Мастер-класс «Создание телерепортажа»

Категория: Литература

Мастер-класс

 

«Создание телерепортажа»

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Создание телерепортажа»»

Мастер-класс


«Создание телерепортажа»


Цели мастер - класса:

-Обучающие: дать представление о репортаже как о жанре, показать виды репортажа ( газетный репортаж, телерепортаж, радиорепортаж), формировать умение отличать телерепортаж от других видов, показать как строится телерепортаж, научить создавать телерепортаж, а также ближе познакомить учащихся со специальностями сферы «Журналистика», с основными профессиональными качествами, которыми должен обладать журналист.

-Развивающие: развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся, повысить интерес к чтению;

-Воспитательные: Пропагандировать здоровый образ жизни на примере созданных телерепортажей, воспитание воли и настойчивости в достижении поставленных целей, развитие коммуникативных навыков, расширение знаний о профессии журналиста.


Ход мастер - класса

1.Слово учителя о задачах и целях данного мастер - класса.

-Периодическая печать, радио и телевещание давно стали атрибутом жизни современного человека. Миллионы людей в разных уголках планеты ежедневно приобщаются к мировой культуре, узнают последние новости или просто отдыхают, включив свои радиоприёмники, телевизоры или развернув газеты.

Сегодня мы продолжим знакомство с интересным и увлекательным миром - журналистикой. Где каждый из вас попробует себя в роли репортёра, редактора, интервьюриста, корреспондента и актера (так как журналист должен быть и актёром). А также позволит более глубоко изучить тему «Публицистический стиль» и его жанры и разработаем «Технологическую карту» на базе вашего алгоритма.

2.Лекция с элементами беседы.

-На прошлом занятии мы с вами познакомились с репортажем, с видами репортажа и жанрами. (Дети находят большую часть информации самостоятельно. Называют основные признаки репортажа).

-Термин «репортаж» происходит от французского « reportage» и английского « report», что означает сообщать. Как и другие жанры журналистики, репортаж сообщает о новостях.

-Репортаж – информационно – публицистический жанр, «дающий наглядное представление о событиях через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события». Стержнеобразующий элемент здесь – отражение события в том виде, в каком оно происходило, в самом деле, а значит, репортаж позволяет создать движущуюся панораму действительности и передать ощущение динамики жизни.

-В Толковом Словаре Русского Языка Даля даётся такое определение репортажа: РЕПОРТАЖ-сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация в печати, по радио, телевидению. Мы часто слышим: «Репортаж с места событий» подразумевая краткий рассказ о каком-либо событии, которое не может оставаться не замеченным.

Признаки репортажа:

1. Полная и достаточно достоверная информация.

2. Репортаж ведёт (пишет) репортёр.

3. В репортаж обычно включают интервью со свидетелями события (происшествия).

4. На телевидении репортажи ведутся в основном в прямом эфире.

5. Репортаж краток, но в нём должна содержаться вся необходимая информация.

Репортаж включает в себя маленькое журналистское расследование, которое должно заинтересовать и привлечь людей. Если происшествие или событие довольно крупных масштабов, репортажи из горячих точек ведутся каждый час, при неожиданном повороте событий - гораздо чаще.

Ведущие репортажи – люди - репортёры – специально обучены для этой профессии. Им приходится бывать в горячих точках, в долгих командировках. Задача репортёра - добыть информацию, немного приоткрыть завесу тайны. Иногда репортёров называют корреспондентами, но круг их работы гораздо уже.

Репортажи необходимы для того, чтобы донести до людей информацию, которую они хотят знать. ( Сообщение подготовила ученица 7 класса).

-Какая задача стоит перед автором репортажа?

Рассказать о событии, чтобы слушатель или читатель увидел его на самом деле. Телерепортаж способен показать.

-Выделите основные жанрообразующие элементы репортажа. 1.Последовательное воспроизведение события;

2.Наглядность;

3.Предельная документальность;

4.Образная аналитичность;

5.Активная роль личности самого репортёра.

-Назовите виды репортажа.

-Живой и эфирный.

- Какие существуют способы подачи репортажа?

Комментированные и некомментированные (некомментированный полностью лишён закадрового авторского текста).

- Рэйм Уайт разделил репортаж на семь жанров:

1.Ситуативный (незапланированный);

2.Твёрдый (запланированный);

3.Предыстория;

4.Комплект;

5.Серийный;

6.Специальный;

7.Художественный.

-Скажите, а какой повод может послужить для создания репортажа?

-Конфликт, катастрофа, знаменитость, последствие, развитие, и т.д.

-А что такое информационный повод?

Информационный повод – это толчок к созданию репортажа.

-Кто работает над созданием репортажа?

Журналист, оператор, репортёр.

(Двое учащихся зачитывают сообщения о работе репортёра и журналиста).

- Назовите составные (композиционные) части телевизионного репортажа.

-лид;

-закадровый текст;

-стендап;

-видеоряд;

-звуковой фрагмент или синхрон;

-шумы (По ходу дают пояснения).

-Кто сделал свои выводы о репортаже? (Дети зачитывают свои выводы).


Домашнее задание. Учащиеся подготовили алгоритм для создания телевизионного репортажа (См. примечания №1). Объясняют.

-Используя этот алгоритм, ребята подготовили телерепортажи по теме, которая им близка и понятна - это сказка «Колобок». (Первая группа, ребята 8 класса, показывают свою версию. После просмотра учащиеся 7 классов доказывают, что они увидели репортаж. Называют основные признаки телевизионного репортажа. Затем 7 классы показывают свою версию. См. примечание №2).

-О чём ваши репортажи?

-Наши репортажи говорят нашим ровесникам о том, что если не слушаться старших, водиться с дурной компанией, пить алкогольные напитки и курить, то обязательно попадёшь в беду.

- Ребята, а сможет ли другой ученик, который не занимается журналистикой, создать телевизионный репортаж, используя ваш алгоритм?

-Нет.

-Ваша задача, используя накопленный, изученный материал, создать «Технологическую карту», с помощью которой другие ребята написали бы телевизионный репортаж. ( Учащиеся работают над созданием «Технологической карты». В это время одна из учениц берёт интервью у гостей и у ребят. Вопросы заранее подготовлены).

Знакомят с «Технологической картой». (См. примечание №3).

-Сейчас возьмите «Технологическую карту» и подготовьте телерепортаж по сказке «Теремок».

(Учащиеся просматривают мультфильм «Теремок»).

-Напомните, что важно для создания телерепортажа?

-Событие.

-Какое событие произошло в сказке «Теремок»?

-Теремок развалился.

-Задача репортёра?

-Найти причину, провести расследование.

(Показывают инсценировку репортажа).

-Почему рухнул теремок?

-Потому что каждый думал только о себе. А если бы жили в мире и согласии, то всё было бы «Как ни в сказке сказать, ни пером описать».

(Работают над созданием репортажа обе группы. Разбивка ролей. Показывают телерепортаж).

Итог.

-Что вы узнали о телерепортаже? Чем отличается он от других репортажей? (Подводят итог).

Домашнее задание. Отредактировать полученный телерепортаж, подготовить сообщение о радиорепортаже. Прослушать несколько радиопередач, выбрать понравившуюся радиопередачу, подготовить о ней свой отзыв.



Приложение №1

Алгоритм




Репортаж


Газетный Радиорепортаж

Телерепортаж (жанр журналистики)



Разновидности




Прямой Фиксированный

Композиционные элементы




Лид Стендап Синхрон


Состовные части

Закодированный текст Видеоряд Звуковой ряд Шумы

Приложение № 2

Репортаж по сказке «Колобок»

Ведущая новостей:

Корреспондент

Лиса:

Медведь:

Волк:

Бабушка

Дедушка:

Оператор:

Схема репортажа


Видеоряд

Текст

1.В камеру: вступление ведущего.

Ведущая:

-Добрый день! В эфире «Новости леса». Только для зрителей нашего канала срочное сообщение! Сегодня утром от Бабушки и Дедушки сбежал колобок! С места событий наш корреспондент Соня. Соня, добрый день!

2.Крупный план. В кадре корреспондент. За ним избушка, где проживал Колобок.

Корреспондент:

-Здравствуйте! Мы находимся в самой гуще событий. За мной стоит дом, из которого сбежал Колобок. Бабушка и Дедушка не находят себе места. Упорная работа милиции не дала положительных результатов.

3.Интервью с Бабушкой и Дедушкой.

Корреспондент:

-Скажите, а почему от вас ушёл Колобок?

Бабушка:

- Мы всё для него и за него делали. Что только пожелает и у него, как на скатерти самобранке. Да вот только связался он с плохой компанией. Волк покурить даст, лиса выпить, а мы его за это журили, журили - вот он и сбежал от нас.


Дед:

-Пропадет, помогите найти!

4.Средний план. Мимо проходит Медведь.

Корреспондент:

-Скажите, вы слышали, что произошло в соседнем доме?

Медведь:

-Ну, я слышал, что этот бездельник от них сбежал. Напился и на всю деревню кричал: «Я от Бабушки ушёл, я от Дедушки ушёл…»

Корреспондент:

-А почему ушёл?

Медведь:

-Избаловали, вот я ему бы… А вот и его компашка!

5.Общий план. Лиса и Волк с сигаретами, громко о чём-то говорят.


Корреспондент:

-А вот и главные подозреваемые в пропаже Колобка.

Вас последними видели с Колобком.

Лиса:

-Чуть чего так мы с Серым всегда виноваты.

Корреспондент:

-Но это вы научили несовершеннолетнего Колобка пить и курить, грубить взрослым.

Волк:

-Он сам нас об этом просил.

Корреспондент:

-И где же сейчас Колобок?

Лиса и Волк:

-Не знаем!

Корреспондент:

-А чем это от вас так вкусно пахнет?

Лиса и Волк:

-Не знаем!

Корреспондент:

-Куда вы убегаете…


6.В камеру крупным планом лицо корреспондента. Вдалеке убегающие Волк и Лиса.

Корреспондент:

-Куда же делся Колобок?

Пока ничего не известно, но сейчас только день, поэтому расследование продолжается, ждите вечерних новостей на канале «Новости леса».

7.Студия. В камере ведущая.

Ведущая:

- Спасибо, Соня. А теперь переходим к следующим новостям.















Приложение № 3

«Технологическая карта»



Репортаж (толчком к созданию служит

информационный повод)


Газетный Радиорепортаж






Телерепортаж (жанр журналистики)



Разновидности




Прямой Фиксированный

Транслируется в эфир Употребляется при

в момент совершения невозможности показать

действия, осуществляется событие в момент его

с помощью передвижной совершения или в его реаль-

телевизионной станции. ном временном объёме.


Композиционные элементы




Лид Синхрон


Текст, которым ведущий Звуковой фрагмент, записан-

представляет репортаж. ный на месте съёмок- интер-

В газетном репортаже - вью кого-либо. Порой может

первый абзац текста репортажа. состоять из нескольких фраз, состыкованных в одну.

При этом мысль интервью-

ированного не должна

искажаться.


Стендап


Появления журналиста в кадре.

В газетном репортаже – основной текст репортажа.


Составные части

Закодированный текст Видеоряд Звуковой ряд Шумы

Текст сообщения, Смонтированные Записанный на (Интершум и

написанный репор- воедино кусочки видеоплёнку люфт-пауза)

тёром и записанный видеоизображения, звук, синхрон- звук, записан-

на плёнку в студии. планы. ный изображе- ный на месте

Закрывается видео- нию. событий, син-

рядом при монтаже. хронный изо-

бражению.

Интершум -

если он звучит

параллельно

закадр. тексту.

Люфт - если он

звучит вместо

закадр. текста.


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас