СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер- класс : "Рефлексия: Виды. Приемы. Формы."

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рефлексия — это не просто модное слово из ФГОС, а ключ к развитию критического мышления, самооценки и эмоционального интеллекта у младших школьников. Давайте вместе разберёмся, как сделать её частью ваших уроков.

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс : "Рефлексия: Виды. Приемы. Формы."»

мастер-класс  Рефлексия Виды. Приёмы. Формы. Выступление подготовила  Гончарук Яна Равилевна Учитель начальных классов ГБОУ «ШКОЛА №9 Г.О.ТОРЕЗ»

мастер-класс Рефлексия

Виды. Приёмы. Формы.

Выступление подготовила

Гончарук Яна Равилевна

Учитель начальных классов

ГБОУ «ШКОЛА №9 Г.О.ТОРЕЗ»

Рефлексия Сегодня мы поговорим о важном инструменте, который помогает детям не просто учиться, а осознавать, как они учатся. Рефлексия — это не просто модное слово из ФГОС, а ключ к развитию критического мышления, самооценки и эмоционального интеллекта у младших школьников. Давайте вместе разберёмся, как сделать её частью ваших уроков.

Рефлексия

  • Сегодня мы поговорим о важном инструменте, который помогает детям не просто учиться, а осознавать, как они учатся. Рефлексия — это не просто модное слово из ФГОС, а ключ к развитию критического мышления, самооценки и эмоционального интеллекта у младших школьников. Давайте вместе разберёмся, как сделать её частью ваших уроков.
Определение рефлексиии Рефле́ксия (от лат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. ( источник – википедия ) Рефлексия – это размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ. ( толковый словарь Ожегова ) Рефлексия в педагогике – самоанализ деятельности и её результатов. ( статья в газете Первое сентября )

Определение рефлексиии

  • Рефле́ксия (от лат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. ( источник – википедия )
  • Рефлексия – это размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ. ( толковый словарь Ожегова )
  • Рефлексия в педагогике – самоанализ деятельности и её результатов. ( статья в газете Первое сентября )
Организационный этап. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС , рефлексия является  обязательным    этапом урока. Постановка цели и задач. Мотивация. Актуализация знаний учащихся. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка внимания. Контроль усвоения. Коррекция ошибок. Подведение итогов. Рефлексия. Первичное закрепление. Информация о д/з, инструктаж по нему.

Организационный этап.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС , рефлексия является обязательным   этапом урока.

Постановка цели и задач. Мотивация.

Актуализация знаний учащихся.

Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка внимания.

Контроль усвоения. Коррекция ошибок.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Первичное закрепление.

Информация о д/з, инструктаж по нему.

В  ФГОС  особый упор делается на рефлексию деятельности,  предлагается проводить этот этап в конце урока.

В  ФГОС  особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока.

Ситуативная Формы рефлексии Ретроспективная Перспективная

Ситуативная

Формы рефлексии

Ретроспективная

Перспективная

Ситуативная рефлексия Анализ ситуации, складывающейся в данный конкретный момент. Помогает координировать деятельность в точном соответствии с меняющимися условиями.

Ситуативная рефлексия

Анализ ситуации, складывающейся в данный конкретный момент. Помогает координировать деятельность в точном соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная Возможность оценить уже произошедшие события и результаты своей деятельности.

Ретроспективная

Возможность оценить уже произошедшие события и результаты своей деятельности.

Перспективная Размышления о предстоящей деятельности, эффективное планирование своей работы.

Перспективная

Размышления о предстоящей деятельности, эффективное планирование своей работы.

По содержанию Виды  рефлексии По форме деятельности как этапа урока По цели

По содержанию

Виды рефлексии

По форме деятельности

как этапа урока

По цели

Классификация по содержанию Символическая Устная Умение связно высказывать свои мысли, описывать свои эмоции и состояние.

