СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер- класс по теме: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе - физкультминутка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьезберегающие технологии в начальной школе - физкульминутка.

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс по теме: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе - физкультминутка»»

Мастер- класс по теме:

«Здоровьесберегающие технологии

в начальной школе - физкультминутка»



1. Вступление:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри!

Сегодня мастер-класс проведу я, учитель начальных классов МБОУ COШ №4 а. Мамхег Карданова Рита Аскарбиевна.

Темой моего мастер-класса является «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе - физкультминутка»

Целью данного мастер-класса является убедить педагогов в целесообразности применении физкультурных минуток в образовательном процессе.

Я хочу начать свой мастер-класс с легенды.   

  «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать... Каким должен быть человек? Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – здоровым.

Традиционно считается основной задачей школы – дать необходимое образование обучающимся, но не менее важная задача стоит перед школой – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не навреди!» не только врачей, но и для педагогов.

 Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Введение в структуру урока физкультминуток, сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.  

На сегодняшний день отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей. У каждого третьего первоклассника имеется какое-либо заболевание или отклонение.

Это – нарушения зрения (Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не знают простейших правил гигиены зрения, пишут и читают при неправильном освещении – всё это приводит к нарушениям работы глаз).

Вторая проблема - нарушения осанки (Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат, осанка искривляется.)

Ещё одним тревожным показателем является рост нервно-психических расстройств.

 Одним из видов здоровьесберегающих технологий являются физкультминутки. И мне бы хотелось показать значимость данного элемента, как один из составляющих здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в начальной школе, а также хочу поделиться опытом по созданию благоприятной среды в классе.

Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всеми педагогами. Занятия должны быть такими, чтобы каждый ребенок получал качественные знания, без ущерба для здоровья.

Как сказал К.Д. Ушинский «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять 10 минутами внимания, а 10 минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».

Образовательная деятельность с детьми чаще происходят в неподвижном статичном состоянии. Такое длительное нахождение в одной позе, одном положении, очень тяжело для детей, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается внимание, теряется интерес к занятию, что, конечно, отрицательно влияет на их эффективность.

Важно предупредить возникновение утомления, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их.

Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволят размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести к своему организму пользу.

Физкультминутки проводятся на начальном этапе в середине занятия (8-12-15-я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала) в течение 1,5-2 минуты.

Задачами физкультминуток являются:

  • Снятие утомления

  • Обеспечение активного отдыха

  • Повышение внимания и активности детей на последующем этапе 

образовательной деятельности

Физкультминутки должны быть:

  • просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;

  • удобны для выполнения на ограниченной площади;

  • включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.

Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Воспитанники после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.


Практическая часть.

- Сегодня предлагаю урок здоровья для нас с вами.

- Чтобы провести занятие мне нужны помощники, то есть фокус - группа, для это я вам предлагаю выполнить следующее упражнение.


Упражнение «Сердце отдаю детям»

Инструкция: участники мастер – класса выбирают сердечки, которые лежат на подносе. Перевернув сердце участники замечают, что у некоторых один цвет ОРАНЖЕВЫЙ, а у других ЖЁЛТЫЙ.


- Дорогие коллеги, как вы заметили сердечки непростые. Они отличаются тем, что низ у них разного цвета. Прошу занять свои места в соответствии цвета сердечки после чего начнём наш мастер – класс. Вы мне поможете в работе?

- Давайте вместе попробуем.


  1. Дыхательная гимнастика


Дыхание - это жизнь, а правильное дыхание - это здоровая жизнь! 

Дыхательная гимнастика - для детей направлено в основном на укрепление дыхательной системы организма. Ослабленное дыхание не даёт возможности ребёнку правильно строить предложения, проговаривать фразы, читать. При правильном дыхании организм ребёнка насыщается кислородом, улучшается кровообращение.


