Выполнила: Дмитрачкова Татьяна, 302-2022 гр.
Мастер – класс: "Развитие критического мышления у младших школьников"
Презентация педагогического опыта учителем
Обоснование основной идеи:
Актуальность темы обусловлена стремительно меняющимся миром, который требует от людей гибкости, адаптивности и способности решать нестандартные задачи. Критическое мышление - ключевой навык для успешной жизни и работы в XXI веке. Развитие этого качества в раннем возрасте заложит фундамент для успешного обучения и самореализации в будущем. В традиционном образовании часто уделяется недостаточное внимание развитию критического мышления.
Критическое мышление - способность критически анализировать информацию, выделять главное, отличать факты от мнений, оценивать достоверность источников, задавать вопросы, сомневаться, высказывать свое мнение, аргументировать свою позицию, развивать логическое мышление, строить аргументы, делать выводы, решать проблемы.
Младший школьный возраст – идеальный период для развития критического мышления, и существуют многочисленные методы и инструменты, способствующие развитию этих качеств.
Развитие критического мышления увеличивает уверенность в себе, способность выражать свое мнение, принимать решения. Поощрение творческого потенциала и самостоятельного мышления способствует развитию самостоятельности и ответственности у учеников. Это является важнейшими фактором успеха в современном мире.
Характеристика творческой лаборатории:
Наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании методик активного обучения, когда все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают преобладание какого-то одного мнения над всеми прочими. Ученики в процессе учатся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими и принимая ответственные решения. К эффективным технологиям развивающего обучения относится и технология РКМЧП.
РКМЧП (Развитие Критического Мышления Через Чтение и Письмо) - это набор методик, которые направлены на активное взаимодействие с текстом, его глубокое осмысление и формирование собственного мнения.
В чем же особенность этой технологии? В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
Фаза Вызов (пробуждение: имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
Фаза Осмысление содержания (получение новой информации)
Фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
Технология РКМЧП известна своей эффективностью в улучшении понимания текста, развитии анализа информации, формировании собственного мнения и повышении успеваемости. Она универсальна, применяется на разных предметах и с разными видами текстов, доступна и проста в использовании, поощряет творчество и самостоятельность. Благодаря этим качествам, РКМЧП получила широкое распространение в российской образовательной системе и в мире.
Определение проблем и перспектив в работе:
Проблемы: часто развитие критического мышления происходит спонтанно, без четкой программы и плана. В некоторых школах не хватает специальных учебников и дидактических материалов для развития критического мышления. Не все учителя овладели методами и приемами, которые помогают развивать критическое мышление у детей. В некоторых школах до сих пор преобладают традиционные методы обучения, которые не способствуют развитию критического мышления. Многие дети боятся высказывать свое мнение и задавать вопросы, опасаясь ошибиться.
Перспективы: все больше учителей и родителей понимают важность развития критического мышления у детей. Разрабатываются новые методы и программы обучения, направленные на развитие критического мышления у младших школьников. Современные технологии (интерактивные доски, компьютеры, онлайн-ресурсы) открывают новые возможности для развития критического мышления. Все больше внимания уделяется оценке не только знаний, но и навыков критического мышления. Важно создать атмосферу в классе, где дети могут свободно высказывать свое мнение, задавать вопросы и не боятся ошибаться.
Описание системы практического применения:
РКМЧП делает чтение более интересным и эффективным за счет активного взаимодействия с текстом. Она помогает развивать навыки анализа, синтеза, оценки информации и формулирования собственного мнения, что способствует глубокому пониманию текста и формированию устойчивых знаний. Технология поощряет творческий подход, генерирование новых идей и нестандартных решений, а также улучшает коммуникативные навыки детей. РКМЧП универсальна и может применяться на разных уроках и с разными видами текстов.
Однако, важно учитывать возрастные особенности детей, поощрять и поддерживать их, создавать атмосферу доверия и постепенно вводить технологию РКМЧП, начиная с простых методов. Технология РКМЧП не должна заменять традиционные методы обучения, а дополнять и обогащать их. Важно задействовать детей в процессе обучения, чтобы они не были пассивными слушателями, а активно участвовали в работе.
Представление практического применения идеи.
Рассказ мастера о проекте:
Для практической части мастер-класса был разработан урок для первого класса на тему: «Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка», УМК Школа России.
В уроке преобладали практический и словесный методы - использование различных приёмов технологии РКМПЧ, предполагающих различные виды деятельности.
