Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 46» г.о. Нальчик
Мастер-класс по познавательному развитию в средней группе «Мой чудный край…»
Автор: воспитатель
Пшукова М.М.
2022г
Программное содержание:
Образовательные:
Закрепить знания о Кабардино-Балкарии, ее достопримечательностях, столице Нальчик, о горе Эльбрус. Знакомить с нетрадиционными изобразительными техниками: бумагопластика, рисование воздушными красками-пенками; познакомить с техникой рисования на воде (Эбру).
Создавать эмоциональный настрой детей.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к изучению родного края. Обогащать речь, умение делать выводы, повышать интерес к окружающему миру, умение применять полученные знания на практике.
Воспитательные:
Воспитывать толерантность, уважение к людям разных национальностей, бережное отношение к природе.
Нравственно-патриотические:
Воспитывать любовь и уважение к краю, в котором ты живешь, чувство гордости за родную природу родной республики, бережного отношения к ней.
Словарная работа:
Активизация и обогащение словаря; подкова, нарзан, пейзаж, эбру.
Интеграция образовательных областей: Познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие.
Предварительная работа:
Беседы о родном крае, чтение легенд, стихов о КБР, знакомство с бытом, народными промыслами, рисование на тему «Мой край родной».
Материал и оборудование:
Презентация, ноутбук, проектор; картонный лист голубого цвета; тарелочки с мокрой бумагой; воздушные пенные краски, кисточки; пинцеты; минеральная вода «Нарзан», одноразовые стаканчики; тарелки со специальной смесью для рисование на воде; зубочистки, пипетки, краски – голубого, красного, зеленого, желтого цветов, белый лист бумаги; подставки для кисточек, стаканчики с водой, салфетки.
Ход:
Воспитатель: - Ребята, проходите, посмотрите, сколько у нас гостей.
Давайте поздороваемся.
Дети– Здравствуйте.
«Здравствуйте», ты скажешь человеку,
«Здравствуй», улыбнется он в ответ,
И, конечно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
В.: - Дети, на всех языках мира слово «Здравствуйте» – это пожелание мира, добра, здоровья. Скажите, а в какой республике мы с вами живем? (в Кабардино-Балкарии) А вы знаете, как приветствуют друг друга Кабардинцы? (Уи махуэ фIыуэ - добрый день!) А Балкарцы? (Кюн ашхы болсун!)
В.: О нашей республике поэт написал такие красивые слова?
Мой чудный край,
Страны огромной долька.
Горами стиснутый со всех сторон,
Ты мне дороже всех
Я здесь рожден!
В.: - Послушайте какие замечательные, слова прочитают наши дети
про Кабардино-Балкарию.
Дети:
- Кабардино- Балкария – это горные цепи.
Это пики, взлетавшие до облаков.
- Кабардино- Балкария – это дивные степи,
Это реки, вскипевшие близ берегов!
- Кабардино- Балкария – это славные люди!
Это сила, лежащая в гуще садов.
- Кабардино- Балкария – это отрадные будни.
Это шум небольших, но родных городов!
В.: - Я предлагаю вам отправиться в путешествие по родному краю.
В.: - А на каком транспорте мы поедем, угадайте сами.
(Звук – топот лошади) Раньше в старину, когда не было машин. Наши дедушки и бабушки ездили верхом на лошадях.
В.: - Ну что ж поехали! Но! (Поскакали по кругу с цоканьем язычками)
В.: – Приехали на лужайку, посмотрите, как здесь красиво! Садитесь на «пенечки».
В.: - Кто мне скажет, как называется главный город КБР?
Д.: - Город Нальчик!
В.: - Почему наш город так называется, откуда взялось название?
Д.: - В переводе с кабардинского языка «Нальчик» - означает подкова, так как город окружен с трех сторон горами в виде подковы. (Слайд – подкова)
В.: - Люди верят, что подкова приносит счастье, удачу, благополучие и очень любят свой красивый город. Здесь чистый, горный воздух, много зелени, красивый парк, реки, озера, горы. Поэтому к нам приезжают люди из разных уголков нашей страны отдыхать, полюбоваться красивой природой, лечится. А лечатся они минеральной водой «Нарзан». «Нарзан» – это волшебная вода, способная очищать организм человека от многих болезней.
В.: - А что означает слово «Нарзан»? («Богатырская сила», «Волшебная вода»).
В.: - Глотнем волшебной водички и отправимся дальше.
(Дети пьют нарзан, разлитый по стаканчикам).
В. – Ну что, оздоровились, освежились, набрались богатырской силы. Поскакали дальше. (Скачем по кругу)
В.: - Приехали на следующую лужайку. Это непростая лужайка. Чувствуете, как здесь свежо? Какой здесь чистый воздух? Мы поднялись с вами в горы. Вдохните свежего горного воздуха полной грудью, а теперь понюхаем цветочки. (Дыхательное упражнение).
В.: - Давайте сядем на полянку и поговорим. Символом Кабардино-Балкарии являются горы. Как–будто подпирая небеса, стоят грядою горные вершины.
Назовите самую высокую гору? (Эльбрус). (Слайд)
Кабардинцы называют его «Ошхамахо», балкарцы – «Минги-Тау», что в переводе означает «гора Счастья», «Снежная гора».
В.: - Как в народе называют Эльбрус? (Двуглавый).
В.: - Почему его так называют? (Имеет две вершины).
В.: - Почему гора Эльбрус белая?
Д.: - Покрыта вечными снегами и льдом.
В.: - Давайте мы немного поиграем с ветерком и продолжим наше путешествие.
Физминутка
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте).
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
В.: - Следующая остановка – художественная мастерская.
В.: - Кто такие художники? (Люди, которые рисуют картины) А кто вспомнит, что такое пейзаж?
Д: — Это изображение природы на картине.
В.: - А если на картине горы, то мы говорим….
Д.: - Горный пейзаж.
В.: А сейчас я предлагаю вам стать художниками, и нарисовать, гордость КБР - самую высокую гору Эльбрус с его альпийскими лугами. (Слайд)
И мы не просто будем художниками, а ещё научим наших гостей делать работы в разной технике.
Вот у нас маленькая выставка. Расскажите гостям, с помощью чего мы создавали работы? Вспоминайте. (Крупа, соль, вата, салфетки и т.д.).
В.: А сегодня мы будем рисовать волшебными красками–пенками
за первым столом; за вторым столом - мокрыми салфетками, с помощью пинцетов; а за третьим столом наши мастера будут рисовать на воде. Это древнейшее, увлекательное искусство называется – Эбру.
В.: - Повторите, как называется это искусство? (дети повторяют).
В.: - Внимательно посмотрите, выберите, кто в какой технике хочет делать свою работу.
В.: - Но прежде, нам надо подготовить наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
«Наши руки как цветочки,
Пальчики как лепесточки.
Солнце просыпается –
Цветочки раскрываются.
В темноте они опять
Будут очень крепко спать».
В.: - Проходите, займите свои места, садитесь красиво, ножки вместе,
спинка ровная, принимаемся за работу, начинайте творить.
Самостоятельная работа. Звучит спокойная музыка.
Воспитатель предлагает гостям включиться в работу. Затем готовые работы выставляются на выставку. Отмечается, какая работа получилось удачнее и аккуратнее.
В.: — Вот так красиво закончилось наше путешествие по родному краю. Какие у нас получились замечательные, красивые, яркие и пухлые рисунки.
В.: - Что мы сегодня рисовали?
Д.: - Горный пейзаж, гору Эльбрус.
В.: - Ребята, понравилась вам, наша сегодняшнее путешествие? А что именно вам понравилось больше всего? (дети перечисляют).
В.: - Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Будем её беречь и любить!