СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер- класс «Пространство слова, или что такое концепт»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе содержится описание методики работы с культурными концептами, которая отражает новое направление в преподавании русского языка – лингвокультурологическое .Главная идея методики – идея  развития речи на концептуальной основе.

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс «Пространство слова, или что такое концепт»»

Мастер- класс «Пространство слова, или что такое концепт»


1. Актуализация темы


Сегодня подростки все больше времени проводят у экранов телевизоров и компьютеров.У них возникает «клиповое мышление», при котором окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. В связи с этим, учащиеся с трудом могут разобраться в теме и основной идее текста, воспринимают художественное произведение поверхностно, не видят подтекста и глубинного смысла. Многие из них проявляют неверие в традиционные ценности, считают, что традиционные моральные нормы и ценности относительны, не обязательно их все соблюдать.

Поэтому так велика роль уроков русского языка и литературы в формировании личности человека, способного адаптироваться в окружающем мире.


Основной дидактической единицей на уроках русского языка является слово. Слово, по убеждению многих учёных, не только передаёт информацию, но само является инструментом мысли и способно аккумулировать в себе культуру, культурные смыслы. Культурная информация в слове имеет свойство накапливаться: в слове могут найти отражение особенности национальной культуры и специфика мировоззрения народа, например, словараспоясаться, опростоволоситься, насолить отражают обычаи древности и взгляд людей на мир. Слово словно «помнит» то содержание, которое в него было когда-то вложено. Слово для сознания современного человека – знак культуры, имеющий своё лексическое значение (или значения), которое складывается из многочисленных представлений людей, их видения и понимания предмета, его признаков.

В современном литературном образовании изучение художественных концептов призвано занять одну из лидирующих позиций при формировании метапредметных и интегративных знаний в связи с установкой на личностный характер обучения в рамках ФГОС нового поколения. Специфика содержания нового стандарта общего образования заключается в определении ключевых целей образования через систему его ценностных ориентиров (социальных, интеллектуальных, нравственных, эстетических) и акцентуации на ценностных идеалах общества.

      Работа с культурными концептами на уроках словесности, истории, обществознания,  мировой художественной культуры, изобразительного искусства, музыки, математики отнюдь не нова, она проводится учителями давно, довольно успешно, описана талантливыми педагогами-лингвистами в ряде книг.Именно концепт содержит в себе множество смыслов, начиная от традиционного понятийного ряда до индивидуального восприятия, окрашенного собственным знанием, восприятием, переживанием. Именно такое целостное представление о том или ином концепте становится частью внутренней культуры, а не просто знанием развивающейся и формирующейся личности школьника.  

      

          Практическое применение знаний и умений в работе с концептами позволяет сформировать умение использовать слова правильно и уместно. Разнообразные задания творческого характера развивают ум, активизируют воображение и фантазию детей.

           Такая работа дает представление о богатстве и многогранности каждого слова, о жизни слова в культуре и сознании народа в каждом слове. Система работы с концептами показывает, как предоставить детям возможность самовыражения, как стимулировать способности ребенка к созданию новых образов, сюжетов, использовать приемы описания, обнаруживать и устанавливать неожиданные связи, то есть связи, которые не лежат на поверхности.  


Размышление над словом, его анализ, интерпретация не только способствуют формированию коммуникативной компетенции, активизируют речевую активность, но и помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, познать и понять себя как представителя русской нации. Вместе с тем в ходе работы со словарями, художественными текстами, через учебный диалог происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя.

2. Методика работы с культурными концептами. Краткое описание. 

Методика работы с культурными концептами отражает новое направление в преподавании русского языка – лингвокультурологическое. Автор методики – Мишатина Наталья Львовна(РГПУ им. А.И.Герцена).

В данной методике проблемы изучения родного  русского языка рассматриваются в тесной связи с проблемами нравственности и исторического сознания.

 Главная идея методики – идея  развития речи на концептуальной основе.

Слово – концепт, его смысл не равняется его лексическому значению. Концепт включает в себя все многообразие смыслов, вкладывавшихся в слово на протяжении истории (культурных) разными людьми (индивидуально-ассоциативных), т.о., концепт – это совокупность смыслов. («Любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну точку» - О.Мандельштам).

В основе структурирования содержания обучения языку и речи лежит учебная модель «Образ человека в мире», наполненная базовыми концептами русской культуры и ментальности. Модель включает в себя 3 блока: 1. Человек мыслящий (разум): дух, истина/правда, добро/благо, красота. 2. Человек чувствующий (эмоции, чувства, страсти): душа, страх, стыд, радость и др. 3. Человек действующий (воля): личность, судьба, воля, совесть и др.

Методика состоит из трех взаимосвязанных между собой этапов освоения культурного концепта в процессе литературного и языкового развития ученика:

  • Этап литературной установки на диалог с культурным концептом (Что знает об этом концепте писатель, поэт, публицист?) (слово на уровне текста).

  • Этап овладения «языком» концепта в ходе концептуального анализа (Что знает об этом слове сам язык?) (слово на уровне словаря).

  • Этап личного речевого творчества (Что знаю об этом концепте я?) (слово на уровне личных ассоциаций).

 Тип урока – лингвокультурологический.

Обычно в структуре лингвокультурологического урока (ЛКУ) выделяются три составляющие:

  1. Создание мотивированной основы урока;

  2. Решение лингвокультурологических задач (ЛКЗ) (исследовательского и творческого характера);

  3. Создание речевых произведений на основе концептов эмоций (абстрактных понятий).

На практике  это отражается следующим образом:

  • Работа с текстом

  • Работа с лингвистическими словарями

  • Создание (написание) учащимися  творческой работы (сочинения-миниатюры)

Система ЛКЗ:

  1. лексико-семантические. Цель – создание словарного портрета слова (слово на уровне словаря)

  2. структурно-семантические. Цель – создание контекстуального портрета слова (слово в контексте словосочетания)

  3. текстовые. Цель – создание концептуального портрета слова (слово на уровне текста.

Ведущие жанры, развивающие лингвокультурологическую  компетенцию:

  1. Лингвокультурологический портрет слова

  2. Лингвокультурологический этюд

  3. Лингвокультурологическое эссе

ЛКУ ориентированы на ассоциативность речемыслительной деятельности ученика, развитие воображения и творческой фантазии.



3. Мастер- класс «Пространство слова, или что такое концепт»



Термин «концепт»

Слово «Концепт» является калькой с латинского conceptus - «понятие». В отличие от понятийконцепты не только мыслятся, они переживаются. Они - предмет эмоций, симпатий иантипатий.

По мнению Д.С Лихачева, концепт не только подменяет собой значение слова, но «расширяет значение, оставляя возможностидля сотворчества, домысливания, «дофантазирования»и для эмоциональной ауры слова». Концепт «является

результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека».

Этот подход помогает школьникам в постижении законов искусства слова, а также выводит на просторы серьѐзных философских обобщений.


Объектом нашего анализа станет небольшое по объему, но необъятное по содержанию стихотворение И.Бунина «В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…»


Планируемые результаты:

-личностные: развитие потребности к самовыражению, уважительного отношения к родному языку,родной литературе;

-метапредметные: развитие умения формулировать собственное мнение, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в их исполнение, проводить наблюдение, сравнивать, понимать переносный смысл тропов и фигур;

-предметные: формирование умения анализировать художественный текст.

Форма деятельности: индивидуальная


Эпиграф: Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной.

П.А.Вяземский


- Просторы Родины … Необъятна наша Россия. Огромны пространства ее. Это горы, леса, реки. Хлебное поле, при виде которого замирает сердце

и радуется душа. Посмотрите, как велико оно, как красиво… Пространства

нашей Родины… А есть другое пространство - слова. Мы сегодня будем открывать его.


И.А.Бунин. «В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…»


В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,

Над родником старинный голубец

С лубочной почерневшею иконкой,

А в роднике березовый корец.


Я не люблю, о Русь, твоей несмелой

Тысячелетней, рабской нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый…

Смиренные, родимые черты!


- В этом стихотворном тексте можно выделить три вида информации:

(показываю на таблицу)

-фактуальную, передающую факты действительности:

- концептуальную, вскрывающую основное содержание художественного произведения, его смысл;

- имплицитную,т.е.скрытую,не выраженную словом, подтекстовую.


- О каких фактах действительности идет речь?

(ключевые слова:лес, гора, родник, голубец, иконка, корец.

Их можно потрогать, посмотреть)

- Знаете ли вы значения этих слов?

(читаю на доске лексические значения слов)

- Найдите во 2 четверостишии контекстуальные синонимы, назовите их.

(голубец – крест,

Корец – ковш)

ВОТ ОНА, ПЕРВАЯ ИНФОРМАЦИЯ (ФАКТУАЛЬНАЯ)

- А какие слова передают основное содержание стихотворения?

( гора, лес, родник, голубец, корец, но еще и РУСЬ,

Нищета, рабство («рабская нищета»)

- Что стоит за выражением: «Я не люблю, о Русь, твоей несмелой Тысячелетней, рабской нищеты». Что здесь, неприятие России или любовь к ней? (неприятия «рабской России или любви к ней, восхищения ее «смиренными, родимыми» чертами?)

( конечно, любовь)

- Какие слова особенно говорят о любви?

( «но этот крест,но этот ковшик белый…»

Заканчивается строчка многоточием, выражающим восхищение Россией, любовь к ней)

- Какие же черты поэт видит в России?


несмелая


РУСЬ рабская


нищая


НО И


душевно чистая


щедрая


бескорыстная


милосердная


- Чьи это черты?

(всего русского народа)


-Кто сделал ковшик? Кто поставил крест? Кто повесил иконку?

(люди сделали ковшик, кто-то повесил давным-давно иконку,

маленькую, как раз для родника.

Кто-то поставил крест? Для кого?

Для всех, для путников, идущих или едущих мимо)

- Какие же люди могли это сделать?

(добрые, чистые душою, бескорыстные, милосердные)

-ВЫВОД.

- Мы выходим на основное содержание стихотворения.

Его главная мысль – любовь к родине, к православной, смиренной, духовно щедрой и чистой Руси.

ВОТ ОНА, ВТОРАЯ ИНФОРМАЦИЯ (КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ).


- Что позволило нам сделать такой вывод?

Найдите в 1 четверостишии ключевое слово.

(родник)

- И вот сейчас мы попробуем выявить скрытый смысл стихотворения, раздвинуть пространство слова.

- Подберите синонимы к слову РОДНИК.

(родник – ключ – источник)

- Это тоже яркие , говорящие слова. А Бунин выбирает РОДНИК. Почему?

( это слово сродни другим словам по этимологии: родной, природа, родиться, народ. Это удивительно «русское» слово символизирует и чистоту, и открытость, и внутреннюю силу нашего народа).

- Родник «струится», «просачивается», а ключ «бьет», «пробивает» земные толщи. Ведь черты «смиренные» у Бунина.


- У Паустовского есть такие слова о роднике: «Родник родит реку, а река льется – течет через всю нашу матушку-

Землю, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - РОДНИК, РОДИНА, НАРОД. И все эти слова как бы родня между собой».

- А вот что пишет Д.С Лихачев: «…сколько слов в русском языке с корнем РОД-: родной, родник, родинка, народ, природа, родина. Слова эти как бы сами слагаются вместе – Родники, родимой природы, прирожденность родникам родной природы. Исповедь земле. Земля – это главное в природе. Земля рождается. Земля УРОЖАЯ ( в слове РОЖЬ

Тоже корень, связанный с РОДОМ, УРОЖАЕМ, РОЖДЕНИЕМ».

- Значит, слово РОДНИК ключевое, вершинное слово. Именно это волшебное слово помогает обнаружить скрытый смысл, то что под текстом.


ВОТ ОНА, ТРЕТЬЯ ИНФОРМАЦИЯ (ИМПЛИЦИТНАЯ).


Построение синквейна.

В качестве инструмента для письменной рефлексии, дающего возможность синтезировать полученную информацию (понятийную и образную) о концепте в художественной лаконичной форме, а также в качестве средства творческого самовыражения, можно использовать прием «синквейн», взятый из технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предметов; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Мы должны всю полученную информацию сузить до нескольких наиболее важных словпо схеме:

СУЩ,

ПРИЛАГ. ПРИЛАГ.

ГЛАГ.ГЛАГ.ГЛАГ.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СУЩ.




РОДНИК

ЖИВОЙ ЗВОНКИЙ

НЕ ЛЮБЛЮ ЛЮБЛЮ ЛЮБУЮСЬ

ЖИВАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА(Символ святой и вечной Руси)

РУСЬ (ЧИСТОТА, СВЯТОСТЬ)


ВЫВОД:

- Мы сегодня открыли пространство слова, установили его связи с другими словами и понятиями. Мы сегодня стремились постигать текст через три вида информации, обнаружив самую главную суть стихотворения, скрытую от нас. Это маленькое стихотворение оказалось необъятным по содержанию. Мы прикоснулись к поэтическому языку. У Бунина язык как исповедь, мы увидели и услышали в этой исповеди русский народ, почувствовали его душу, его быт родной.


Слово КОНЦЕПТ-ключевое слово духовной культуры, это первоначальное представление, которое порождает другие, смыслы, ассоциации. Чем больше ассоциаций вызывает у нас слово, чем больше связей его с другими словами и понятиями мы можем установить, тем глубже мы постигаем текст, в котором это слово «Живет», тем органичнее наша связь с культурой- прежде всего, конечно, с национальной, но и мировой тоже- связь с цивилизацией, с миром, тем больше в нас человека…


В результате

Учащиеся беседуют по тексту (коммуникативные), оценивают текст с точки зрения нравственных и этических норм (личностные),формулируют и анализируют проблему (познавательные),ищут «ключик» к анализу текста, выстраивают последовательность анализа (регулятивные).










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!