Классификация по содержанию

Символическая

Устная

  • Умение связно высказывать свои мысли, описывать свои эмоции и состояние.
Классификация по содержанию Письменная Этот вид рефлексии уместен на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материала или большой темы.

Классификация по содержанию

Письменная

  • Этот вид рефлексии уместен на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материала или большой темы.
Классификация по форме деятельности Коллективная Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой. Групповая Фронтальная Индивидуальная

Классификация по форме деятельности

Коллективная

  • Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

Групповая

Фронтальная

Индивидуальная

Классификация по цели Эмоциональная Рефлексия деятельности Другое название – сенсорная. Сюда можно включить символьную классификацию. Основной вопрос – «Какое у тебя настроение?» При проверке домашнего задания, на этапе закрепления материала, при защите проекта. Основные вопросы – «Что у меня получилось в результате?» и «Что мне нужно сделать, чтобы добиться успеха?»

Классификация по цели

Эмоциональная

Рефлексия деятельности

  • Другое название – сенсорная. Сюда можно включить символьную классификацию.
  • Основной вопрос – «Какое у тебя настроение?»
  • При проверке домашнего задания, на этапе закрепления материала, при защите проекта.
  • Основные вопросы – «Что у меня получилось в результате?» и «Что мне нужно сделать, чтобы добиться успеха?»
Классификация по цели Рефлексия содержания материала При подведении итогов урока или темы. Основной вопрос – «Что я узнал и чему научился?»

Классификация по цели

Рефлексия содержания материала

  • При подведении итогов урока или темы.
  • Основной вопрос – «Что я узнал и чему научился?»
Формы и приёмы рефлексии на уроке

Формы и приёмы

рефлексии на уроке

Рефлексия настроения  и эмоционального состояния Вставка рисунка

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Вставка рисунка

Утренняя рефлексия «ладошки»

Утренняя рефлексия «ладошки»

Продолжи  предложение Этот вид можно проводить после любого этапа урока. Заключается она в том, что ученики по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из списка

Продолжи предложение

Этот вид можно проводить после любого этапа урока. Заключается она в том, что ученики по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из списка

 представляет собой лестницу со ступенями, количество которых вариативно и зависит от возраста учеников, этапа урока и целей педагога. Минимальное количество — 3 ступени . Предложите ученикам отметить ту ступень, на которой они находятся. Ступени можно подписать, проиллюстрировать или пронумеровать, а можно не сопровождать дополнительными символами или пояснениями.

представляет собой лестницу со ступенями, количество которых вариативно и зависит от возраста учеников, этапа урока и целей педагога. Минимальное количество — 3 ступени .

Предложите ученикам отметить ту ступень, на которой они находятся. Ступени можно подписать, проиллюстрировать или пронумеровать, а можно не сопровождать дополнительными символами или пояснениями.

Солнце и тучка Мне всё удалось У меня ничего не получилось Мне не всё удалось

Солнце и тучка

  • Мне всё удалось
  • У меня ничего не получилось
  • Мне не всё удалось
Кто я сегодня?  На заключительном этапе урока предлагаем ученикам выбрать карточку, которая лучше всего отражает их настроение и состояние. Это поможет им осознать свои чувства и переживания во время занятия.  5 карточек:  1.Муравей;  2.Ленивец;  3.Сова;  4.Медведь;  5.Черепаха.  Каждый из этих образов отражает разные подходы к обучению и восприятию информации. Выбирая карточку, ученики смогут поделиться своими впечатлениями и понять, как они себя ощущали на уроке. Это отличная возможность для рефлексии и обсуждения.

Кто я сегодня?