Урок, разработанный с использованием данной технологии, отличается от того, где используются только традиционные методы в силу того, что есть постоянная работа с различными видами деятельности, благодаря чему ученики постоянно вовлечены в процесс.
Такая работа позволяет на протяжении всего урока удерживать внимание детей на изучаемом материале, не приводит к сильной перегрузке и способствует более быстрому усвоению нового материала.
Главное, урок подтверждает то, что технология РКМЧП развивает огромное количество навыков, нужных для развития критического мышления в целом.
В ходе урока были использованы такие приёмы, как: «Зигзаг», «Ромашка Блума», «Синквейн», «Общее – уникальное», «Шесть шляпа».
Определение основных методов и приёмов:
В ходе демонстрации фрагмента урока будут использованы методы:
Практический: чтение, упражнение (Приёмы: «Зигзаг», «Синквейн»)
Наглядный: демонстрация (Приём: «Шесть шляпа»)
Словесный: беседа (Приёмы: «Ромашка Блума», «Общее - уникальное»)
Вопросы учителю-мастеру.
Демонстрация идеи. (Приложение 1)
Моделирование.
Самостоятельная разработка модели урока в режиме продемонстрированной идеи:
Внедрение слушателями и участниками мастер-класса любого из приёмов технологии РКМЧП по любой выбранной теме для формирования критического мышления у младших школьников.
Обсуждение:
Ответы мастера на вопросы участников, демонстрация разработок участников МК. Выявление сильных сторон и недостатков проведённой работы.
Рефлексия.
Дискуссия:
В ходе мастер-класса мною были продемонстрированы разработанные для реального урока задания с использованием приемов технологии РКМЧП, доказавшие, что для того, чтобы развивать критическое мышление у младших школьников нужно использовать несколько приемов технологии РКМЧП, которые позволяют усваивать материал намного быстрее и не дают детям заскучать во время урока.
Аннотирование:
Таким образом, в ходе мастер-класса и работы над проблемой развития критического мышления у младших школьников было установлено, что технология РКМЧП представляет собой эффективный инструмент для развития критического мышления у младших школьников, позволяющий глубоко понимать текст, формировать собственное мнение и улучшать коммуникативные навыки.
Для достижения наилучших результатов в развитии критического мышления необходимо внедрять РКМЧП в качестве системного подхода в образовании, а не использовать ее изолированно на отдельных уроках.
Важную роль играет взаимодействие учителя и учеников, создание атмосферы доверия и поддержки в классе, что позволяет детям свободно выражать свое мнение и не бояться ошибаться.
Учителям необходимо постоянно изучать новые методы и техники развития критического мышления, чтобы повышать эффективность своего урока и вдохновлять учеников.
Приложение 1.
Учебный предмет: литературное чтение.
Класс: 1 «Б»
Тема урока: «Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении Л. Н. Толстого. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступков.
Планируемые результаты | Задачи урока | Предметные: Познакомиться с творчеством Л. Н. Толстого. Отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения. Владеть элементарными умениями анализа. | Дидактические: Формировать представление о творчестве Л. Н Толстого. Формировать умение отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения. Формировать умение владеть элементарными умениями анализа. | Метапредметные: Познавательные: - анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать выводы; - с помощью педагогического работника формулировать цель; Коммуникативные: - воспринимать и формулировать суждения; - корректно и аргументировано высказывать своё мнение; - проявлять уважительное отношение к собеседнику. Регулятивные: - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; - устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; - корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Развивающие: Формировать умения анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы; с помощью педагогического работника формулировать цель. Формировать умения воспринимать и формулировать суждения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику. Формировать умения планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Личностные: Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы. | Воспитательные: Формировать приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы. | Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Дидактические средства: учебник, раздаточный материал, оборудование для опыта. Интерактивное оборудование: проектор, компьютер, смарт доска. |
