СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МАСТЕР-КЛАСС «ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. Метод сбора данных – ИНТЕРВЬЮ»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка проведения мастер-класса для учителей по созданию страниц портфолио в рамках факультативного курса «Основы проектной деятельности». Представлена одна из тем курса "Интервью". В разработке даны рекомендции по правилам проведения интервью. В качестве рефлексии используются приемы технологии критического мышления "Плюс-минус-интересно". С учетом полученной информации группы придумывают вопросы для интервью, определяют группу респондентов, определяют условия эффективного проведения интервью. После этого каждый находит себе пару в аудитории (напарник должен быть из другой группы), проводят интервью (вопросов должно быть не более 3 – иначе не успеют).

Просмотр содержимого документа
«МАСТЕР-КЛАСС «ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. Метод сбора данных – ИНТЕРВЬЮ»»

МАСТЕР-КЛАСС «ПОРТФОЛИО

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Метод сбора данных – ИНТЕРВЬЮ»


Ход выступления и работа с аудиторией

Приме-чание

Время

1.

Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с результатами познавательной деятельности. По нашему мнению, портфолио может использоваться как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся.

? Что такое портфолио?

Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которой помещаются различные материалы. В зависимости от цели портфолио может быть рабочим, тематическим, демонстрационным, презентационным, портфолио достижений. Обязательно наличие в портфолио четко сформулированного содержания и оглавления его разделов.

?Знаете ли Вы, какие разделы традиционно выделяют в портфолио? (Портрет, коллектор, рабочие материалы, достижения.)

Поскольку в эксперименте участвуют два класса и структуру портфолио они определяли самостоятельно, то мы используем две модели:

1 модель – портрет, творческие работы, рабочие материалы, мои достижения;

2 модель – мой портрет, копилка, архив, шаги к успеху, минута славы.

Та модель, которую мы сейчас практикуем, связана с реализацией проектов. Она выглядит следующим образом:

- портрет,

- коллектор (куда вкладываются рабочие листы портфолио, еще не заполненные учениками),

- рабочие материалы (куда вкладываются листы, которые уже заполнены учениками, а также листы, созданные самими учениками в ходе работы над проектом и в ходе работы на факультативном курсе «Основы проектной деятельности»),

- достижения (куда вкладываются рабочие листы, связанные с оценкой своего продвижения внутри проекта, а также критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей).

В аудито-рии подгото-лены столы для работы 4 групп.











Ответы фиксир. на доске.





Раздатка моделей портфо-лио.



Памят-ка (раз-дать).

7мин

2.

Для формирования компетентностей используем портфолио проектной деятельности. Я вам сегодня покажу, как и какие листы в портфолио ученика связаны с факультативом «Основы проектной деятельности».

Вы знаете, что в ходе работы над проектом, ученикам приходится собирать различные данные. Конечно, если их никто до этого не учил делать подобные вещи, то необходимо провести на эту тему специальное занятие. Так и я, будучи руководителем курса «Основы проектной деятельности», провела подобное занятие, которое предлагаю вашему вниманию.

- Какие методы сбора данных, на Ваш взгляд, могут применить обучающиеся в работе над проектом?

Существуют три принципиальных класса методов сбора данных: наблюдение, анализ документов и опросы. Техника их применения столь разнообразна, что некоторые модификации приобрели статус самостоятельных методов, например, интервью или анкетный опрос. В реальной практике учащиеся часто сталкиваются с необходимостью получения и обработки информации, в том числе проведения опросов и интервью. Вопросы организации проектной деятельности мы отрабатываем на факультативном курсе «Основы проектной деятельности».






слайды




Ответы фиксир. на доске.

Слайды



3.

Работа в группах:

Представьте, что вы работаете над проектом «Мой жизненный выбор» (вы – учащиеся, не сделавшие этого выбора! Но вы очень хотели бы узнать, как другие люди этот выбор, связанный с какой-то профессией совершают) и вам необходимо провести интервью. Подумайте и запишите вопросы, которые у вас возникают в этой связи? В связи с тем, что надо провести интервью!

- Что такое интервью и т. д.

Учителя озвучивают свои вопросы, записанные на листочках. После этого им выдается информация об интервью (или читаете вместе). Они находят в ней ответы на свои вопросы и озвучивают их.

После этого с учетом полученной информации группы придумывают вопросы для интервью, определяют группу респондентов, определяют условия эффективного проведения интервью.

После этого каждый находит себе пару в аудитории (напарник должен быть из другой группы), проводят интервью (вопросов должно быть не более 3 – иначе не успеют).

После этого возвращаются в свои группы и подводят итоги: делают выводы, как люди осуществляют свой жизненный выбор и какой стратегии им самим лучше придерживаться с учетом полученной информации. На этом этапе они создают общий лист портфолио и представляют его классу всему. На листе ставится дата, с другой стороны листа ученики отвечают на вопросы:

? Как вы считаете, было ли интервью успешным? (выделить +!!!)

