СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер- класс «Приёмы работы с художественным текстом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном мастер-классе показаны задания которые можно использовать на уроках чтения, а также и на других предметах в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс «Приёмы работы с художественным текстом»»

Участники рассаживаются по группам.


1 слайд

Малохабыкская школа Островерхова Е.В.

Тема мастер – класса: «Приёмы работы с художественным текстом»

Начальная школа – это первый школьный этап умение способности учиться и умение читательской грамотности, что даёт основу для дальнейшего обучения.

2 слайд.

На смену бумажных носителей пришли электронные носители. В основном игра не двигала и не развивала ребёнка.

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дени Дидро).

3 слайд.


ФГОС в начальной и основной школе включает смысловое чтение.

4 слайд.

Каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения включает техническую сторону и смысловую.

Техника чтения никуда не уходит, но первое место уделяется смысловой стороне - понимание содержания и смысла читаемого.

5 слайд.

Работая над смысловой стороной чтения, использую виды чтения: ознакомительное, изучающее, вдумчивое, поисковое, применяя приёмы работы с текстом.

Сегодня я хочу показать несколько приёмов работы с художественным текстом, которые меня заинтересовали, которые я применяю на уроках и которые, на мой взгляд, в большей степени работают на результат.

6 слайд


Для решения задачи ГЧ навыки и умения разделены на 4 уровня сложности (соответственно и задания)

7 слайд

Предлагаю приёмы работы с текстом, направленные на формирование у младших школьников умение находить информацию, заданную в явном виде, т.е. на 1 уровень читательских умений.

на примере небольшого текста «Неудачная рыбалка».

(Раздаю текст)





  1. Прочитай текст.


Неудачная рыбалка.

Вот речка – широкая, спокойная.

Костя уселся на песке, насадил на крючок червяка, закинул удочку. Поплавок плавно покачивался на тихой воде.

Долго сидел Костя на берегу. Он глядел на поплавок, на круглые длинные камышинки, что торчали из воды, как длинные зеленые карандаши. Рыба ходила стайками, поблескивая белыми боками, но Костиного червяка не брала. Костя бросал крючок близко к берегу, а рыбки плавали, изгибая зеленые спинки, и будто дразнили Костю. А скоро к берегу подошли тётеньки и начали полоскать бельё. Поплавок подпрыгивал на волнах, разбегались круги. Костя выдёргивал крючок, а рыбки не было.

И. Пузанов

1. Приём постановки вопроса. (в паре)



Задание: Сформулируй и запиши вопрос так, чтобы ответом было выделенное в тексте предложение.

2. Приём «Кроссворд» (в группе)

Разгадай кроссворд, опираясь на содержание текста.


1) На него Костя насадил червяка.

2) На нём сидел Костя

3) Его полоскали в реке тётеньки.

4) Она ходила стайками, поблёскивая белыми боками.

5) Они торчали из воды.

6) Он покачивался на воде.











1



2









3
























4







5



















6











  1. Упражнения на дополнения – закончить предложение, используя информацию из текста.

Задание. Допиши предложение, опираясь на содержание текста


Поплавок плавно покачивался ___________________________

4. Вопросно – ответные упражнения

Задание. Заполни таблицу. Ответы запиши кратко

вопрос

ответ

На что глядел Костя?


Как плавали рыбки в реке?


Поймал ли Костя рыбку?






При формировании 2 и 3 уровня читательских умений использую следующие приёмы.


1.Приём «Восстановление последовательности».

Форма работы с текстом групповая

Для того, чтобы сэкономить время я взяла всем известные произведения.


Например: Н.Носов «На горке».

После чтения данного рассказа предлагаю выполнить задание.


Задание 1. Восстанови план к данному рассказу.

( названия частей даны на карточках в конверте)

-расставьте последовательность.

-проверьте (на доске план) покажите значком. Или может прочитать план одна из групп.

Та группа, которая на соглашается доказывает.

-в тексте найдите начало и конец каждой части.


Строительство горки ребятами

Хитрец на скользкой горке

Котька посыпает горку песком

Ребята заставили товарища работать

Котьке понравилось трудиться


Задание 2. Создайте диафильм

(Каждая группа к своей части создаёт (слайды, рисунки)


2. Приём «Концептуальная таблица» Это приём из развития критического мышления.


Давайте сделаем таблицу сравнения. (групповая работа)

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».



1 уровень - низкий

Линии сравнения

Царица

Царевна

Внешность


Белолица

Черноброва

Поведение

Характер




Линия жизни



Оживает


2 уровень - средний

Линии сравнения

Царица

Царевна

Внешность


Поведение

Характер



Линия жизни





3 уровень - высокий

Линии сравнения

Царица

Царевна











Задание2 Можем ли, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Руставели «Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет».

Ученики: Да, ведь царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.

3.Прием «Знаю, узнал, хочу узнать» тоже из критического мышления

К этому приему можно обращаться как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества И.А.Крылова дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Крылове и его произведениях, что узнали нового какие его басни и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.


Иван Андреевич Крылов

Знаю

Узнал

Хочу узнать







  1. Приём «Думательных шляп» (Эдвард де Боно).

Сказка «Курочка Ряба»

Предлагает при решении творческой задачи выполнять за один раз по одному мыслительному действию. Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета. (раздаю шляпы) детям даётся информация о каждой шляпе.

Белая шляпа: статистическая

Белый цвет символизирует чистоту, правду. Это цвет информации. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Пример: «Какие события произошли в этой сказке?», «Перечислите героев сказки» и т. д.


Красная шляпа: эмоциональная.

Красный цвет - цвет жизни, крови, любви, чувственности, страданий.

Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это.

Черная шляпа: негативная

Черный цвет - цвет земли, почвы, основы, здравого смысла.

Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл - сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.

Желтая шляпа: позитивная.

Желтый - это цвет солнца, тепла, золота, выгоды. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать? Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.


Зеленая шляпа: творческая.

Зеленый цвет - это обновление, рост.

Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.


Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Достоевский описал старуху-процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, восприятие поступка Раскольникова было бы иным».


Синяя шляпа: аналитическая.

Синий цвет - цвет мудрости и знания.

В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.

Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.


Вопросы, которые можно написать на шляпах

БЕЛАЯ ШЛЯПА. Сколько?

КРАСНАЯ ШЛЯПА. Что понравилось?

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА. Что не понравилось?

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА. Что хорошо?

СИНЯЯ ШЛЯПА. Почему?

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА. Задания .


5. Прием «Инсценирование сказки»

Текст: Сказка Колобок.

Применение: на заключительном этапе работы с текстом.

1 этап. Подготовительная работа.

Распределение ролей. (групповая или парная работа)

Дети договариваются о реквизите.

Репетиция перед показом (в группе или в паре):

выразительность ,эмоциональность, видение образа.

2 этап. Драматизация.

3 Этап. Рефлексия.