ТРКМЧП | Структура урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Вызов | 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) Практический (речевая разминка) «Тонкие» и «толстые» вопросы | Организует речевую разминку: Ги-ги-ги, - испекли мы пироги. Га-га-га, - Хочешь, Галя пирога? Ги-ги-ги, - Не нужны мне пироги. Гу-гу-гу, - Есть их больше не могу. Гу-гу-гу, - И я тоже не могу. Га-га-га, - Где же оба пирога? Объясняет задания речевой разминки. Предлагает разгадать загадку: Мы в беде друг другу помогаем, Вместе делаем уроки и играем, Вместе ходим на прогулку, в магазин. Когда нет тебя, то я один. Приходи скорее, я скучаю, Даже в игры без тебя я не играю. Мне общение с тобою очень нужно, А еще нужна мужская…(дружба) - Как вы понимаете слово «дружба»? - У вас есть друг, товарищ? - Кого можно назвать другом, товарищем? - Какой он? - О чём эта скороговорка? - Что для вас настоящая дружба? Организует работу с выставкой книг Л. Н. Толстого. - Какие рассказы вы читали и о чём они? - Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? | Выполняют задания речевой разминки, ориентируясь на инструкцию учителя. Разгадывают загадку. Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение. | | П: устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы; К: воспринимать и формулировать суждения; корректно и аргументировано высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику. | Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы. |
Осмысление | 5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Практический (чтение) «Зигзаг» «Ромашка Блума» | Знакомит с биографией и творчеством Л. Н. Толстого. «Л. Н. Толстой родился в 1828 году в селе Ясная поляна. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо помнил ее. Отец Толстого был добродушным человеком, любил читать, охотиться. Рано умер. Всю жизнь он посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Он очень любил детей. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, написал для детей «Азбуку», по которой учил детей. Он был великим тружеником. Лев Николаевич говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом. Толстой был добрым, справедливым, чутким человеком. Об этом он писал в своих книгах.» Организует работу с учебником на странице 92. Упражнение в чтении трудных слов. Слова записаны зигзагом. Читаем по стрелке: ВЕ –ЛИ –КИЙ – РУС-СКИЙ – ПИ –СА –ТЕЛЬ – ИН –ТЕ –РЕС- НЫ-Е. Организует чтение рассказа о коне и рассматривание картинки. Задаёт вопросы по тексту: Простые вопросы: - Что произошло между Петей и Митей? - Назови, кто решил их спор? - У кого был конь? Уточняющие вопросы: - Если я правильно поняла, то дети поссорились из-за коня? Объясняющие вопросы: - Почему мама отобрала коня? Творческие вопросы: - Что было бы, если мама не пришла? - Придумай, чем могла закончится ссора? Практические вопросы: - Как бы вы поступили на месте героев рассказа? Оценочные вопросы: - Как вы относитесь к главным героям - мальчикам? - Что хотел нам сказать автор этим рассказом? Главная мысль рассказа. | Знакомятся с биографией Л. Н. Толстого. Читают трудные слова по стрелке. Читают рассказ и рассматривают картинку. Отвечают на вопросы. | Формировать представление о творчестве Л. Н Толстого. Формировать умение отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения. Формировать умение владеть элементарными умениями анализа. | П: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы; проводить по предложенному плану опыт. К: воспринимать и формулировать суждения; корректно и аргументировано высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику. | Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы. |
Осмысление | 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Практический (чтение) Словесный (беседа) Синквейн. | Организует чтение текста «Помню я была мала…» Задаёт вопросы: - О ком этот рассказ? - Почему так решили? Прочитайте первое предложение. - Какая сумка получилась у девочки? - Почему девочка гордилась своей работой? - Эта девочка была очень мала, но какой ей хотелось быть? Организует работу в парах. Составление синквейна к слову «Гордость» Организует проверку, посредством зачитывания детьми. | Читают рассказ. Отвечают на вопросы. Выполняют задание в парах. Зачитывают то, что получилось. | Формировать умение отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения. Формировать умение владеть элементарными умениями анализа. | П: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы. К: воспринимать и формулировать суждения; | Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы. |
Рефлексия | 8. Включение нового знания в систему знаний и повторение | «Общее - уникальное» Словесный (беседа) | Организует сравнение двух рассказов приёмом «Общее - уникальное» в группах. Задаёт обобщающие вопросы: - Что интересного вы узнали на уроке? - Что вам больше всего запомнилось и понравилось? - Какая тема урока была? - О каком писателе мы говорили на уроке? - Что вызвало затруднение? - Какие произведения вам понравились? - Кто захотел взять в библиотеке книгу Толстого и прочитать ещё что-то? | Сравнивают два рассказа в группах. Обобщают материал урока. Делают выводы. | Формировать представление о творчестве Л. Н Толстого. Формировать умение отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения. | П: устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы; К: воспринимать и формулировать суждения; | Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы. |
Рефлексия | 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Словесный (беседа) «Шесть шляп» | Организует возвращение к цели и плану урока. Задаёт вопросы: - Достигли цель? - Выполнили план урока? Организует оценивание учащимися своих действий, через приём «Шесть шляп». | Высказывают своё мнение. Анализируют свою деятельность на уроке. | | Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; К: воспринимать и формулировать суждения; | |