  • На заключительном этапе урока предлагаем ученикам выбрать карточку, которая лучше всего отражает их настроение и состояние. Это поможет им осознать свои чувства и переживания во время занятия. 5 карточек: 1.Муравей; 2.Ленивец; 3.Сова; 4.Медведь; 5.Черепаха. Каждый из этих образов отражает разные подходы к обучению и восприятию информации. Выбирая карточку, ученики смогут поделиться своими впечатлениями и понять, как они себя ощущали на уроке. Это отличная возможность для рефлексии и обсуждения.
Паровозик Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из двух мини-игр и одного творческого задания. У вас — 3 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

Паровозик

  • Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из двух мини-игр и одного творческого задания. У вас — 3 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
Кубик Блума «Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа, но наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы

Кубик Блума

  • «Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа, но наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы
Дерево успеха Урок интересный. Мне всё понравилось Все задания я выполнил сам. Урок мне понравился, но я не всё понял. Мне помогали учитель и ученики. Мне было скучно. Я ничего не выполнил.

Дерево успеха

  • Урок интересный.
  • Мне всё понравилось
  • Все задания я выполнил сам.
  • Урок мне понравился, но я не всё понял.
  • Мне помогали учитель и ученики.
  • Мне было скучно.
  • Я ничего не выполнил.
Облако тегов (или радуга)   Предложения ,  которые необходимо дополнить. Каждый обучающийся выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно. Рефлексия «Радуга» помогает участникам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Облако тегов (или радуга)

  •   Предложения ,  которые необходимо дополнить. Каждый обучающийся выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно.
  • Рефлексия «Радуга» помогает участникам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Рефлексивная мишень Техника «Рефлексивная мишень»  используется для рефлексии разных сторон состоявшегося урока. Она позволяет оперативно получить отклик учеников сразу по нескольким аспектам занятия

Рефлексивная мишень

  • Техника «Рефлексивная мишень»  используется для рефлексии разных сторон состоявшегося урока. Она позволяет оперативно получить отклик учеников сразу по нескольким аспектам занятия
Анкета В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

Анкета

  • В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
Акрослово Р - радушная О - огромная С - сильная С - суровая И - исключительная Я - яркая У - убедительный Р - радостный О - открытый К – крутой 

Акрослово

  • Р - радушная
  • О - огромная
  • С - сильная
  • С - суровая
  • И - исключительная
  • Я - яркая
  • У - убедительный
  • Р - радостный
  • О - открытый
  • К – крутой 
Книга отзывов Прием «Книга отзывов и предложений» использую следующим образом: учащиеся говорят, что нового и интересного узнали, что хотели бы ещё узнать. Также высказывают свои пожелания и предложения .

Книга отзывов

  • Прием «Книга отзывов и предложений» использую следующим образом: учащиеся говорят, что нового и интересного узнали, что хотели бы ещё узнать. Также высказывают свои пожелания и предложения .
Пять пальцев Для этого упражнения достаточно раздать детям чистые белые листы бумаги. Им необходимо обвести свою ладошку и на каждом пальце написать короткие ответы на соответствующие вопросы: мизинец (мыслительная деятельность) — Какие получил опыт и новые знания? безымянный (близость цели) — Достиг ли поставленной цели? средний (состояние духа) — Какое преобладало настроение? указательный (услуга, помощь) — В какой помощи нуждаешься? большой (бодрость, физическое состояние) — Каким было физическое состояние?

Пять пальцев

  • Для этого упражнения достаточно раздать детям чистые белые листы бумаги. Им необходимо обвести свою ладошку и на каждом пальце написать короткие ответы на соответствующие вопросы:
  • мизинец (мыслительная деятельность) — Какие получил опыт и новые знания?
  • безымянный (близость цели) — Достиг ли поставленной цели?
  • средний (состояние духа) — Какое преобладало настроение?
  • указательный (услуга, помощь) — В какой помощи нуждаешься?
  • большой (бодрость, физическое состояние) — Каким было физическое состояние?
Маятник настроения   Упражнение «Маятник настроения»  — отображает настроение обучающегося. Обучающимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Обучающиеся выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Маятник настроения

  •   Упражнение «Маятник настроения»  — отображает настроение обучающегося. Обучающимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Обучающиеся выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
ВОСХОЖДЕНИЕ НА ПИК ЗНАНИЙ   Упражнение «Восхождение на пик знаний».  Даётся карточка с изображением горы. Учитель: «Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.»

