СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чувство ритма - это способность двигательно переживать музыку. Необходимость развития чувства заключается в том, что оно способствует развитию речи у детей дошкольного возраста, быстрому запоминанию стихотворений, развивает интеллектуальные способности детей.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"»

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»


Цель: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по использованию различных приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Представить воспитателям приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.

• Активизировать педагогов в развитии ритмического чувства у детей дошкольного возраста.

Используемый материал: палочки клавесы, маленькие мячи, стаканчики.

Структура мастер-класса:

1. Теоретическая часть:

Вступительное слово музыкального руководителя по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».

2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма (муз. руководитель, ст. воспитатель).

3. Рефлексия – итог мастер-класса (ст. воспитатель).

1. Теоретическая часть

Вступительное слово

Чувство ритма – это способность двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развивает интеллектуальные способности ребенка. Если чувство ритма несовершенно – у ребенка слабо развита речь, она невыразительна, либо слабо интонирована.

В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Оно лежит в основе всех трех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Наряду с ладовым чувством, оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше и использовать различные ритмические упражнения, речевые и музыкальные игры в разных видах деятельности дошкольников.

2. Практическая часть

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма, и приглашаю выполнить их вместе со мной. Для начала давайте сядем в красивый круг и поприветствуем друг друга.

Ритмическое упражнение, как ритуал приветствия

Мелодия Фанга Алафия.

Дети сидят по кругу на ковре, скрестив ноги «по-турецки».

1 часть: 2 хлопка двумя руками одновременно по полу перед собой,

2 хлопка также, но по коленям,

4 хлопка соседу справа по раскрытым ладошкам

2 хлопка двумя руками одновременно по полу перед собой,

2 хлопка также, но по коленям,

4 хлопка соседу слева по раскрытым ладошкам

(повторить ещё раз)

2 часть: 2 хлопка в ладоши перед собой, поочередно хлопок правой рукой по левому плечу и левой рукой по правому плечу. (Движение повторяется 8 раз)

Круговая ритмическая игра «Я – мои друзья»

Дети сидят по кругу и начинают говорить: сначала «я» - кладут руки на грудь, затем «мои друзья» - похлопывают себя по коленям. Потом, когда получается хорошо, можно класть руки на колени соседей справа и слева.

Вариант игры. Дети становятся парами друг за другом по кругу. Двигаются согласно музыке, например, маршируют. По окончанию музыки поворачиваются лицом друг другу и начинают говорить. Сначала «я» - хлопают 1 раз в ладоши, затем «мои друзья» - хлопают обеими руками по рукам партнера. Далее снова включается музыка, и дети двигаются под неё, например подскоками.



Игра «Давай дружить»

Мелодия песни «Дружба крепкая»

Ведущий подает правую руку соседу справа в такт музыки (дружба крепкая), справа сосед кладет ведущему левую руку в такт музыки (не сломается) так и продолжают по кругу, пока не дойдут до ведущего.

«Взял- отдал»

Ритмическая игра с орехами (шариками, мячиками)

Голландская мелодия Тумба Хэй

Дети сидят в кругу на коврике на коленях. Один орех кладётся в левую руку, другой лежит перед ребёнком на ковре.

1 ФРАЗА: 1 орех кладется на левую руку, и дети его накрывают у себя и передают соседу.

6 тактов 4/4 (Разучивается со словами «У МЕНЯ», «У СОСЕДА», «ВЗЯЛ», «ОТДАЛ»)

В проигрыше берут 2-ой орех

2 ФРАЗА: отстукивают ритм || III ||III ||II I||II I|| II I||III

Проговаривают слова: раз, два, раз, два, три

В проигрыше вновь кладут 2-ой орех перед собой

3 ФРАЗА: повтор 1 фразы, без слов: 6 тактов  4/4 в конце – поднимают руки с орешками ВВЕРХ!

Летка – Енка

  1. Вариант. Дети стоят по кругу, руки в разные стороны. У ведущего - мяч. На первые 2 такта делают пружинистые движения руками, на 3-й такт ведущий передает мяч.

  2. Вариант. Дети стоят по кругу, руки в разные стороны. У ведущего - мяч. На первый и второй такт дети хлопают в ладоши, на третий – разводят руки в стороны и ведущий передает мяч.

  3. Вариант. У всех играющих в левой руке по мячу. На первые 3 такта мяч перекладывается : левая – правая – левая – правая и передать мяч соседу. На проигрыш просто перекладывать мяч из руки в руку.

Речевая игра «Чей нос?»

Чей нос? - Славин.

Куда ходил? - Славить.

Что выславил? - Копеечку

Что на копеечку купил? - Конфеточку.

С кем съел? – Сам.

Почему не дал нам?

