СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
11
Цель мастер-класса: Распространение опыта работы учителя на уроках литературного чтения по социализации младших школьников.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по социализации на уроках литературного чтения в начальной школе.
Задачи:
познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по социализации младших школьников.
показать практическую значимость использования данных приёмов работы, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания по теории социализации на уроках литературного чтения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
План проведения:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, теоретические аспекты вопроса.
3. Практическая часть, знакомство с опытом работы по социализации младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Подведение итогов.
Организационный момент. Приветствие.
Сообщение темы, теоретические аспекты вопроса.
Современное общество нуждается сейчас в человеке мобильном, эрудированном, коммуникабельном, способном самостоятельно мыслить, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя и для окружающего мира. Общество нуждается в человеке-гражданине.
Целью образования в начальной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностного ориентированного подхода в обучении и воспитании и постепенного перехода к личностно - деятельностному, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной адаптироваться к условиям новой жизни.
Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей и задач начального образования, а также воспитания и социализации учащихся.
Социализация младших школьников предполагает решение следующих педагогических задач:
( Слайд 3)
Задачи:
- сохранить и поддержать индивидуальность ребенка;
- создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, творческого, эстетического и физического самовыражения личности;
-воспитывать духовность, нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру.
Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Формирование нравственного сознания начинающего читателя происходит преимущественно через приобщение его к миру духовно-нравственных и эстетических ценностей, содержащихся в художественных произведениях, а главное - через возрастание общей гуманистической и эстетической культуры личности.
( Слайд 4)
Основные направления социализации личности:
1.Воспитание патриотизма, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа.
2. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению и труду.
3. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, включая учебные и познавательные мотивы.
5.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
6.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.
( Слайд 5)
Социализация личности проходит несколько этапов:
- адаптации (приспособление к природной и социокультурной среде, умение в ней жить, не разрушая себя как личность);
- интеграции (освоение потенциала среды в деятельности, общении с другими);
- саморазвития (предполагает процесс самоактуализации через систему потребностей - жизненных, безопасности, поддержки и признания, любви);
- самореализации (осознание себя как постоянного и различимого относительно других, определенный образ себя индивида и группы), чувство адекватности и владения собственным «Я».
Условно распределим их на четыре года обучения в начальных классах.
( Слайд 6)
Социокультурная цель первого этапа- 1 класса предполагает формирование:
а) коммуникативной компетентности учащихся – развитие речи школьников во всех формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех функциях: общения, сообщения, воздействия;
б) навыков грамотной, безошибочной речи как показателя общей культуры человека.
Этот этап проходит под девизом «Давайте познакомимся».
( Слайд 7)
Социокультурная цель второго этапа – 2 класс:
а) формирование отношения к литературе как к искусству наряду с живописью, музыкой;
б) умение в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению;
в) формирование понятия о дружбе, сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
«Красота спасет мир» - под таким девизом строится жизнедеятельность и воспитательная работа на этом этапе.
( Слайд 8)
Социокультурная цель третьего этапа – 3 класс:
а) формирование начального представления об общих корнях и путях развития литературы разных народов и чувство сопричастности своему народу.
б) формирование понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы.
в) формирование чувства ответственности за мир природы.
«Я среди людей» - так можно охарактеризовать этот этап.
( Слайд 9)
Социокультурная цель четвертого этапа – 4 класс:
а) формировать основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;
б) формировать чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое , умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям её граждан.
«Я - выпускник начальной школы». Под таким девизом проходит четвертый этап.
Работая по социализации младших школьников на уроках литературного чтения, использую примерные формы занятий, а именно:
( Слайд 10)
Примерные формы занятий:
1.Чтение вслух, про себя, по ролям; декламация.
2. Пересказ, инсценировка, театрализованные представления.
3. Беседы, составление планов, характеристик героев.
4. Диспуты, литературные гостиные, конкурсы, викторины. Ролевые игры.
5. Творческие работы, проекты.
- В ходе социализации младших школьников на уроках литературного чтения применяю следующие примерные виды и формы деятельности.
( Слайд 11.)
Виды организации деятельности: | |
- игровая, |
|
- проблемно-поисковая, | |
- художественно-творческая, | |
- практическая |
|
|
|
( Слайд 12.)
Формы организации деятельности учащихся:
- индивидуальная
- групповая
- работа в парах
- фронтальная.
