СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс Сила текста. Осмысление как фактор грамотности.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с текстом. Читательская грамотность. 

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс Сила текста. Осмысление как фактор грамотности.»

Сила текста.  Осмысление как фактор грамотности   Сайфутдинова Эльвира Гарафутдиновна, учитель русского языка и литературы  высшей квалификационной категории  МБОУ «Шеморданский лицей «Рост» Сабинского муниципального района РТ»

Сила текста. Осмысление как фактор грамотности

Сайфутдинова Эльвира Гарафутдиновна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Шеморданский лицей «Рост»

Сабинского муниципального района РТ»

О читательской грамотности замолвите слово…

О читательской грамотности замолвите слово…

Чтение Чи т а тел ь с к ая грамотность Понимать Декодирование  текста  =  перевод  букв  в  звуки Декодирование знание  о  мире м е т а к огнитив н ые компетенции Использовать Размышлять Заниматься  чтением Деятельность Достигать Участвовать Инструмент Расширять

Чтение

Чи т а тел ь с к ая грамотность

Понимать

Декодирование текста = перевод букв в звуки

  • Декодирование
  • знание о мире
  • м е т а к огнитив н ые компетенции

Использовать

Размышлять

Заниматься чтением

Деятельность

Достигать

Участвовать

Инструмент

Расширять

Территория текста:  смысловое чтение как ресурс повышения качества образования  #ТЕКСТЫ СПЛОШНЫЕ #ТЕКСТЫ НЕСПЛОШНЫЕ #ТЕКСТЫ СОСТАВНЫЕ #ТЕКСТЫ СМЕШАННЫЕ

Территория текста:

смысловое чтение как ресурс повышения качества образования

#ТЕКСТЫ СПЛОШНЫЕ #ТЕКСТЫ НЕСПЛОШНЫЕ #ТЕКСТЫ СОСТАВНЫЕ #ТЕКСТЫ СМЕШАННЫЕ

 В книге описаны различные стратегии текстовой деятельности и предложены разнообразные тексты, в процессе работы с которыми можно освоить современные стратегии чтения и понимания научных, учебных и художественных текстов.

В книге описаны различные стратегии текстовой деятельности и предложены разнообразные тексты, в процессе работы с которыми можно освоить современные стратегии чтения и понимания научных, учебных и художественных текстов.

 Приемы обучения чтению должны быть в минимальной степени репродуктивными. Школа должна обучать думать над текстом, понимать текст, а не воспринимать его.   А.А. Леонтьев

Приемы обучения чтению должны быть в минимальной степени репродуктивными. Школа должна обучать думать над текстом, понимать текст, а не воспринимать его.

А.А. Леонтьев

 Все уже разошлись; одна свеча горит в гостиной: maman сказала, что она сама разбудит меня; это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос: — Вставай, моя душечка: пора идти спать. Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку. — Вставай же, мой ангел. Все это заставляет меня вскочить, обвить руками ее шею, прижать голову к ее груди и, задыхаясь, сказать: — Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю! Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени.  Л.Н.Толстой «Детство»

Все уже разошлись; одна свеча горит в гостиной: maman сказала, что она сама разбудит меня; это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос:

— Вставай, моя душечка: пора идти спать.

Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку.

— Вставай же, мой ангел.

Все это заставляет меня вскочить, обвить руками ее шею, прижать голову к ее груди и, задыхаясь, сказать:

— Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!

Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени.

Л.Н.Толстой «Детство»

 Все уже разошлись; одна свеча горит в гостиной: maman сказала, что она сама разбудит меня; это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам , и над ухом моим звучит милый знакомый голос : — Вставай, моя душечка : пора идти спать. Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь . Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку. — Вставай же, мой ангел. Все это заставляет меня вскочить, обвить руками ее шею , прижать голову к ее груди и, задыхаясь , сказать: — Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю ! Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени .  Л.Н.Толстой «Детство»

Все уже разошлись; одна свеча горит в гостиной: maman сказала, что она сама разбудит меня; это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам , и над ухом моим звучит милый знакомый голос :

— Вставай, моя душечка : пора идти спать.

Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь . Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку.

— Вставай же, мой ангел.

Все это заставляет меня вскочить, обвить руками ее шею , прижать голову к ее груди и, задыхаясь , сказать:

— Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю !

Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени .

Л.Н.Толстой «Детство»

 Лесная поляна. Вышел я, стал под березкой… Что делается!  Елки, одна к другой, так сильно густели и вдруг останавливались все у большой поляны. Там, на другой стороне поляны, были тоже елки и тоже остановились, не смея двинуться дальше. И так кругом всей поляны стояли густые высокие ели, каждая высылая впереди себя березку.  Вся большая поляна была покрыта зелеными бугорками. Это было все наработано когда-то кротами и потом заросло и покрылось мохом. На эти взрытые кротами холмики падало семя и вырастали березки, а под березкой, под ее материнской защитой от мороза и солнца вырастала тенелюбивая елочка. И так высокие ели, не смея открыто сами выслать своих малышей на полянку, высылали их под покровом березок и под их защитой переходили поляну.  М. Пришвин «Зарастающая поляна»

Лесная поляна. Вышел я, стал под березкой… Что делается!

Елки, одна к другой, так сильно густели и вдруг останавливались все у большой поляны. Там, на другой стороне поляны, были тоже елки и тоже остановились, не смея двинуться дальше. И так кругом всей поляны стояли густые высокие ели, каждая высылая впереди себя березку.

Вся большая поляна была покрыта зелеными бугорками. Это было все наработано когда-то кротами и потом заросло и покрылось мохом. На эти взрытые кротами холмики падало семя и вырастали березки, а под березкой, под ее материнской защитой от мороза и солнца вырастала тенелюбивая елочка. И так высокие ели, не смея открыто сами выслать своих малышей на полянку, высылали их под покровом березок и под их защитой переходили поляну.

М. Пришвин «Зарастающая поляна»

 Лесная поляна . Вышел я, стал под березкой… Что делается !  Елки, одна к другой, так сильно густели и вдруг останавливались все у большой поляны. Там, на другой стороне поляны, были тоже елки и тоже остановились, не смея двинуться дальше. И так кругом всей поляны стояли густые высокие ели, каждая высылая впереди себя березку .  Вся большая поляна была покрыта зелеными бугорками. Это было все наработано когда-то кротами и потом заросло и покрылось мохом. На эти взрытые кротами холмики падало семя и вырастали березки, а под березкой, под ее материнской защитой от мороза и солнца вырастала тенелюбивая елочка. И так высокие ели, не смея открыто сами выслать своих малышей на полянку, высылали их под покровом березок и под их защитой переходили поляну.  М. Пришвин «Зарастающая поляна»

Лесная поляна . Вышел я, стал под березкой… Что делается !

Елки, одна к другой, так сильно густели и вдруг останавливались все у большой поляны. Там, на другой стороне поляны, были тоже елки и тоже остановились, не смея двинуться дальше. И так кругом всей поляны стояли густые высокие ели, каждая высылая впереди себя березку .

Вся большая поляна была покрыта зелеными бугорками. Это было все наработано когда-то кротами и потом заросло и покрылось мохом. На эти взрытые кротами холмики падало семя и вырастали березки, а под березкой, под ее материнской защитой от мороза и солнца вырастала тенелюбивая елочка. И так высокие ели, не смея открыто сами выслать своих малышей на полянку, высылали их под покровом березок и под их защитой переходили поляну.

М. Пришвин «Зарастающая поляна»

Виктор ПЕЛЕВИН

Текст ЕГЭ по русскому языку

(1)B одном романе Милан Кундера называет вопрос мостом понимания , перекинутым от человека к человеку. (2)Это сравнение работает в обе стороны. ( 3)Вопрос похож на мост, а мост похож на вопрос, обращённый человеком ко времени и пространству – что на другой стороне? ( 4)Но бывают мосты, больше похожие на ответы.

(5)Когда мне было двенадцать лет, я каждый день садился на велосипед и ехал по шоссе к каналу, когда-то построенному зэками ГУЛАГА. (6)Дойдя до канала, шоссе перепрыгивало через него, превращаясь в мост, который держали две металлических дуги – мост был похож на лук, повёрнутый тетивой вниз. (7)Под ним была полоса желтого речного песка, которая и была моей целью. (8)Я строил из песка дома, которые разрушались каждый раз, когда мимо проходил речной теплоход или большая баржа. (9)Часами лёжа на берегу, я видел отблеск солнца в стёклах с той стороны канала, далёкие деревянные заборы, пыльную зелень фруктовых садов. (10)Странно, но я никогда не пересекал этот мост, хотя иногда хотел.

(11)Через пятнадцать лет я снова оказался на этом шоссе – и опять на велосипеде. (12)Я вспомнил мост, который собирался когда-то пересечь. (13)Мысль о том, что я сделаю это сейчас, наполнила меня неожиданной радостью. (14)Я понял: сделав это, я пересеку границу между собой нынешним и собой прошлым, и это будет значить, что тот мальчик и я – один и тот же человек. (15)Это было бы самым настоящим алхимическим актом. (16)Предвкушая его, я поехал медленно. (17)Уже почти добравшись до цели, я заметил странность: шоссе расширялось и уходило вправо от того места, где лежало раньше. (18)А потом я увидел новый бетонный мост, по которому оно теперь шло. (19)Старый стоял в сотне метров слева – он ничуть не изменился, только участки дороги перед ним были разрушены, и с обеих сторон он обрывался в пустоту. (20) Это было хорошим ответом .

(21) Но у меня есть подозрение, что Лета – это не те воды, в которые мы вступаем после смерти, а река, через которую мы переплавляемся при жизни. ( 22)Мост у нас под ногами. ( 23)Но есть ли берега? ( 24)Границы, по которой я иду, я не помню. ( 25)Границы, к которой приближаюсь, не вижу. (26)Можно ли говорить, что я иду откуда-то или куда-то? ( 27)И всё же меня утешает сходство жизни с прогулкой по мосту , который я отчаялся пересечь. (28)В сущности, думаю я иногда, я ведь не делал в жизни ничего иного, а только мерил шагами этот висящий в пустоте отрезок никуда не ведущей дороги – мост, который я так хотел перейти.

Это реальный текст ЕГЭ по русскому языку, по которому выпускник должен написать на экзамене сочинение-рассуждение. Чтобы эту непростую задачу выполнить, текст надо осмыслить и правильно интерпретировать. А это и есть читательская грамотность.

А теперь берем в руки ручки, делим информацию на главную и второстепенную. Все, что можно убрать – убираем; все, что можно обобщить – обобщаем; все, что можно упростить – упрощаем. Таким образом сжимаем текст до 2-3 предложений.

  • Что дал нам первый абзац? (Мост – это вопрос человека о том, что на др. стороне жизни)
  • Если вам кажется, что в тексте что-то не до конца понятно, ОСТАНОВИТЕСЬ и ПЕРЕЧИТАЙТЕ.

Алгоритм интерпретации текста

  • ВДУМЧИВО читаем текст
  • Делим информацию на главную и второстепенную . СЖИМАЕМ текст до 2-3 предложений:

всё, что можно убрать – убираем;

всё, что можно обобщить – обобщаем;

всё, что можно упростить – упрощаем.

3. Если в тексте что-то не до конца понятно, ОСТАНОВИТЕСЬ и ПЕРЕЧИТАЙТЕ

важно разобраться со всеми фактами, прояснить мельчайшие детали;

используем приём «Рисуем текст» или «Превращаем текст в схему».

4. ПЕРЕСКАЗЫВАЕМ текст кратко:

1)Мост - вопрос человека к миру о том, что на другой стороне жизни.

2)Описание разрушенного моста, обрывающегося в пустоту. Это ответ на вопрос.

3)Что понял рассказчик, увидев мост.

5. ФОРМУЛИРУЕМ позицию автора. Что сказал автор текстом?

Жизнь - прогулка по мосту, берегов не видно. Мост у нас под ногами.

Жизнь - это то, что происходит здесь и сейчас.

Надо разобраться с фактами текста, понять, что происходит, прояснить малейшие детали. 2-3 абзацы о чем? (мост, обрывающийся с двух сторон в пустоту – это ответ). Прием «Рисуем текст или «Превращаем текст в схему».

4 абзац – что понял рассказчик, увидев этот мост. (Жизнь – движение по мосту. Берегов не видно, мы не знаем, что было до нашего рождения, не знаем, что будет после смерти. Мост у нас под ногами, значит жизнь – это то, что происходит здесь и сейчас.)

Проделывая эти 5 важных шагов, мы нарабатываем алгоритм грамотного осмысления текста.

  Уметь читать в широком смысле этого слова – значит извлечь из мертвой буквы живой смысл.  К.Д. Ушинский

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит извлечь из мертвой буквы живой смысл.

К.Д. Ушинский