ВОСХОЖДЕНИЕ НА ПИК ЗНАНИЙ

  •   Упражнение «Восхождение на пик знаний».  Даётся карточка с изображением горы. Учитель: «Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.»
Черно-белый и цветной кадр   Прием «Черно-белый и цветной кадр» Обучающимся предлагается нарисовать два рисунка: один черно-белый (негативное событие), другой – цветной (самое удачное событие). Данные рисунки необходимо расшифровать.

Черно-белый и цветной кадр

  •   Прием «Черно-белый и цветной кадр»
  • Обучающимся предлагается нарисовать два рисунка: один черно-белый (негативное событие), другой – цветной (самое удачное событие). Данные рисунки необходимо расшифровать.
ЛЕНТОЧКА   Прием «Ленточка».  В Древней Японии был такой обычай: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Сегодня мы завершаем свое занятие-путешествие, но мне бы хотелось с вами ещё встретиться. Возьмитесь за ленточку. От тех, кто держит  красную ленточку , мне бы хотелось услышать, что понравилось им сегодня? От тех, кто держит  синюю ленточку , мне бы хотелось услышать, что нового интересного они сегодня узнали? От тех, кто держит  жёлтую ленточку,  мне бы хотелось услышать, будут ли они применять правила, с которыми сегодня познакомились? От тех, кто держит  зелёную ленточку,  мне бы хотелось услышать, какое у вас настроение после нашего занятия?

ЛЕНТОЧКА

  •   Прием «Ленточка».  В Древней Японии был такой обычай: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Сегодня мы завершаем свое занятие-путешествие, но мне бы хотелось с вами ещё встретиться. Возьмитесь за ленточку.
  • От тех, кто держит  красную ленточку , мне бы хотелось услышать, что понравилось им сегодня?
  • От тех, кто держит  синюю ленточку , мне бы хотелось услышать, что нового интересного они сегодня узнали?
  • От тех, кто держит  жёлтую ленточку,  мне бы хотелось услышать, будут ли они применять правила, с которыми сегодня познакомились?
  • От тех, кто держит  зелёную ленточку,  мне бы хотелось услышать, какое у вас настроение после нашего занятия?
додекаэдр Додекаэдр можно использовать для рефлексии после занятий и уроков. Для этого нужно склеить форму двенадцатигранника. Затем ребёнок бросает додекаэдр, отвечает на выпавший вопрос и передаёт следующему ребёнку.  Также додекаэдр можно применять в качестве дидактической игры. В этом случае каждый додекаэдр может быть посвящён отдельной теме: безопасности, приметам, признакам времён года, адаптации детей, взаимосвязи объектов живой и неживой природы, праздникам, правилам поведения и т. п..  Игры с додекаэдром помогают расширять пассивный и активный словарь детей, совершенствовать связную монологическую и диалогическую речь, развивать навыки словоизменения имён существительных, прилагательных и глаголов, интонационную сторону речи. 

додекаэдр

  • Додекаэдр можно использовать для рефлексии после занятий и уроков. Для этого нужно склеить форму двенадцатигранника. Затем ребёнок бросает додекаэдр, отвечает на выпавший вопрос и передаёт следующему ребёнку. 
  • Также додекаэдр можно применять в качестве дидактической игры. В этом случае каждый додекаэдр может быть посвящён отдельной теме: безопасности, приметам, признакам времён года, адаптации детей, взаимосвязи объектов живой и неживой природы, праздникам, правилам поведения и т. п.. 
  • Игры с додекаэдром помогают расширять пассивный и активный словарь детей, совершенствовать связную монологическую и диалогическую речь, развивать навыки словоизменения имён существительных, прилагательных и глаголов, интонационную сторону речи. 
ТРАНСПОРТИР ЗНАНИЙ ЭТОТ прием рефлексии целесообразно применять на уроках математики. Учащиеся должны показать с помощью стрелочки, на каком этапе усвоения новых знаний они находятся. Оценить полученные знания по школе от 1 до 10.

