СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс по вокалу

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вокальные упражнения для дошкольников и младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс по вокалу»

Мастер-класс: урок вокала


У каждого педагога по вокалу есть личные наработки, которые помогают их воспитанникам добиваться высоких результатов.

 

На первом году обучения мы не берём репертуарные произведения, так как это излишняя нагрузка на неподготовленные связки и может привести к срыву голоса. С детьми занимаемся только упражнениями на дыхание и техническими упражнениями. Сначала учимся слушать свой голос, учимся слышать, правильно ли он работает, учимся анализировать свой звук. Совместно с педагогом по актёрскому мастерству помогаем детям сформировать правильное дыхание, а также работаем над развитием артикуляционного аппарата. Потому что это является основой вокального мастерства!

Методические наработки

 

Каждое занятие начинается с комплекса дыхательных упражнений:

1.     Упражнение на медленный глубокий вдох.

2.     Ряд упражнений на активный вдох.

3.     Упражнение на комплексное дыхание.

Далее идут упражнения на разминку артикуляционного аппарата: скороговорки, разминка мимических мышц, упражнения на трудные сочетания согласных и т.д. Только после этого мы приступаем к техническим упражнениям – распевкам.

 


Вокальные упражнения



Лечь на пол, руки положить на живот и «пить» воздух, таким образом, как бы вы пили сок через соломинку. Воздух набираем очень медленно, про себя считая до четырёх. Нужно почувствовать руками, что воздух идёт именно в живот, а не в грудную клетку. Представить, что в животе надувается шарик. Затем шарик ме-е-едленно сдуваем сквозь зубы на звук с-с-с, как можно дольше. В конце выдоха воздуха в лёгких нужно немного оставлять. Если сразу не получается, не отчаивайтесь, главное – настроить и понять свой организм.

 



Сделать быстрый вдох носом в живот и сквозь зубы петь звук Ц-ц-ц. При этом пресс остается сильным, живот стараемся держать надутым. Столбик выдыхаемого воздуха ровный.

- Активный вдох ртом, задержать дыхание, затем выдыхаем короткими порциями воздух на звук «ха». Чередуем, сначала 2 выдоха, затем 4-6-8.




Это упражнение на комплексное дыхание довольно сложное и требует достаточно хорошей координации дыхательных мышц.

  • Считая до пяти, вдыхайте животом, при этом живот надувается, как мячик.

  • Не выдыхая, продолжайте вдыхать грудью тоже на счёт «пять», при этом следите, чтобы плечи не поднимались.

  • Задержите дыхание, отсчитайте до пяти и начните медленный выдох.

  • Выдох производится в обратной последовательности, каждый раз считая до пяти – грудью, животом, и в конце задерживаем дыхание.



Работа со скороговорками:

Перед детьми всегда ставлю три задачи:

1. Чётко проговорить текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Проговорить три раза подряд.

2. Проговорить с разной интонацией: удивление, вопросительная, восклицательная и другие.

Пример скороговорки с вопросительной интонацией:

На дворе? Трава?

На траве? Дрова?

Не руби? Дрова?

На траве? Двора?

3. К чёткому произношению с интонацией добавляем образ – движение.

На дворе – интонация восклицательная, руки развели в стороны, ладони открыты, показать двор.

Трава – руки собираем к себе, как будто пальчиками трогаем травку.

На траве – руки разводим от себя, пальчиками трогаем траву.

Дрова – выложить поленницу дров.

Не руби – интонация меняется на строгую, грозим пальцем.

Дрова – поленница.

На траве – показать траву.

Двора – показать двор.






Формирование вокально-хоровых навыков у детей 4-6 лет посредством игровых приемов.
Данные наработки могут использоваться для решения следующих задач:
• Формирование у детей вокальных навыков правильного и естественного звукоизвлечения, певческого дыхания, верной артикуляции, четкой дикции 
• Развитие у детей фальцетного, детского звучания голоса, чистой интонации; 
• Формирование навыка выразительного исполнения;
• Работа по охране и гигиене детского голоса (за счет навыков щадящего, фальцетного воспроизведения звуков).


В основе обучения детей пению на наших занятиях всегда лежит игровой метод, ведь игра - наиболее доступный для детей вид деятельности. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками.
Все наши занятия, музыкальные игры и упражнения обязательно сопровождаются музыкой: мы сами исполняем попевки, песенки, или концертмейстер сопровождает наши действия игрой на инструменте.