«В лес по ягоды» (оранжевым)

Описание игры: Маша вместе с родителями и подругой Олей пошла в лес за ягодами и грибами. Идут они по лесу, перекликаются:

(сложить руки в виде рупора, сделать незаметный вдох, на выдохе громко, протяжно, с четкой интонацией произносить фразы)

- Ау – у - у, папа! (высоким голосом) – кричит Маша.

- Ау – у – у, Маша! (с понижением голоса) – откликается папа.

- Ау – у – у, мама! (высоким голосом) – кричит Маша.

- Ау – у – у, Маша! (голосом средней высоты) – кричит мама.

Маша зашла далеко в лес и громко закричала:

- Ау – у – у, мама!

А в ответ раздается тихо:

- Ау – у – у, Маша!


«Гуси летят»(жёлтым)

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».


  1. Пальчиковая гимнастика


- В некоторых случаях, как на уроках математики, русского и адыгейского языках, дети много работают руками, поэтому некоторые из них могут ощущать дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие - утомление и даже переутомление мышц, что выражается в затекании кисти или пальцев.

Поэтому на занятиях необходимо проводить физминутки для кистей рук или, так называемую, пальчиковую гимнастику.

Давайте вместе попробуем.


«Паучок» (оранжевым)

Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки (пальцы каждой руки «бегут» по плечу другой руки).

Дождик с неба вдруг полил, паучков на землю смыл (кисти выполняют стряхивающие движения, хлопок в ладоши).

Солнце стало пригревать (пальцы растопырены, качают руками).

Паучок ползет опять, а за ним ползут все детки.

Чтобы погулять на ветке (действия аналогичны первоначальным).


«Дружные пальчики» (жёлтым)

Инструкция: соединяем большой палец и мизинец вместе и как на пианино соединяем остальные пальцы по порядку.



  1. Звукоподражание – упражнения.


Голос – драгоценный дар природы. Но у детей часто голос превращается в крик.

Крик – естественный, природный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения, а учителю крик нужно направлять в позитивное русло. И эту энергию я часто использую на уроках в виде упражнение-звукоподражание.


Первое рекомендую пропевать гласные звуки.

Звук «А» отлично снимает спазмы, положительно влияет на сердечную мышцу и желчный;

«И» - самый стимулирующий звук, произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма, повышает настроение.

«О» купирует сердечные проблемы и активизирует деятельность поджелудочной;

«У» положительно влияет на органы дыхания;

«Ы» избавляет от болезней ушей и нормализует дыхание;

«Э» хорошо сказывается на функциональности головного мозга.
«Е» тренирует горло.


  1. Гимнастика для глаз

На уроках чтения и окружающего мира мы много читаем. Поэтому физминутки нужны для глаз, которые помогут детям снять усталость и напряжения с глаз.

Стрекоза. (оранжевым)

Вот такая стрекоза – как горошины глаза!

(пальцами делают очки)

Влево-вправо, назад – вперед.

(глазами смотрят влево – вправо)

Ну совсем как вертолет.

(круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(смотрят вверх)

Мы летаем низко.

(смотрят вниз)

Мы летаем далеко.

(смотрят вперед)

Мы летаем близко.

(смотрят вниз)

Экран (жёлтым)

Сейчас внимание на экран, нужно следить за движением объектов и при мигании моргать глазами.



  1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ РАЗМИНКИ (все)

На уроках дети работают руками и всем корпусом, что приводит к нарушению осанки. Для того чтобы снять напряжение мышц, провожу на физкультурных минутках динамические упражнения на расслабление. Чаще всего использую музыкальные разминки такие как «Би би бика», «Лежебоки», «Хлопай топай», «Холодильник» и д.р.


Заключение.

- Я благодарю Вас за работу, вы все сегодня очень помогли. Были активными, внимательными.

Прошу Вас теперь оценить мою работу. Выразите свои эмоции от мастер класса, с помощью сердечек, которые вы получили в начале занятия. Если вам понравилось поднимите их, а если нет то воздержитесь.

Хочу закончить свой мастер – класс словами Конфуция

«Будьте добрыми, если захотите! Будьте мудрыми, если сможете! Но здоровыми вы должны быть всегда!»