ТРАНСПОРТИР ЗНАНИЙ

  • ЭТОТ прием рефлексии целесообразно применять на уроках математики. Учащиеся должны показать с помощью стрелочки, на каком этапе усвоения новых знаний они находятся. Оценить полученные знания по школе от 1 до 10.
ВЫБЕРИ ДИСТАНЦИЮ Нужно определить свое положение по отношению к теме, встав на соответствующую позицию: 1 — не знаю и знать не хочу; 2, 3 — ничего не знаю, но проявляю интерес; 4 — имею смутное представление; 5 — хочу знать больше; 6 — могу поделиться знаниями с другими.

ВЫБЕРИ ДИСТАНЦИЮ

  • Нужно определить свое положение по отношению к теме, встав на соответствующую позицию:
  • 1 — не знаю и знать не хочу;
  • 2, 3 — ничего не знаю, но проявляю интерес;
  • 4 — имею смутное представление;
  • 5 — хочу знать больше;
  • 6 — могу поделиться знаниями с другими.
Лампочки Желтый – мне все было понятно Серый –возникали трудности, не все было понятно

Лампочки

  • Желтый – мне все было понятно
  • Серый –возникали трудности, не все было понятно
Острова На большом листе бумаги рисуется карта с изображением островов со следующими названиями: остров Неуверенности, остров Вдохновения, остров Удовлетворения, остров Накопления знаний, остров Размышления, остров Пустоты, Бермудский треугольник и т.д.  Карта вывешивается на доске. Ученики рисуют или уже готовые кораблики прикрепляют в соответствующем районе, который отражает его душевное эмоционально-чувственное состояние после состоявшегося мероприятия.  После помещения своего «настроения» на бумаге можно его проанализировать. (Каждый из участников имеет право нарисовать на карте остров со своим названием).

Острова

  • На большом листе бумаги рисуется карта с изображением островов со следующими названиями: остров Неуверенности, остров Вдохновения, остров Удовлетворения, остров Накопления знаний, остров Размышления, остров Пустоты, Бермудский треугольник и т.д. Карта вывешивается на доске. Ученики рисуют или уже готовые кораблики прикрепляют в соответствующем районе, который отражает его душевное эмоционально-чувственное состояние после состоявшегося мероприятия. После помещения своего «настроения» на бумаге можно его проанализировать. (Каждый из участников имеет право нарисовать на карте остров со своим названием).
Бермудский треугольник Острова Остров Пустоты Остров Вдохновения Остров Неуверенности Остров Размышления Остров Удовлетворения

Бермудский

треугольник

Острова

Остров Пустоты

Остров Вдохновения

Остров Неуверенности

Остров Размышления

Остров Удовлетворения

Заряд знаний В конце урока учащимся предлагается определить «процент знаний», которые они получили на уроке и определить свой заряд в соответствующую батарейку. 100 % - мне все понятно 75 % - мне было сложно понять 25 % - мне ничего не понятно

Заряд знаний

В конце урока учащимся предлагается определить «процент знаний», которые они получили на уроке и определить свой заряд в соответствующую батарейку.

100 % - мне все понятно

75 % - мне было сложно понять

25 % - мне ничего не понятно

Плюс-минус-интересно Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «ПЛЮС»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «МИНУС»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «ИНТЕРЕСНО»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс-минус-интересно

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «ПЛЮС»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «МИНУС»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «ИНТЕРЕСНО»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Напиши сообщение В конце урока детям раздаются заламинированные мобильные телефоны. Задание: напишите другу, маме или учителю смс сообщение, как прошёл урок, что бы вы хотели ещё узнать, оцените свою работу на уроке.