Игры на формирование певчески-правильного дыхания (активный, быстрый, бесшумный вдох носом, длительный выдох ртом):
1. «Ах, какой аромат!»
Мы стоим на полянке, видим перед собой цветочек, срываем его и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом.
2. «Береги огонь!». 
Берем свечку, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла. У кого получится дольше всех дуть на свечу, и не потушить ее при этом, тот победил.
3. «Надуваем шарик!»
Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха. 
выдох, постепенно приближая ладони друг к другу (шарик уменьшается).
4. «Аквалангисты!»
Представили себя в бассейне. «Нырнули под воду» (вдох носом, и сразу же его зажать пальцами, присесть на корточки), и потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась – «всплывает» (встает на ноги).


Игры для формирования протяжного, напевного звучания голоса:
1. Песенка – это ниточка, она должна тянуться без узелков, ровно-ровно. Для мальчишек: песенка – это дорога, по которой мы едем на хорошей машине; дорога гладкая, без кочек, а машина хорошая – не глохнет на каждом шагу, а едет ровно. 
2. «Игра с мячом»
Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь так же ровно и протяжно, как катится мячик. Для формирования навыка отрывистого пения мячик можно подбрасывать, и петь так же упруго и отрывисто. Как прыгает мячик.


Особое место в наших занятиях занимает формирование навыка фальцетного пения. Фальцетное пение – самое естественное, фонопедически правильное для детского голоса. 
Игровые приемы для выхода в фальцет:
1. Толкаем машину – руки перед собой, одна ладошка на другой, с вибрацией губами «отталкиваем машину от себя» (при каждом выталкивании звук переходит из нижнего регистра в верхний).
2. Едем на машине – «руль» взяли в руки, поворачиваем, наезжаем на кочки, скатываемся и поднимаемся в горку – вибрация губами с разной звуковысотностью.
3. «Буратино и Карабас». Одна рука вверх (Это буратино, который сидит на дереве и боится Карабас), другая вниз (это Карабас, который стоит под деревом и не может поймать Буратино). Голос работает на «Ой», участвуют два голосовых регистра – высокий и низкий.


Для развития дикции и артикуляции нам очень помогают скороговорки. Но говорить их просто так скучно и неинтересно. Поэтому предлагаем использовать следующие игровые приемы: 
1. Говорим скороговорки голосом героев сказок (Буратино, Карабас, Мальвина, Пьеро, Артемон. Карлсон и других).
2. Говорим скороговорки с разной звуковысотностью: то «сидя на Луне» - высоко, то «находясь под землей» - низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука.
3. Говорим скороговорки тихо или громко, увеличивая или уменьшая громкость. Можно так же при этом формировать навык работы по руке дирижера: дети реагируют на ваши жесты и выполняют задание.


Не забываем так же о навыке отрывания рта:
1. «Машинка заезжает в гараж»
Рот – «гараж» должен открыться так, чтобы в него «въехала машинка» из пальцев, при этом не оцарапав кузов о стенки гаража.



«Прогулка» (автор - О. Ю. Херувимова).


Данная игра способствует активизации речевого аппарата, развивает дикцию и дыхание.
Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. (Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко).) Лошадка жила со своей мамой — доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. ( Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко).) И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. (Поочередно высоко - низко, быстро - медленно «щелкать» языком). Но однажды подул сильный ветер. (Активный долгий выдох через рот 4 раза). Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?» («Щелкать» высоко от нижнего звука «у» до верхнего «о» — «у — о»?). «Да куда же ты пойдешь? — ответила мама, — на улице сильный ветер». (От верхнего «о» к нижнему «у» «о – у».) Но Лошадка не послушалась и побежала («Щелкать» высоко). Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», — подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. (Вдох через нос — легкий, бесшумный, выдох — через рот со звуком «а», медленно 4 раза). Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше. («Щелкать» высоко). Вдруг Лошадка услыхала странный звук. (Долгий звук “ш-ш-ш”). “Подойду-ка я поближе”, — решила Лошадка (“Щелкать” высоко). Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку (Звук «ш» короткий по 4 раза). Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик (звук «ф» по 4 раза), застрекотал кузнечик (звук «ц» по 4 раза), пролетел жук (звук «ж» продолжительный), за ним — комар (звук «з» продолжительный). А ветер дул все сильнее и сильнее (продолжительный выдох). Лошадка замерзла (звук «брр» 4 раза) и побежала домой («щелкать» высоко). Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама («Щелкать» низко медленно), она стала согревать Лошадку (бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза).