Когда? Где? Кем был?

Предполагаемая запись:

Перикл. С 495 по 429 г. до н.э. Афины. Стратег, видный государственный деятель, аристократ.

Прием «Толстые вопросы»  Вопросы учителя:  Предполагаемый ответ На Собрании присутствовали только граждане, а их было меньше. -А как вы думаете, были ли отрицательные стороны в Афинской демократии? Женщины не участвовали в управлении Афинами. -Дайте объяснения, почему? Законы защищали только граждан.

Прием «Толстые вопросы»

Вопросы учителя:

Предполагаемый ответ

На Собрании присутствовали только граждане, а их было меньше.

-А как вы думаете, были ли отрицательные стороны в Афинской демократии?

Женщины не участвовали в управлении Афинами.

-Дайте объяснения, почему?

Законы защищали только граждан.

Прием «Инсерт или условные знаки» Цель: активный поиск информации. Детям предлагается проработать текст, используя определенные условные значки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях. После прочтения текста, заполняют таблицу «Инсерт», где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносят сведения из текста. Этот прием работает на стадии осмысления . Анализ исторического текста. “ V” – уже знал “ +” – новое “ -” – думал иначе “ ?” – не понял, есть вопросы .

Прием «Инсерт или условные знаки»

Цель: активный поиск информации.

Детям предлагается проработать текст, используя определенные условные значки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях.

После прочтения текста, заполняют таблицу «Инсерт», где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносят сведения из текста. Этот прием работает на стадии осмысления .

Анализ исторического текста.

V” – уже знал

+” – новое

-” – думал иначе

?” – не понял, есть вопросы .

Прием «Верные и неверные утверждения» Приложение: Лист с сеткой для игры в «X» и «О» и список верных и неверных утверждений. После выполнения работы выясняют, у кого какие значки в клетках стоят. Не по всем утверждениям мнения совпадут… На стадии рефлексии возвращаемся к утверждениям, вносим изменения в сетку ответов. 1. Значительную часть Греции покрывают равнины. 2. Греция расположена на Балканском полуострове. 3. Тёплый климат. 4. Основная масса населения занимается земледелием. 5. Мелкие пересыхающие речки. 6. Нет городов.  и далее.

Прием «Верные и неверные утверждения»

Приложение: Лист с сеткой для игры в «X» и «О» и список верных и неверных утверждений.

После выполнения работы выясняют, у кого какие значки в клетках стоят. Не по всем утверждениям мнения совпадут…

На стадии рефлексии возвращаемся к утверждениям, вносим изменения в сетку ответов.

1. Значительную часть Греции покрывают равнины.

2. Греция расположена на Балканском полуострове.

3. Тёплый климат.

4. Основная масса населения занимается земледелием.

5. Мелкие пересыхающие речки.

6. Нет городов.

и далее.

Прием «Синквейн » .  Гомер Выдающийся, легендарный, Писал, слагал, сочинял. Создал «Илиаду» и «Одиссею». Древнегреческий поэт. Рабы в Древней Греции Дешевые, бесправные, Таскали, копали, расчищали. Греки ими управляли. Живое орудие труда. Перикл Целеустремленный, напористый, Убеждал, уговаривал, украшал. При нем Афины достигли наивысшего расцвета. Стратег.

Прием «Синквейн »

.

Гомер

Выдающийся, легендарный,

Писал, слагал, сочинял.

Создал «Илиаду» и «Одиссею».

Древнегреческий поэт.

Рабы в Древней Греции

Дешевые, бесправные,

Таскали, копали, расчищали.

Греки ими управляли.

Живое орудие труда.

Перикл

Целеустремленный, напористый,

Убеждал, уговаривал, украшал.

При нем Афины достигли наивысшего расцвета.

Стратег.

Проблемное обучение Цель - обучить самостоятельному решению проблем. При использовании проблемного обучения получают свое развитие такие УУД, как: Регулятивные Умение решать проблемы Умение вести диалог Коммуникативные Познавательные Умение извлекать информацию В случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора Личностные

Проблемное обучение

Цель - обучить самостоятельному решению проблем.

При использовании проблемного обучения получают свое развитие такие УУД, как:

Регулятивные

Умение решать проблемы

Умение вести диалог

Коммуникативные

Познавательные

Умение извлекать информацию

В случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

Личностные

Программа развития УУД на ступени основного общего образования  Задача основной школы : « Учить ученика учиться в общении» Задача начальной школы: «Учить ученика учиться» Задача должна быть трансформирована

Программа развития УУД на ступени основного общего образования

Задача основной школы :

« Учить ученика учиться в общении»

Задача начальной школы:

«Учить ученика учиться»

Задача должна быть трансформирована

Коммуникативные действия обеспечивают: 1) Учет позиций других людей-партнеров по общению или деятельности; 2) Умение объединяться в группы; 3) Строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные действия

обеспечивают:

1) Учет позиций других людей-партнеров по общению или деятельности;

2) Умение объединяться в группы;

3) Строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Парную работу часто использую при взаимопроверке: Пример задания Взаимное тестирование. Ученики в парах выполняют одинаковое задание, полученное от учителя, каждый самостоятельно. Затем обмениваются и проверяют друг у друга. При сомнении они могут обратиться к учебнику или учителю. Впиши в скобки тот номер пронумерованного столбца, который подходит по содержанию. Солон ( ) автор поэм «Илиада» и «Одиссея« Гомер ( ) поэт, участник Саламинской битвы Перикл ( ) спартанский царь, герой битвы при Фермопилах Мильтиад ( ) украшал Афины архитектурными постройками  Эсхил ( ) стратег, герой Марафонского сражения Леонид ( ) отменил долговое рабство в Афинах

Парную работу часто использую при взаимопроверке:

Пример задания

Взаимное тестирование. Ученики в парах выполняют одинаковое задание, полученное от учителя, каждый самостоятельно. Затем обмениваются и проверяют друг у друга. При сомнении они могут обратиться к учебнику или учителю.

Впиши в скобки тот номер пронумерованного столбца, который подходит по содержанию.

  • Солон ( ) автор поэм «Илиада» и «Одиссея«
  • Гомер ( ) поэт, участник Саламинской битвы
  • Перикл ( ) спартанский царь, герой битвы при Фермопилах
  • Мильтиад ( ) украшал Афины архитектурными постройками
  • Эсхил ( ) стратег, герой Марафонского сражения
  • Леонид ( ) отменил долговое рабство в Афинах
Совместная подготовка к монологу «Монолог представляет собой высшую… форму речи, исторически позднее резвившеюся в диалог».  Л.С.Выготский. Тема: «У истоков греческой культуры» Вид деятельности: самостоятельная работа учащихся при изучении нового материала.  Задание: прочитать введение, найти на карте встречающиеся в тексте географические названия. По памятке рассказать товарищу о природных условиях Древней Греции.

Совместная подготовка к монологу

«Монолог представляет собой высшую… форму речи, исторически позднее резвившеюся в диалог».

Л.С.Выготский.

Тема: «У истоков греческой культуры»

Вид деятельности: самостоятельная работа учащихся при изучении нового материала.

Задание:

прочитать введение, найти на карте встречающиеся в тексте географические названия. По памятке рассказать товарищу о природных условиях Древней Греции.

Работа с источниками Цель: формирование навыков смыслового чтения. Их задача – выделить информацию, необходимую для заполнения пропущенных граф в таблице-шаблоне; подобрать подходящее содержанию таблицы заглавие. Ученики получают карточки с письменными источниками по истории Древнего Крита – поэтические и прозаические, художественные и документальные. Географическое положение Столица царства Имя наиболее известного правителя; сведения о нем Причины могущества Ремесла Крита

Работа с источниками

Цель: формирование навыков смыслового чтения. Их задача – выделить информацию, необходимую для заполнения пропущенных граф в таблице-шаблоне; подобрать подходящее содержанию таблицы заглавие.

Ученики получают карточки с письменными источниками по истории Древнего Крита – поэтические и прозаические, художественные и документальные.

Географическое положение

Столица царства

Имя наиболее известного правителя; сведения о нем

Причины могущества

Ремесла Крита

Плюсы и минусы групповой работы Плюсы Минусы  Повышается учебная и познавательная мотивация.  Групповой работе нужно сначала научить Снижается уровень тревожности учащихся.   Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.  Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.   Улучшается психологический климат в классе.  Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный.

Плюсы и минусы групповой работы

Плюсы

Минусы

  • Повышается учебная и познавательная мотивация.

  • Групповой работе нужно сначала научить
  • Снижается уровень тревожности учащихся.

  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий.
  • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

  • Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

  • Улучшается психологический климат в классе.

  • Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный.
Прием «Минимакс» Убрав максимум с урока, получаем 5-15 мин для развития умений – действий.  Не все, что есть в учебнике, нужно запоминать и выполнять! Порядок действий при подготовке к уроку Определить минимум ближайшего урока Распорядиться максимумом: если успеем – хорошо, если нет – ничего страшного, НЕ БУДЕМ ЭТО ЧИТАТЬ И ДЕЛАТЬ, И ЗАДАВАТЬ НА ДОМ ТОЖЕ НЕ БУДЕМ! Выделить в параграфе минимум и спланировать работу прежде всего с этим минимальным содержанием

Прием «Минимакс»

Убрав максимум с урока, получаем

5-15 мин для развития умений – действий.

Не все, что есть в учебнике, нужно запоминать и выполнять!

Порядок действий при подготовке к уроку

Определить минимум ближайшего урока

Распорядиться максимумом: если успеем – хорошо, если нет – ничего страшного, НЕ БУДЕМ ЭТО ЧИТАТЬ И ДЕЛАТЬ, И ЗАДАВАТЬ НА ДОМ ТОЖЕ НЕ БУДЕМ!

Выделить в параграфе минимум и спланировать работу прежде всего с этим минимальным содержанием

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!