СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс по теме: «Технология проблемного диалога»

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                            Мастер – класс

                 по теме: «Технология проблемного диалога»

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс по теме: «Технология проблемного диалога»»

Учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 3

г. Горно- Алтайска»

Михайлова Анна Владимировна.

Мастер – класс

по теме: «Технология проблемного диалога»


Цель: создание условий для развития проблемного обучения, основанных на успешном и эффективном сотрудничестве участников обучения.


Словосочетание «проблемное обучение» на слуху уже лет тридцать, но лишь немногие отчетливо представляют себе, что именно за ним кроется.

Сущность проблемного обучения

«Проблемное обучение заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, осознании и разрешении ими этих ситуаций при максимальной самостоятельности и под общим направляющим руководством преподавателя».

Т.В.Кудрявцев

Характерные признаки проблемного обучения:

  • актуализация изученного материала;

  • создание проблемной ситуации;

  • постановка учебной проблемы;

  • построении проблемной задачи, поиск и решение проблемы (формулирование, доказательство, гипотезы, анализ подходов, обобщение);

  • проверка решения проблемы;

  • исследование;

  • анализ результатов поиска.


Методы проблемного обучения

Исследовательский метод

Проблемного изложения

Эвристическая беседа

Основные этапы исследовательского

процесса: выявление неизвестных фактов,

подлежащих исследованию; уточнение и

формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования;

осуществление исследовательского плана,

исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения.

Отличие исследовательского метода:

Учебная проблема не является новой

истиной.

Стимулы учащихся к проведению исследования отличны от стимулов, побуждающих ученого к исследованию. 

Учитель раскрывает перед учащимися путь исследования, поиска и открытия новых знаний, готовя их тем самым к самостоятельному поиску в дальнейшем.

проблемное изложение подготавливает базу для применения эвристического метода, а эвристический метод - для применения исследовательского метода.

Степень проблемности проявляется по-разному: цепочка вопросов, обращенных к опыту, знаниям, размышлениям учеников; «называние» темы , постановка проблемы, которую дети решают под руководством преподавателя, выдвигая гипотезу, формулируя возможные пути ее решения, совместно обсуждая ход и результаты решения, экспериментируя, подтверждая или опровергая выдвинутую гипотезу.



Деятельность учителя и учащихся в
условиях проблемного метода обучения

Деятельность учителя:

  • создает проблемную ситуацию

  • организует размышление над проблемой и ее формулировкой

  • организует поиск гипотезы

  • организует проверку гипотезы

  • организует обобщение результатов и применение полученных знаний

Деятельность ученика:

  • осознают противоречия

  • формирует проблему

  • выдвигают гипотезы, объясняющие явления

  • проверяют гипотезу в эксперименте, решении задач

  • анализируют результаты, делают выводы.

  • применяют полученные знания


Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, не может достичь цели известным ему способом действия.

Проблемная ситуация – центральное звено проблемного обучения, с помощью которого активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий пять основных этапа: постановку проблемы, актуализацию знаний, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию.

Я остановлюсь на первом этапе процесса открытия нового знания - этапе постановки проблемы.


Этапы работы в технологии проблемного диалога :

  • по­буждающий от проблемной ситуации диалог;

  • подводящий к теме диалог;

  • сообщение темы с мотивирующим приемом.


Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуще­ствления четырех педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации «с удивлением» и «с затруднением»;
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной си­туации;
3) побуждения к формулированию учебной проблемы;
4) при­нятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.


Подводящий к теме диалог

Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к
не требует создания проблемной ситуации. Представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.


Сообщение темы с мотивирующим приемом


Состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но с применением одного из двух мотивирующих приемов.

Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы ребусы, сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, мультфильмы и т.д.

Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.


А сейчас я продемонстрирую вам некоторые приемы проблемного диалога в разных образовательных областях.


Позвольте пригласить вас… на урок математики, на урок изучения нового материала по теме: «Объем и единицы его измерения».


Технология проведения


  1. Прием. «Найди лишнее».


Целью приема является организация учебного процесса, как исследование, в результате которого развиваются мыслительные процессы и творческие способности обучающихся.


На доске – карточки с опорными словами:


весы, длина, сантиметр, объем, линейка, масса, килограмм .


– Разбейте слова на две группы. (Работа группами)


1 2

длина масса

линейка весы

сантиметр килограмм


– Докажите свой выбор.


(Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр.

Масса измеряется с помощью весов, единица измерения – килограмм.)