Напиши сообщение

В конце урока детям раздаются заламинированные мобильные телефоны. Задание: напишите другу, маме или учителю смс сообщение, как прошёл урок, что бы вы хотели ещё узнать, оцените свою работу на уроке.

Эмоции  Учащимся в конце урока предлагается выбрать смайлик , который соответствует их настроению и поместить его в соответствующего цвета сосуд.

Эмоции

Учащимся в конце урока предлагается выбрать смайлик , который соответствует их настроению и поместить его в соответствующего цвета сосуд.

Мойдодыр  Учащимся предлагается в конце урока оценить свою работу, выбрав зубную щетку нужного цвета. Зеленый - все удалось Синий - были некоторые сложности Красный –было сложно

Мойдодыр

  • Учащимся предлагается в конце урока оценить свою работу, выбрав зубную щетку нужного цвета.
  • Зеленый - все удалось
  • Синий - были некоторые сложности
  • Красный –было сложно

Инсерт

  • Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким. На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание проговаривается.

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста). Пометки должны быть следующие: v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; – если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали; + если то, что вы читаете, является для вас новым; ? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. Прочитав учебный текст один раз, возвращаемся к своим первоначальным предположениям. Следующим шагом может стать заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

Инсерт

Инсерт

Синквейн Учитель. Добрый, мудрый. Учит, переживает, надеется. Понимает проблемы своих учеников. Наставник.   Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу. Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. — 1-ая строка – одно слово, название темы, явления, чаще всего это имя существительное; — 2-ая строка – два слова, имена прилагательные, характеризующие данное понятие; — 3-я строка – три слова, глаголы – показывающие действие понятия; — 4-ая строка – четыре слова, помогающие логически завершить мысль / короткое предложение, показывающее отношение автора к теме; — 5-ая строка – одно слово, синоним темы, вывод, обычно имя существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Синквейн

  • Учитель.
  • Добрый, мудрый.
  • Учит, переживает, надеется.
  • Понимает проблемы своих учеников.
  • Наставник.

  Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу. Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

  • — 1-ая строка – одно слово, название темы, явления, чаще всего это имя существительное;
  • — 2-ая строка – два слова, имена прилагательные, характеризующие данное понятие;
  • — 3-я строка – три слова, глаголы – показывающие действие понятия;
  • — 4-ая строка – четыре слова, помогающие логически завершить мысль / короткое предложение, показывающее отношение автора к теме;
  • — 5-ая строка – одно слово, синоним темы, вывод, обычно имя существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Диаманта Диаманта - это  стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя  из которых - понятия с противоположным  значением. Схема построения:  строчка 1: тема (существительное)  строчка 2: определение (2 прилагательных)  строчка 3: действие (3 причастия или глагола )  строчка 4: ассоциации (4 существительных)  строчка 5: действие (3 причастия или глагола)  строчка 6: определение( 2 прилагательных)  строчка 7: тема (существительное) Онегин равнодушный, надменный, скучающий, иронизирующий, непонятый, свет, Петербург, сплин, дуэль. Восторгающийся, мечтающий, ревнующий, томный, романтичный Ленский.

Диаманта

  • Диаманта - это  стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя  из которых - понятия с противоположным  значением.
  • Схема построения: строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия или глагола ) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия или глагола) строчка 6: определение( 2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное)
  • Онегин
  • равнодушный, надменный,
  • скучающий, иронизирующий, непонятый,
  • свет, Петербург, сплин, дуэль.
  • Восторгающийся, мечтающий, ревнующий,
  • томный, романтичный
  • Ленский.
Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним

Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним "но"! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы. Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.

      Рефлексия  — это диалог с самим собой и с учениками. Она помогает не только детям, но и нам, учителям, видеть «слабые места» урока и расти профессионально. Начните с малого: внедрите один метод уже завтра. Помните: даже маленькие шаги ведут к большим изменениям!  Спасибо за внимание!  Готова ответить на ваши вопросы и услышать ваши идеи.

