Мастер – класс урока обществознание в 10 а классе (профиль)
учитель Панкратова Ж.А.
Тема: Сознание и знание.
Тип мастер – класса: открытие новых знаний
Цель урока: научить самостоятельно решать проблемы; изучить тему «Сознание», связь сознания с процессом познания и знанием через применение технологии критического мышления и приёмов, свойственных данной технологии
Задачи обучающие: научить работать с источниками по философии, исследовать, анализировать их, делать выводы устно и в форме зрительных образов (схем, рисунков)
Задачи развивающие: развивать умение высказывать своё мнение, излагать свою точку зрения; работать в паре (коммуникативные навыки), распределять между собой нагрузку, задания, брать на себя ответственность, вырабатывать и защищать свою позицию
Задачи воспитывающие: воспитание толерантности, терпимости к различным точкам зрения, умения прислушиваться к мнению окружающих, вести конструктивный диалог
Оборудование: компьютер и проектор (для демонстрации презентации и решения тестов); доска, на которой пишутся название темы, проблема, цель урока, рассматриваемые вопросы; листы бумаги и фломастеры для оформления ответов учащихся в виде схем, рисунков и магниты для прикрепления схем и рисунков на доске
Новые понятия: сознание, общественное и обыденное сознание, массовое сознание, идеология, индивидуальное сознание, материалисты, идеалисты, дуализм, теоретическое сознание, бессознательное и неосознанное
Ход мастер – класса:
Здравствуйте уважаемые гости и дети!
Друзья, давайте посмотрим с вами видеоролик, вспомним, что вы прочитали дома в учебнике, какие термины самостоятельно необходимо вам было найти с справочной литературе и определим тему сегодняшнего урока.
Просмотр видеоролика. Ответы учащихся.
Запись темы на доске.
Исходя из полученного опыта «соприкосновения» с данной темой, давайте определим с вами «тонкие» и «толстые» вопросы, которые встают перед нами.
Запись вопросов на доске
«Тонкие»
Что такое сознание, бессознательное, неосознанное, самоосознание, самопознание, познание, знание?
Что такое индивидуальное и коллективное сознание, каковы его формы?
Какие существуют теории, концепции познания сознания?
Какова структура сознания?
«Толстые»
Есть ли сознание у животных?
Познаваемо ли сознание?
Как взаимосвязаны между собой изученные понятия?
Ответы учащихся по группам на 1 вопрос по очереди группы (домашняя индивидуальная работа)
Работа по группам – ответы на вопросы:
1 группа – на тонкий 2 вопрос
2 группа – на тонкий 3 вопрос
3 группа – на тонкий 4 вопрос
4 группа – на толстый 1 вопрос
На толстый второй вопрос ответ учащихся, высказывание мнений
На последний толстый вопрос группы выбирают для составления синквейна по 1 термину (или 2), а остальные рисуют, какие ассоциации возникли у них в ходе изучения темы, показав термины во взаимосвязи, одна группа составляет кластер.
Защита своих работ.