1 вариант. Педагог спрашивает, дети отвечают. Необходимо использовать различные интонации голоса: вопрос – громко (сердито, низко, грустно), ответ – тихо (трусливо, высоко, радостно).

2 вариант «Телеграф»: 1-й участник задаёт вопрос и хлопает («ставит печать»), отправляя «телеграмму» соседу рядом; 2-й участник говорит ответ и хлопает, отправляя следующую «телеграмму» соседу рядом; 3-й участник задаёт вопрос, хлопает и отправляет «телеграмму» дальше, 4-й – ответ и т.д. Передавать речь с хлопком в быстром темпе по цепочке.

3 вариант «Звучащая пауза»:

а) педагог задаёт вопрос, дети, вместо ответа словами, отвечают хлопками (притопами, шлепками, ударами кулачков…). Роль ведущего может выполнять ребёнок;

б) педагог задаёт вопрос звучащими жестами, дети отвечают словами.

4 вариант. Педагог (или ребёнок) задаёт вопрос. Дети отвечают и вводят звучащие жесты для сопровождения или удары палочек.

а) один звук (хлоп) на каждую сильную долю: Славин, славить, копеечку, конфеточку, сам;

б) два звука (хлоп-хлоп, или хлоп-топ): Сла-вин, сла-вить, ко-пееч-ку, кон-фе-точку, сам.

в) три звука (хлоп-хлоп-топ, или хлоп-топ-топ, или хлоп-шлёп-топ…): Сла-а-вин, сла-а-вить, ко-пе-еч-ку, кон-фе-точ-ку, сам.

г) четыре звука (четыре одинаковых жеста, или различные комбинации жестов): Сла-а-а-вин , сла-а-а-вить, ко-пе-еч-ку, кон-фе-точ-ку ,сам.

Речевая игра «Ама-лама»

1. Просыпается листва, качаем руками

И проснулся паучок, ползем по руке

Просыпайся голова, качаем головой

Просыпайся язычок

Припев: Ама, лама-лама, хлопаем в ладоши

Чоко, бала-бама,

Эки, вэки, буки,

Ама, лама-лама,

Чоко, бала-бама,

Онэ, коко-юки.


2. Прыгают кузнечики, пальчиками прыгаем по руке

Зажужжали мухи.

Просыпайтесь плечики, движение плечами

Просыпайтесь руки! трем ладошки

Припев.



3. Вот проснулся муравей руки вверх

И сороконожки, руки вниз

Просыпайтесь пяточки, делаем каблучки

Просыпайтесь ножки! топаем ногами

Припев.



Ритмические упражнения с палочками Ирины Галянт.



Игра с палочками «НОЖКИ»

Ножки, ножки, вы шагали?

Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали! -  ритмичные удары в темпе бега

Ножки, ножки, вы стучали?

Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол

Ножки, ножки, вы плясали?

Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали, мы устали! -  удары лежащих палочек друг о друга

Ножки, ножки, отдыхали?

Отдыхали, отдыхал! -  поглаживание руками лежащих палочек

И опять всё начинали! -  ритмичные удары по полу



«Звукоряд»

Тук-тук-тук, нотка До

Постучала к нам в окно.

До, до, до дождь идёт

Нам гулять не даёт.


Улыбнулась нотка Ре

Всем ребятам во дворе.

Дождь прошёл и опять

Солнышко зовёт гулять!


И запела вся Земля

Нотку Ля: ля-ля-ля-ля.


Если нотки встали в ряд

Получился звукоряд.

Стучать палочкой о палочку.


Шагать палочками по полу правой-левой.

Стучать палочками при положении «лежачей» буквы «Т», меняя руки.

Стучать основаниями палочек при вертикальном положении.


Круговые движения палочками в воздухе.

Приставить палочки к голове.


Перекатывать палочки в ладонях.

Стучать шляпками палочек при горизонтальном положении.


Шагать палочками по полу при горизонтальном положении.

Стучать шляпками палочек при вертикальном положении



«Со стаканчиками»

  1. Вариант. Дети сидят на коленях в кругу. У ведущего стаканы по количеству играющих детей (стоят в стопке). Ведущий вместе с детьми хлопает в ладоши (I-I-III) берет стакан и передает соседу справа и дальше по кругу. В конце все стаканы должны вернуться к ведущему.

  2. Вариант. То же, но под ритмическую музыку.



Рефлексия

Уважаемые коллеги. Наш мастер-класс подошел к концу, и мне хотелось бы узнать ваше мнение о нем. Я вам даю смайлик, и каждый из вас получив его, продолжит фразу: «Мне понравилось…», «Я бы мог это использовать ….», «Меня заинтересовало больше всего……»

Спасибо всем за внимание.

Раздача буклетов с играми