Рефлексия — это диалог с самим собой и с учениками. Она помогает не только детям, но и нам, учителям, видеть «слабые места» урока и расти профессионально. Начните с малого: внедрите один метод уже завтра. Помните: даже маленькие шаги ведут к большим изменениям! Спасибо за внимание! Готова ответить на ваши вопросы и услышать ваши идеи.

Использованные ресурсы

  • Дизайн презентации – «Четыре сезона природы» широкоэкранная (встроенный поиск шаблонов из Интернета).
  • Определения рефлексии – википедия , толковый словарь Ожегова , статья в газете Первое сентября .
  • Мастер-класс «Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС», автор Русакова Т.А., ссылка на публикацию .
  • «Технологии рефлексии в педагогическом процессе», авторы Пугачев Е.П. и Пугачева Л.В., ссылка на публикацию .
  • Рефлексия как этап урока: виды, приёмы, примеры , сайт Pedsovet.su .
  • Примерная структура комбинированного урока – ссылка на сайт .
  • ФГОС - ссылка на википедию ФГОС .
  • Школьник за компьютером - http://vr-vyksa.ru/media/images/malchik-kompiuter.max-1200x800.jpg
  • Школьник с лупой - http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2014/11/20130427123829.jpg
  • План человечки - https://1.bp.blogspot.com/-pubRA504dRE/V7q5gI3DCKI/AAAAAAAAGz8/ySeO2hJVr6kOgjDVlMLDt0eUPOB5S84cQCLcB/s1600/%25D0%259F%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25BD.jpg
  • Светофор - http://rylik.ru/uploads/posts/2014-04/1396890458_gouktjybcwe6r2n.jpg
  • Жесты с мордашками - http://www.clipartkid.com/images/474/smiles-and-thumbs-up-and-down-stock-vector-illustration-85992292-CZQmH0-clipart.jpg
  • Девочка с книгой - https://thumbs.dreamstime.com/t/%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%89%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%8F-%D0%BC%D0%BE-%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B5-56185159.jpg
  • Рефлексия эмоционального состояния - http://files.logoped-i-ya.webnode.ru/200000824-2a67b2b611/%D1%81%D0%B8%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B.jpg
Использованные ресурсы Рефлексия с ленточками – ссылка на публикацию . Ленточки - http://www.asienda.ru/data/cache/2015jan/25/07/153286_52101.jpg Солнышко - http://poznaemmir.com/wp-content/uploads/2017/01/c94adea018c382ac9dd2bbd7051f51cf.jpg  Солнышко с тучкой – http://ahdetki.ru/uploads/images/00/00/01/2012/07/16/99d7ca3783.jpg  Тучка - https://img-fotki.yandex.ru/get/6513/36014149.fd/0_76b83_c768892_XL  Кубик Блума пример - http://images.myshared.ru/7/822810/slide_38.jpg  Кубик Блума материал - http://pedsovet.su/metodika/priemy/6001_kubik_bluma_na_uroke  Кубик Блума картинка - http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2016/04/kubik-s-voprositelnymi-znakami.jpg  Дерево - http://7remesel.ru/images/oformlenie-svadeb/derevo-pojelaniy/sfsdferwer.jpg  Лист - https://s.pfst.net/2012.06/136530781861e2e099bb4dd497a5316e531636d66c7_b.jpg  Солнце без лучиков - https://i05.fotocdn.net/s18/249/public_pin_m/81/2517913848.jpg  Горшок с цветами - https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQGLh82WznABgSzt6APAGfkltjz8Nu994Ah7HlaXz38gjYDsybl  Рефлексия итоговая картинка - http://schoolsclass.com.ua/wp-content/uploads/2014/08/1397620781_4.jpg  Метод шести шляп - http://pedsovet.su/metodika/priemy/6276_6_shlyap_myshlenia_na_uroke

Использованные ресурсы

  • Рефлексия с ленточками – ссылка на публикацию .
  • Ленточки - http://www.asienda.ru/data/cache/2015jan/25/07/153286_52101.jpg
  • Солнышко - http://poznaemmir.com/wp-content/uploads/2017/01/c94adea018c382ac9dd2bbd7051f51cf.jpg
  • Солнышко с тучкой – http://ahdetki.ru/uploads/images/00/00/01/2012/07/16/99d7ca3783.jpg
  • Тучка - https://img-fotki.yandex.ru/get/6513/36014149.fd/0_76b83_c768892_XL
  • Кубик Блума пример - http://images.myshared.ru/7/822810/slide_38.jpg
  • Кубик Блума материал - http://pedsovet.su/metodika/priemy/6001_kubik_bluma_na_uroke
  • Кубик Блума картинка - http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2016/04/kubik-s-voprositelnymi-znakami.jpg
  • Дерево - http://7remesel.ru/images/oformlenie-svadeb/derevo-pojelaniy/sfsdferwer.jpg
  • Лист - https://s.pfst.net/2012.06/136530781861e2e099bb4dd497a5316e531636d66c7_b.jpg
  • Солнце без лучиков - https://i05.fotocdn.net/s18/249/public_pin_m/81/2517913848.jpg
  • Горшок с цветами - https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQGLh82WznABgSzt6APAGfkltjz8Nu994Ah7HlaXz38gjYDsybl
  • Рефлексия итоговая картинка - http://schoolsclass.com.ua/wp-content/uploads/2014/08/1397620781_4.jpg
  • Метод шести шляп - http://pedsovet.su/metodika/priemy/6276_6_shlyap_myshlenia_na_uroke
Использованные ресурсы Лестница успеха - http://edu-reforma.ru/ss7.jpg Таксономия Блума - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%91%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B0  Радуга - http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_m2b58bdb4.jpg  Паровозик - http://www.doktorpapa.ru/blog/wp-content/uploads/2010/05/par01.jpg  Анкета - http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg  Книга отзывов - https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s7004e7e6c8e2acdc/image/i110da23b863e3610/version/1420368766/image.jpg  Пять пальцев - http://www.b17.ru/foto/uploaded/7ba04ece31626954db54f01196fdf89d.jpg  Шпаргалка - http://kartinkinaden.ru/uploads/posts/2016-01/1453983525_14.jpg  Остров - https://avatanplus.com/files/resources/mid/587f4ecbbd1ab159b14bcbff.png  Рефлексия Острова – ссылка на материал . Кораблик - http://ds216.centerstart.ru/sites/ds216.centerstart.ru/files/amlekula_logo.png  Рефлексия Инсерт – ссылка на материал . Компьютер - http://voznesenskayahotel.ru/images/sampledata/pc.jpg  Диаманта материал – ссылка .

Использованные ресурсы

  • Лестница успеха - http://edu-reforma.ru/ss7.jpg
  • Таксономия Блума - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%91%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B0
  • Радуга - http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_m2b58bdb4.jpg
  • Паровозик - http://www.doktorpapa.ru/blog/wp-content/uploads/2010/05/par01.jpg
  • Анкета - http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg
  • Книга отзывов - https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s7004e7e6c8e2acdc/image/i110da23b863e3610/version/1420368766/image.jpg
  • Пять пальцев - http://www.b17.ru/foto/uploaded/7ba04ece31626954db54f01196fdf89d.jpg
  • Шпаргалка - http://kartinkinaden.ru/uploads/posts/2016-01/1453983525_14.jpg
  • Остров - https://avatanplus.com/files/resources/mid/587f4ecbbd1ab159b14bcbff.png
  • Рефлексия Острова – ссылка на материал .
  • Кораблик - http://ds216.centerstart.ru/sites/ds216.centerstart.ru/files/amlekula_logo.png
  • Рефлексия Инсерт – ссылка на материал .
  • Компьютер - http://voznesenskayahotel.ru/images/sampledata/pc.jpg
  • Диаманта материал – ссылка .