? Какие ошибки могут допускаться при проведении интервью? (раздает памятки)

? Что в следующий раз мы должны сделать иначе?

Поскольку мы работаем с портфолио проектной деятельности, в какие разделы мы распределим созданные сегодня материалы?

- в коллектор (памятка «Как составлять интервью?»)

- в рабочие материалы (вопросы для интервью, общий лист)

Большое спасибо за работу!


25-30 мин.

4.

Если останется время:

Составить ассоциации к слову «ИНТЕРВЬЮ» – (например: интересно, нужно, творчество, разное мнение и т. д.)


3 мин.



Составьте по два закрытых, полузакрытых, открытых вопроса для интервью на тему проекта «Мой жизненный выбор» (по профориентации)





Закрытый вопрос – вопрос + полный набор возможных ответов. На эти вопросы можно ответить очень коротко (чаще всего – «да» или «нет»)



















Полузакрытый вопрос – вопрос + набор вариантов ответа + место для свободного ответа



















Открытый вопрос – вопрос + место для свободного ответа














ТАБЛИЦА «ПМИ» (плюс – минус - интересно)

ПО ТЕМЕ «Я - РЕСПОНДЕНТ»



Плюс

Минус

Интересно











































ТАБЛИЦА «ПМИ» (плюс – минус - интересно)

ПО ТЕМЕ «Я - ИНТЕРВЬЮЕР»



Плюс

Минус

Интересно












































Памятка «Как провести интервью?»

Качество интервью, то есть получение полной и достоверной информации, зависит от ряда факторов. Среди них атмосфера доброжелательности, тактичное поведение человека, который проводит интервью, - интервьюера.

Вводная часть интервью должна быть короткой, не должна отвлекать респондента от темы опроса. Например: «Здравствуйте! Я учащийся школы №4. Мы работаем над проектом и изучаем отношение жителей нашего микрорайона к новым видам туристических услуг. Вы предпочитаете проводить отпуск дома, на даче или на курортах?». Если «молниеносный» контакт не завязывается, интервьюер должен попытаться в течение 2-3 минут уговорить потенциального респондента (респонденту необходимо постепенно «войти» в тему, разговориться). В случае неудачи попытку следует прекратить и приступить к опросу другого респондента.

Интервьюер обязан спокойно, без раздражения дать полные ответы на все вопросы респондента, касающиеся темы и цели опроса. Важно подчеркнуть, что опрос, как правило, проводится анонимно (то есть без указания имени опрашиваемого) и респондент имеет полное право на любимые формы ответов, а также на отказ отвечать. Стиль поведения интервьюера должен быть уважительным, дружелюбным. В процессе беседы роль ведущего постоянно должна быть у интервьюера. Чтобы овладеть этой ролью, ему необходимо хорошо знать содержание опросника, помнить очередность вопросов, так как задавать вопросы нужно в той последовательности, в которой они изложены в бланке.

В случае, когда вопрос непонятен, его нужно повторить еще раз. Если вопрос непонятен респонденту после повторного прочтения, этот факт фиксируется и интервьюер переходит к следующему вопросу. Объяснять респонденту суть вопроса не нужно.

Причиной отказа от ответа нередко бывает как «незнание» респондента, так и нежелание высказывать точку зрения. В этом случае интервьюер может сказать: «Наверное, я не совсем ясно зачитал вопрос. Позвольте, я повторю его», - или: «Эта проблема действительно сложная, и все-таки мне было бы интересно узнать по этому поводу ваше личное мнение».

Интервьюеру следует уходить от любых дискуссий с респондентом и только записывать, но не комментировать его мнение. Недопустимы проявления равнодушия, более того, интервьюер должен всячески подчеркивать интерес к тому, что говорит его собеседник (одобрительный кивок, улыбка и т. д.). Если респондент спрашивает, какова точка зрения интервьюера по поводу обсуждаемой проблемы, тот должен объяснить, что его функция – выяснить различные мнения, не навязывать свое.






Разделы портфолио:

Содержание раздела:

«Портрет»

отображает особенности личности автора портфолио: характеристика, сертификаты, записи об авторе других людей и т. д.

«Коллектор»

памятки, схемы, списки литературы, ксерокопии статей

«Рабочие материалы»

включает все те материалы, которые созданы и систематизированы учеником

«Достижения»

помещаются те материалы, которые, по мнению учащегося, отображают его лучшие результаты и демонстрируют успехи




Разделы портфолио:

Содержание раздела:

«Портрет»

отображает особенности личности автора портфолио: характеристика, сертификаты, записи об авторе других людей и т. д.

«Коллектор»

памятки, схемы, списки литературы, ксерокопии статей

«Рабочие материалы»

включает все те материалы, которые созданы и систематизированы учеником

«Достижения»

помещаются те материалы, которые, по мнению учащегося, отображают его лучшие результаты и демонстрируют успехи



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!