3. Практическая часть.
Знакомство с опытом работы по социализации на уроках литературного чтения.
Социализация младших школьников на уроках литературного чтения в первую очередь решает задачи развития и воспитания личности ребёнка, формирования у него ценностных смысловых и духовно-нравственных ориентиров.
С этой целью на любом этапе урока - будь то изучение нового материала, закрепление, обсуждение устанавливаю такие взаимоотношения, при которых всем хорошо и комфортно в классе, когда дети учатся, как обращаться друг к другу, не обижать друг друга, слушать и понимать мнение одноклассников, дружить.
( Слайд 13)
В результате появляются такие правила общения на уроке:
умей слушать других;
не перебивай, выслушай;
мы обращаемся друг к другу по именам;
мнение твоего товарища тоже может быть правильным – учись его внимательно слушать;
больше улыбайся - от улыбки станет жизнь светлей;
делай добро, помогай товарищу, делись своими знаниями;
учись терпению: поссорился - помирись;
если виноват, учись просить прощение, умей сам прощать.
( Слайд 14)
Развивать младших школьников в данном направлении на уроках литературного чтения мне помогают различные формы и современные технологии.
(Слайд 15)
Сегодня, хочу коснуться некоторых из перечисленных технологий, которые применяю на уроках литературного чтения, работая по социализации учащихся.
Социо – игровая технология
Игра, которую я предлагаю ребятам в ходе работы над литературными произведениями, незаметно для них самих подводит к обсуждению поступков героев, учит давать подробную характеристику действующих лиц или событий, преломлять их к жизненным ситуациям рассматривая их, как бы извне.
Чтобы понять литературный образ и вместе с ним понять основную идею литературного произведения, необходимо учащимся поставить себя на место того или иного литературного героя, через призму собственного сознания и жизненного опыта пропустить мотивы, побуждающие героя к тому или иному поступку.
С этой целью создаю для учащихся ситуации нравственного выбора, оценивания себя, своих и чужих поступков. Подбираю задания и вопросы позволяющие учащимся ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
В рамках данной технологии, я ставлю перед собой такие задачи:
• помочь детям научиться эффективно общаться;
• сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
• способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
• воспитать в школьниках желание узнавать новое.
- Приведу примеры некоторых игр, которые позволяют реализовать данные задачи:
Игра «Волшебные очки».
Данный вид игры применяю в работе с учащимися 4-го класса.
(Слайд 16.)
Цель: развитие умения давать доброжелательную оценку, разбирать поступки героев и соотносить их с жизненными ситуациями.
Ход игры:
Предлагаю учащимся вспомнить сказку «Снежная королева», однако обсуждение поступков героев провести интересным способом. Например, представить себе, что Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все, то хорошее, что есть в каждом литературном персонаже данного произведения.
Предлагаю «примерить эти очки» и рассказать о каждом герое отдельно, стараясь увидеть, как можно больше хорошего.
Надеваю очки первая и даю образец описания одного из персонажей сказки, продолжая его вопросом, чем приблизил данный персонаж положительный итог событий сказки?
После игры дети говорят, какие трудности они испытали, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось раскрыть причины и следствия различных ситуаций.
Для учащихся 1- го, 2- го класса, предлагаю следующий вид работы:
Игра « Мы из будущего»
(Слайд 17)
Суть игры заключается в следующем, я называю сказочный предмет, ребята должны догадаться, во что превратились эти чудеса в современном мире.
- Гусли………. ( Ответ - магнитофон)
- Ковер - самолет………… (самолёт, ракета)
- Чудо – зеркало.. (компьютер, интернет)
- Перо Жар – птицы… (лампа)
- Клубок ниток, указывающий дорогу… (компас)
- Сани, что везут сами… ( автомобиль)
-Далее, предлагаю детям проявить творчество, задавать самостоятельно вопросы поработав в парах.
Итог игры – вывод, который делают ребята самостоятельно.
То, что было чудом раньше, сейчас – самые обыкновенные вещи.
(Слайд18)
Технология «Групповая проблемная работа».
Данная технология позволяет мне решить задачи:
- коммуникативного опыта учащихся
- взаимопонимания,
- общения,
- поведения в проблемных ситуациях.
Цель: дети открывают для себя разные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, замыслом, приёмами исполнения.
Применяя данную технологию, я подбираю диалоги во время работы над стихотворениями и, конечно же баснями И. А. Крылова.
