Мастер-класс по теме «Проектная деятельность на уроке»
Цель: представление опыта работы над проектом на уроке для применения метода проектов в процессе обучения.
Задачи:
- создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;
- показать участникам мастер-класса последовательность работы над коллективным проектом во время урока.;
- создать продукт проекта;
- провести рефлексию собственного профессионального мастерства участников мастер-класса.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор
Ход занятия
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада Вас приветствовать на занятии нашего мастер-класса.
Сегодня требования времени таковы, что необходима переориентация обучения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Такие задачи позволяет решить проектная методика.
Слайд 2
Проект – это предварительный текст какого-нибудь документа или разработанный план сооружения, механизма или устройства.
Слайд 3
Виды проектов
Практический проект Эти проекты имеют четкую цель, которая обязательно должна быть достигнута. Например, можно выполнить практический проект "Помоги птицам", где целью будет изготовление скворечников или кормушек. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы , обсуждение и анализ полученных результатов. Так, например, учащиеся могут выполнить исследовательский проект под названием "Зачем растениям нужна вода". В ходе проекта можно провести мини-исследование: попытаться прорастить семена фасоли с использованием воды и без воды, а затем оценить результат.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Например, можно собрать информацию о самых больших аквариумах мира и представить её ребятам на уроке.
Творческий проект предполагает изготовление различных поделок, плакатов, рисунков и других изделий.
Итогом проектной деятельности является "ПРОДУКТ" - ПОДЕЛКА, МАКЕТ, ФИЛЬМ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ И ТАК ДАЛЕЕ.
Слайд 4
По продолжительности проекты могут быть:
- краткосрочные (1 урок, максимум 3-6 уроков);
- среднесрочные (1-2 месяца);
- долговременные (до года)
Я поделюсь опытом работы над проектом в течение одного урока окружающего мира. Представьте, что Вы – ученики 2 класса, и я уверена, что мы с Вами будем работать в тесном сотрудничестве.
Начало любого урока – орг. момент, самоопределение к деятельности.
Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать
- Помним, что, когда мы вместе, у нас всё получится!
Слайд
Далее я предлагаю детям отгадать загадки:
1) 33 сестрички
Ростом невелички,
Если знаешь их секрет
То на всё найдешь ответ (буквы)
Слайд
2) Проживают в трудной книжке
Хитроумные мальчишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете (цифры)
- Как назвать одним словом «буквы» и «цифры»? (знаки)
- Что вам известно про знаки?
- Итак, тема нашего урока …
Слайд
Тема нашего урока «Знаки. Символы»
Сегодня на уроке будем учиться проектной деятельности.
Слайд
Знак – пометка, изображение, предмет, которым отмечается, обозначается что-нибудь.
Слайд
Формулируем цель проекта. Так как дети ещё маленькие и самостоятельно не могут сформулировать цель проекта, предлагаю им на выбор две цели. Как правило дети выбирают такую цель, чтобы можно было что-то сделать своими руками.
- Сейчас вы выберете цель нашего проекта:
1) Познакомиться со знаками и символами.
2) Создать систему знаков, регулирующих поведение обучающихся в школе.
+ листок на доске
Слайд
- Чтобы достичь цели нашего проекта мы должны решить следующие задачи
1) найти информацию…(о знаках)
3) проанализировать и обобщить …(эту информацию)
4) сконструировать…(свой знак)
4) выступить… (перед одноклассниками с результатом своей работы)
+ листок на доске
Слайд
-Давайте вместе составим план нашей работы над проектом.
- Как вы думаете, с чего начнём работу?
1) Сбор информации о различных знаках.
2) Практическая работа в группах (конструирование знака).
3) Защита проекта.
+ листок на доске
Слайд
- Предлагаю вам поработать в группах. Повторим правила работы в группах.
Сейчас каждая группа получает задание, выполняет его и оценивает свою работу.
На уроке мои ученики оценивали свою работу в листах самооценки, критерии оценки вы в них найдёте. Можно предложить для оценки обычные светофоры.
Открываем папки. В первом файле Ваше задание. На выполнение даю вам две минуты.
Выступления групп
Слайд
1 группа
Слайд
2 группа
Слайд
3 группа
Слайд
Люди часто используют знаки – пиктограммы. Выступает ученица с кратким докладом о понятии «пиктограмма». Выясняется, что пиктограмма – это рисуночное письмо.У 4 группы было задание поработать с пиктограммами.
Слайд
4 группа выступает.
- С 2008 года правительство России посвящает каждый год актуальной проблеме, к которой надо привлечь внимание общественности.
- Как называется 2017 год? (год экологии)
Слайд
- Что такое экология? (наука о взаимодействии человека и природы)
- Сейчас рассмотрим несколько экологических знаков.
Слайд
Слайд
Тема нашего урока – «Знаки и символы».
-Что такое символ? Где можем посмотреть значение слова?
(работа со словарём). Оцениваем свою работу.
Слайд
Символ – условный знак какого-либо понятия, явления, идеи.
На доске:
Например: на доске
Книга – символ знаний;
Панда – символ дружелюбия;
Конь – символ славы;
Голубь – символ мира.
Символы часто изображают на гербах и знамёнах.
Слайд
- Что изображено на слайде? (герб Тамбовской области).
- Сколько лет Тамбовской области отмечали в сентябре? (80)
Пчёлы – символ трудолюбия и бережливости;
Улей – символ общего дома;
Голубой щит – чистота, честность, верность;
Серебро – благородство, справедливость
Лента – символ награды за трудовые заслуги;
Корона – символ того, что Тамбовская область – часть Российской федерации.
Итак, обобщаем то, что узнали.
- Какие бывают знаки?
Слайд
Знаки бывают… (слайд)
- Мы познакомились с символами, рассмотрели множество знаков, но вы учитесь в школе, и я предлагаю вам сконструировать знаки поведения в школе и оценить свою работу. Выполняем задание 2 в папке.
Слайд
Практическая работа в группах (выполняем и оцениваем)
Слайд
1группа
Сконструировать знаки о правилах поведения на уроке.
2 группа
Сконструировать знаки о правилах поведения на перемене.
3 группа
Сконструировать знаки о правилах поведения в столовой.
4 группа
Сконструировать знаки о правилах обращения с книгой в школьной библиотеке.
После того, как вы выполните практическую работу, каждая группа выступает с защитой проекта. Чтобы детям легче было с этим справиться, предлагаю им шаблоны-подсказки (см. в папках)
Выступления групп
Слайд
- Достигли мы цели проекта?
- Мы рассмотрели множество знаков и отметили, что эти знаки нам необходимы в школьной жизни.
Итогом любой деятельности является рефлексия.
- Я предлагаю Вам оценить свою работу в мастер-классе. У Вас на столах лежат сердечки.
Кто испытывал положительные эмоции при выполнении проекта – выберите сердечко зелёного цвета.
Кому было некомфортно – сердечко жёлтого цвета.
Кто остался безразличен – сердечко синего цвета.
Меняется мир непрерывно, неспешно.
Мнеяется всё – от концепций до слов.
И тот лишь сумеет остаться успешным,
Кто сам вместе с миром меняться готов.
Слайд
Уважаемые коллеги. В заключение я хочу поблагодарить Вас за совместную работу. Надеюсь, что это занятие поможет Вам вместе с Вашими учениками успешнее реализовывать ФГОС.
Желаю Вам здоровья, добра, творчества, успехов и удачи, которую Вам обязательно принесёт символ наступающего года – Жёлтая Собака. И на память о нашей встрече хочу подарить Вам небольшие открыточки с Новогодними символами и знаками.