– Почему слово «объем» вы не отнесли ни к одной группе? (Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает.)

– Какова же тема урока? (Объем и единицы его измерения.)


Данный приём помогает заинтересовать детей, заставить думать, опираясь на ранее полученные знания.


2. Прием. «Эврика».


Одним из типов осуществления проблемной ситуации является метод эвристической беседы.

Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового (эвристика – от греч. – отыскиваю, нахожу, открываю).

Цель эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила осуществляется не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя.

Мы сейчас с вами на уроке русского языка 4 класс.


Русский язык. Тема: «Понятие о неопределённой форме глагола».


Наблюдение над неопределённой формой глагола.


- Давайте составим небольшой текст, который будет содержать советы-призывы, как обращаться с книгой.


Запишите этот текст.


Слава помощники : содержать, перегибать, переворачивать, вырывать, писать и т.д.

(участники групп составляют тексты)


Как обращаться с книгой.

Книгу нужно содержать в чистоте. Нельзя книгу перегибать. Лист нужно переворачивать за верхний лист. Нельзя вырывать листы из книги, писать на ней.


- Найдите глаголы. На какие вопросы они отвечают?

- Можно ли определить, когда происходит действие?

- Определите тему урока.


Такой прием вовлекает учащихся в активную познавательную деятельность, учит участвовать в дискуссии, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения.




3. Прием. «Гипотеза».


Так же на уроках можно использовать прием «Гипотезы». Гипотеза – научное предположение, догадка, умозаключительное положение, не доказанное, но обладающее некоторой вероятностью и объясняющее ряд явлений, без него необъяснимых. Создать гипотезу. Прийти к истиной гипотезе. Строить гипотезы. Цель приема, обучение, как правильно строить алгоритм составления гипотезы с использованием связок: если, то; так как, то; если бы, то, развивать логическое мышление, умение самостоятельно работать с научным текстом, делать умозаключения.


И мы сейчас на уроке окружающего мира – 4 класс.


Тема: «Зачем человеку память».

Составьте гипотезу (высказывание), используя связки: если, то; так как, то; если бы, то. (Работа в группах)

Давай представим человека без памяти. Вот он решил одеться, но забыл, как это делать. Он вышел из дома, а как вернуться обратно – не знает, потому, что не помнит дороги. Он хочет написать письмо, но забыл, как пишутся буквы.

Мозг человека без памяти, как чистый лист бумаги, на нем не записана никакая информация об окружающем мире. Разве может человек без этого жить?

Память – это способность человека запомнить то, что он воспринимает с помощью органов чувств. Самое важное для человека память хранит очень долго.

Память сравнивают с магнитофоном. Сначала мозг «записывает» в память полученные знания, то есть запоминает информацию. Затем он хранит ее и при необходимости вспоминает то, что ему в этот момент нужно.

(группы записывают свои предложения)


Если…, то… .

Так как…, то….

Если бы…, то….


- Есть ли среди предложенных гипотез истинная?


Используя этот прием, осуществляется исследовательская работа на уроке.



4. Прием. «Сиквейн – пятистрочник».


А сейчас я бы хотела познакомить вас с приемом «Сиквейн», который позволит вам осуществить проблемное обучение на любом уроке в начальной школе. Перед вами модель сиквейна – правила написания пятистрочника, раскрывающего суть некоторого понятия. Это специальным образом созданный стих, раскрывающий сущность того или иного понятия.

Целью этого приема является обучение учащихся отбору необходимой информации из предлагаемого учителем, давать собственную оценку явлениям, понятиям и развивать творческие способности учащихся.


Сиквейн – пятистрочник


Форма

Содержание

Одно слово – существительное.

Имя объекта

Два слова – прилагательное.

Свойства объекта

Три слова – глаголы.

Возможности объекта (активные и пассивные действия)

Четыре слова (два словосочетания или предложение)

Ваше личное отношение к объекту

Одно слово-синоним

Вывод, заключение


Я хочу предложить вам описание одного из объектов: вода .


Данный приём стимулирует мыслительную деятельность, на стадии осмысления позволяет учащимся самостоятельно структурировать учебный материал.

Так же можно использовать приёмы: «Верный ответ», «Найди верное решение», « Лови верное решение», «Услышь ошибку» и т.д.

5.«Яркое пятно» - ребус.

6. Моделирование.

Уважаемые коллеги! Назовите «плюсы» и «минусы» предложенных мною приёмов.

7. Рефлексия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!