Известно, что басня - прекрасное средство для воспитания нравственных качеств у младших школьников, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Басня укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение.
Чаще всего такое задание получают учащиеся 3 класса при подготовке к урокам внеклассного чтения.
Участвуя в инсценировке, ребята приобретают социальный опыт.
В ходе работы, я предлагаю учащимся вспомнить крылатые выражения демонстрируемой ими басни, которые надолго вошли в нашу жизнь. Например:
(Слайд 19)
А вы, друзья как не садитесь все в музыканты не годитесь. (Квартет)
А воз и ныне там. (Лебедь, Рак и Щука)
От радости в зобу дыханье сперло. (Ворона и Лисица)
За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он кукушку. (Кукушка и Петух)
Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона. (Слон и Моська).
В заключении работы предлагаю учащимся для обсуждения ряд вопросов, например:
- Как вы понимаете смысл данных выражений?
- А в жизни, мы встречаемся с такими ситуациями?
- Приведите примеры.
Социализации младших школьников на уроках литературного чтения не возможна без работы с пословицами и поговорками, как одним из наследий национальной истории и культуры, а следовательно, не заменимыми в качестве приобретения социального опыта учащихся.
Часто выполняя задания творческих конкурсов, учащиеся затрудняются в работе с пословицами. Возможно, это заключается в том, что дети не понимают их смысла, не соотносят их с жизнью, имея малый социальный опыт.
На данном этапе работы по социализации, предлагаю учащимся 3- го класса задания, например:
- Прочитайте пословицы и поговорки. Раздели их на три группы:
( Слайд 20)
Первая группа:
- пословицы и поговорки, не имеющие иносказательного, переносного значения.
Вторая группа:
- пословицы и поговорки употребляющиеся и в прямом, и в переносном значении.
Третья групп:
- имеющие только иносказательный, переносный смысл.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Не хвали себя – есть умней тебя.
Цыплят по осени считают.
Видно неряху по грязной рубахе.
На основе старых пословиц могут создаваться новые. Так пословица «Учись боец, командиром будешь» создана по образцу пословицы «Терпи, казак, атаманом будешь». В пословице «Врагов бояться – пограничником не быть» угадывается пословица «Волков бояться – в лес не ходить».
Для учащихся 4- го класса усложняю задание. Предлагаю в ходе групповой работы, создать свои пословицы, используя уже известные им.
Подведение итогов.
Уважаемые коллеги, работа по социализации в любых проявлениях, прежде всего творчество каждого учителя. Сегодня я привела примеры самых распространенных приемов, которые я применяю в своей работе по социализации на уроках литературного чтения. Конечно, это крупицы того, что возможно и нужно предпринимать в этом направлении. Надеюсь, представленный мною материал может быть полезен для использования в вашей практической деятельности.
Список литературы
1. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников /Т.В. Рыжкова. - СПб., 2008. – 159 с.
2. Черемисинова Л.И. Мораль в баснях И.А. Крылова / Л.И. Черемисинова. М- 2003. - №10. - С. 26-31.
2. Мелкомукова, И. Ш. Механизмы активизации образовательного процесса как фактора успешного обучения, развития и воспитания младшего школьника / И. Ш. Мелкомукова. — Магнитогорск, 2012. — 70 с.
3. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 320 с.
4. Власова, Г. И. Социализация младших школьников в современной институциональной среде (на примере городских образовательных сообществ): дисс. ... канд. пед. наук / Г. И. Власова. — Санкт-Петербург, 2014. — 265 с.
5. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62-68.
6. Соколова, И. Ю. Психолого-педагогические основания развития личности и сохранения ее здоровья в системах общего и профессионального образования / И. Ю. Соколова // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 6. — С. 449-457.
7. Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов. — Москва: Педагогика, 1989. — 206 с.
8. Поляков, С. Д. Технологии воспитания / С. Д. Поляков. — Москва: Владос, 2002. — 144 с.
9. Венгер, Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л. А. Венгер, Т. Д. Марцинковская, А. Л. Венгер. — Москва: Знание, 1994. — 192 с.
10. Овчарова, А. П. Понятие «психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста» как педагогическая категория / А. П. Овчарова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2012. — №4. — С. 70-77.
11. Змиева, С. И. О педагогическом сопровождении социализации младших школьников / С. И. Змиева // Начальная школа. — 2016. — № 7. — С. 41-44.